Занятие на тему «Ремесла и промыслы»

1
0
Материал опубликован 7 May 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества город Новый Уренгой

Технологическая карта дистанционного занятия

педагога дополнительного образования

Долгушевой Надежды Анатольевны

Программа: «Этнография»

Год обучения: 1

Тема занятия: Ремесла и промыслы.

Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Цель: ознакомление обучающихся с промыслами народов севера.

Задачи:

Образовательные:

познакомить обучающихся с промыслами северных народов;

формировать представление об онлайн платформе Core;

выполнять практические упражнения по теме занятия.

Развивающие:

развивать информационную компетенцию;

способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти;

развивать умения работать с медиаресурсами.

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;

воспитывать культуру поведения в сети Интернет.

Формы работы: устная, https://blimb.su/ - гимнастика для глаз, выполнение интерактивных заданий.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Формы контроля: практическая работа.

Сервисы и инструменты для организации образовательного взаимодействия: платформа для конференции Zoom, онлайн платформа Core.

Оборудование: компьютер (телефон) с выходом в Интернет.

Дидактические средства: презентация.

Планируемые результаты:

а) предметные:

- отвечать на вопросы педагога;

- использовать новые понятия;

- уметь осуществлять первичное знакомство с новыми знаниями через материал презентации;

- использовать навыки поискового чтения.

б) личностные:

- показать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию и самооценке на основе мотивации к познанию и обучению;

- формировать ответственное отношение к учению;

- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к другим людям.

Этапы занятия

Действия педагога

Действия обучающихся

Используемые ресурсы

1.

Организационный (установление связи на платформе, определение отсутствующих, объявление темы, цели и задач занятия, мотивация)

Передача информации посредством мессенджеров о данных предстоящей конференции накануне.

Добрый день, ребята. Сегодня мы работаем в онлайн режиме. Тема нашего занятия «Ремесла и промыслы».

Мы продолжаем работу над этой темой и сегодня познакомимся с промыслами народов севера, будем практиковать свои умения в выполнении заданий на онлайн платформе Core. Результаты я сразу увижу на платформе в качественном и количественном эквиваленте. Поэтому, пожалуйста, внимательно отнеситесь к их выполнению. По времени выполнение этих заданий займет у вас совсем немного времени.

Получают информацию в используемых мессенджерах.

Выходят онлайн на платформе Zoom в назначенное время, используя идентификатор и пароль, который сообщил педагог накануне.



Слушают педагога. Задают вопросы, если таковые возникают по ходу объяснения.

Мессенджеры.

Платформа Zoom.

2.

Основной.

Для начала напомните мне, пожалуйста, правила поведения в онлайн режиме конференции.








Да, все правильно.

Теперь переходим к новому материалу. Обратимся к материалу презентации и внимательно меня слушаем.


Промысел – добыча, охота или мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном (ремесло, занятие, мастерство).

Промысел занятие с целью получения выгоды каким-либо делом, в которым можно обеспечить , полностью или частично, доход, необходимый для жизни человека и его семьи.

Промыслом можно заниматься в одиночку или группой (артелью, бригадой).




Обратите внимание на слайд. Давайте разберем следующие виды промыслов народов севера: оленеводство, рыболовство, охоту, собирательство и морской зверобойный промысел.


Оленеводство - от­расль, за­ни­маю­щая­ся раз­ве­де­ни­ем и хо­зяй­ст­вен­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем се­вер­ных и пан­то­вых оле­ней. ис­то­ри­чес­ки сло­жив­шая­ся от­расль жи­вот­но­вод­ства в комп­лек­се при­ро­до­поль­зо­ва­ния Край­не­го Се­ве­ра. Хо­зяйственное ис­поль­зо­ва­ние оле­ня из­дав­на бы­ло раз­лич­но. У на­ро­дов тун­д­ро­вой зо­ны Ев­ра­зии пре­об­ла­да­ет мя­со-шкур­ное круп­но­стад­ное оленеводстсво с даль­ни­ми се­зон­ны­ми пе­ре­ко­чёв­ка­ми в ме­ри­дио­наль­ном на­прав­ле­нии; в та­ёж­ных рай­онах ис­поль­зо­ва­ние оле­ня в основном транс­порт­ное, ста­да от­но­си­тель­но не­боль­шие, пе­ре­ко­чёв­ки не­да­лё­кие. На мя­со за­би­ва­ют 4–5-ме­сяч­ных те­лят (мас­са ту­ши 25–30 кг) и взрос­лых оле­ней (до 80 кг). Из шкур вы­ра­ба­ты­ва­ют зам­шу, хро­мо­вую и др. сор­та ко­жи, из­го­тав­ли­ва­ют тё­п­лую оде­ж­ду, по­крыш­ки для чумов. В сев. рай­онах жи­вот­ных вы­па­са­ют в ста­дах под круг­ло­су­точ­ной ох­ра­ной, в юж­ных – со­дер­жа­ние оле­ней в основном по­лу­воль­ное с ис­поль­зо­ва­ни­ем в осен­ний пе­ри­од из­го­ро­дей. Ис­поль­зу­ют 4 по­ро­ды се­вер­но­го оле­ня: не­нец­кую, эвен­кий­скую, эвен­скую, чу­кот­скую.


Север по праву считается рыбацким краем, и для коренных народов рыбный промысел – это традиционная отрасль хозяйства. Предприятия по добыче и переработке рыбы на сегодняшний день по-прежнему составляют основу экономики региона. в Ямало-Ненецком автономном округе около 300 тысяч озер и 50 тысяч рек, где сосредоточено множество ценных видов рыб. Пресные воды данной местности насчитывают до 36 видов, 26 из которых выступают желанными объектами рыбалки. Обская губа особенно щедра на улов, поскольку выступает водоемом для зимовки мигрирующих рыб. Среди них огромное количество сиговых - осетр, нельма, пыжьян, муксун, чир (щокур), азиатская корюшка, омуль, сибирская ряпушка и другие.

Помимо перечисленных, в реках Обь и Таз в больших количествах обитают лещ, язь, судак, окунь. Что касается крупных озер Ямала, то здесь заядлые рыбаки могут поохотиться на сибирского хариуса, щуку, налима, пелядь, чира, сига и сибирскую ряпушку. На Южном Ямале, в реке Собь и в верховьях реки Таз распространен ещё один ценный вид рыб – таймень. В Щучьем озере обитает редкая рыба - арктический голец, а в устьях рек Ямала иногда встречаются даже пресноводно-морские рыбы - навага и полярная камбала.


Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.  Охота происходит с целью добычи ценного меха, а также в поисках пищи. Особый интерес у охотников, занимающихся добычей пищи, вызывают северные олени, волки, зайцы, суслики. Кроме того, даже в самых холодных краях нашли место своего обитания медведи, песцы, белухи, чей мех особо дорого ценится. На севере водится немало птиц, учеными насчитывается порядка 250 видов. Часто в этих местах можно встретить куропаток и гусей, которых можно употреблять в пищу, большое разнообразие чайковых видов, а также наземных. С наступлением зимы многие обитатели местной фауны покидают свое местоположение, климатические условия становятся менее пригодными для жизни, поэтому охота в этот период совсем не простое дело. Профессиональные добытчики обладают уникальным навыком распознавать вид животного по следам, более опытным охотникам удается даже понять половую принадлежность животного, а также сыт зверь, или голоден. Заснеженность следа является главным показателем как давно в этом месте проходил зверь. Основным источником пищи у северных народов является охота на оленей.


Собирательство – самый древний вид деятельности человека до сих пор актуален для коренных народов Севера. Люди до сих пор собирают то, чем может угостить их природа. Им очень хорошо известны полезные плоды, ягоды, грибы и растения. Что-то они используют для питания, а что-то для лечения. Из ягод собирают голубику, бруснику, клюкву, чернику, жимолость. Самая ценная считается княженика, или птичья ягода. Из растений заготавливают иван-чай (кипрей), сабельник болотный, ягель, багульник, таволгу, тундровый лопух – коровяк, листья брусники. Тундровые кочевые ненцы ничего не заготавливают впрок, т.к. кочевой образ жизни не позволяет иметь большой скрап. И они не собирают грибы потому, что их считают лакомством оленей. Лесные же ненцы и другие северные народы, ведущие оседлый образ жизни заготавливают ягоды, грибы, травы, орехи, цветы, а также березовый гриб чагу и ивовый древесный гриб.


 На севере широко развита и охота на морских животных, таких, как тюлени, нарвалы, моржи, нерпы. Охотятся на таких обитателей чаще всего, когда они на берегу, ведь в этот момент животные неуклюжи и наиболее уязвимы. В зимнее время года поверхность воды постепенно заполоняется льдом, чтобы он не перекрыл доступ к кислороду, тюлени проделывают специальные отверстия. Именно у этих лунок и поджидают охотники свою добычу. Таким образом время охоты может затянуться на несколько часов. Как только тюлень подплывает насытиться воздухом, резко набрасывают гарпун на лунку, в результате чего тюлень задыхается. Также используется другой метод ловли тюленей, с помощью сетей. Сеть изготавливают из тонких ремней, закрепляют ее над отверстием. Как только насытившееся воздухом животное пытается нырнуть обратно, его ласты спутываются в сети. Особенно трудна охота на нерпу, ведь она ведет себя очень осторожно. Поэтому добытчики идут на всевозможные хитрости. Например, прикрываются белым щитом при приближении к добыче, выжидают момента, когда животное уснет или отвернется. Морской зверобойный промысел является древней традицией северных народов, поэтому людям удалось найти свой подход к охоте на каждый вид животного. 


Сейчас сделаем перерыв для того, чтобы наши глаза отдохнули, и продолжим работу.

Дети отвечают:

- нельзя перебивать педагога;

- стараться не отвлекаться, т.к. времени на отвлеченные разговоры у нас нет;

- не рисовать на экране, где транслируется презентация;

- если появляются вопросы в течение урока задаем вопросы в чате.

Смотрят презентацию, слушают педагога.












t1588851043aa.png


t1588851043ab.png









t1588851043ac.png





























t1588851043ad.png











































t1588851043ae.png












































t1588851043af.png




























t1588851043ag.png


3.

Физминутка для глаз.

В целях сохранения зрения, ведь мы теперь с вами чаще работаем с компьютером, наша физминутка будет на сайте https://blimb.su/ .

Туда вы зайдете, после завершения конференции. Это займет у вас 3 минуты 25 секунд.

t1588851043ah.png

t1588851043ai.png

https://blimb.su/


4.

Контроль усвоения материала.

Практическая работа отправлена с платформы Core. Задание рассчитано на 5 минут и обеспечит обратную связь автоматически. Задания отправлены вам чате Zoom, в котором мы с вами сечйас общаемся.


Платформа Core, и чат Zoom

5.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ребята, вы хорошо поработали. Все, что необходимо сделать, я вам сообщила. Если остались вопросы, я готова ответить на них в чате или в мессенджерах. Ваше домашнее задание займет 5 минут. О следующей встрече я отправлю вам дополнительную

информацию. До свидания.


Практическое домашнее задание


https://coreapp.ai/app/player/lesson/5e9624823d003d11bdd65143/2


Скопируйте ссылку и вставьте ее в строку браузера, перед вами будет упражнение, которое необходимо выполнить.


Платформа Core.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.