Конспект урока технологии в 5 классе «Знакомство с ремёслами и творчеством народных умельцев Кубани»
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация |
Результат этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога |
Действия обучающихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. 2. Эмоциональный настрой. |
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Слайд 1. Добрый день, добрый час я очень рада видеть вас! Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели!
|
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки. Настрой на урок. |
3. Актуализация знаний.
Определение темы урока. |
Осознание необходимости получения новых знаний. |
Определение границ знания и незнания. |
Беседа о Декоративно-прикладном искусстве - Давайте вспомним о чем шла речь на прошлом уроке? -Что такое декоративно-прикладное искусство? (Слайд 2) Декоративно-прикладное искусство многогранно. Народные ремесла, как его вид, - это визитная карточка любой страны, и не случайно российский телеканал Рашен Тревел Гайд провел исследования и составил топ - десятку самых популярных ремесел России. Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и изяществом шедевров народного искусства России. Просмотр ролика «Топ-10» – Вам понравился фильм? О каких ремеслах шла речь? Какое их них вам понравилось больше всего и почему? - Мы живем с вами на Кубани, которая богата своими традициями, разнообразными ремеслами. А если бы мы составили свою версию хит-парада Кубанских ремесел, какие бы ремесла вы включили? -Сегодня на уроке вы об этом узнаете, потому что тема урока : «Знакомство с ремеслами и творчеством народных умельцев Кубани»( Слайд 3). Откройте свои рабочие тетради, запишите в них тему урока (Приложение №1) |
Участвуют в беседе. - Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Да -Хохлома, Вологодское кружево и т.д
Гончарное дело, Кузнечное дело, Лозоплетение. Записывают тему в тетради.
|
4.Проблематизация.
Прогнозирование задач урока.
5. Мотивация учебной деятельности.
|
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель. |
-Давайте определим, какова же цель нашего урока, о чем мы должны узнать сегодня? Посмотрите на тему урока, она нам поможет определить, что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Цели и задачи (Слайд 4) – На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?- Какие же цели мы определим на этот урок?(цели – на доску)На прошлом уроке вы узнали, что у жителей разных регионов сложились свои виды художественных ремесел. От чего это зависело? От природных особенностей территории; От разнообразия полезных ископаемых; От тех материалов, которые были доступны людям. -Что перед вами? (Слайд 5) Да, но это не просто карта, это карта Краснодарского края. Давайте посмотрим, чем богат наш край. На Кубани много глины (слайд 6), растут камыш, Ива (слайд 7), в некоторых районах Кубань богата лесами (слайд 8), месторождениями железа (слайд 9).
-Теперь мы знаем, какими природными материалами богат наш край, а чтобы узнать, какие же ремесла издавна развивались на Кубани, мы выполним задание на интерактивной доске и в тетради. К доске я приглашаю 1 человека….. Остальные откройте тетради. Найдите задание №1. Вам нужно соотнести названия природных материалов и народных ремесел, соединив их линиями.
Ребята, кто уже готов, давайте проверим, как вы справились с заданием (Слайд 10). - Давайте еще раз повторим, какие ремесла издавна развивались на Кубани? (Слайд 11) Используй слайд на доске.
Щедрость земли кубанской, трудолюбие и талант ее жителей воспеты поэтами, композиторами (Слайд 12). Кубань, Моя родная сторона, К тебе тянусь я сердцем неизменно, Да будет прошлое твое не тленно, В трудах своих да будь благословенна Кубань, Моя родная сторона! -Скажите, как называют человека, который в совершенстве владеет ремеслом? |
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. узнаем кубанские ремесла; познакомимся с кубанскими мастерами; научимся изготавливать изделие в одной из техник Это зависит от того, какие материалы были доступны людям, особенности природы, разнообразия полезных ископаемых. карта
работа в тетради и на интерактивной доске
Глину используют в гончарном деле, лозу используют в лозоплетении, железо используют в кузнечном деле, лен используют для изготовления ниток, а значит для ткачества и вышивки, древесину используют в деревообработке На Кубани издавна развивались ремесла: лозоплетение, кузнечное дело, вышивка и ткачество, гончарное дело, деревообработка.
-Мастер, умелец |
6. Решение учебной задачи. (первичное ознакомление)
Работа в группе.
Диалог (фронтальная работа). |
Новое знание: |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. |
Для того, чтобы вам было легче представить работу мастера, я приглашаю вас на традиционную ежегодную ярмарку кубанских ремесел. Внимательно посмотрите сюжет, так как следующее задание будет непосредственно с ним связано. Ролик "Кубанская ярмарка" 1. Работа в группе - А сейчас каждая из вас окажется в роли мастера. Вы будете работать в группах, и детально познакомитесь с характерными особенностями ремесел Кубани. Перед вами конверты (Приложение №2), которые вы откроете только по моей просьбе. В них находятся наборы карточек, а также названия ремесел. Вам необходимо вместе посоветоваться, выбрать только те, которые относятся к вашему ремеслу и составить подробный рассказ о нем, используя алгоритм ответа который дан в тетрадях (это задание №2), там же вы найдете толковый словарик новых или непонятных вам слов. - Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 2 минуты. - Время вышло. - А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы представит ваше ремесло. (Слайд 13, слайд 14, слайд 15)
- Молодцы, вы познакомили нас с кубанскими ремеслами, как настоящие мастера своего дела. А я хочу представить вам еще одно ремесло, которое распространено не только в России, но и на Кубани. Я уверена, вам будет интересно узнать о нем. О чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку. Юля, прочитай пожалуйста загадку. 2. Загадка (Слайд 16). Я хорошая игрушка, буду девочкам подружкой. Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. Я прошу меня любить, не ронять меня, не бить! Совершенно верно! (Слайд 17) -Кто лучше мастера может рассказать о своем ремесле. Я хочу вас познакомить с Мариной Лазаровой, ярким, талантливым кубанским мастером по изготовлению тряпичной куклы. Внимательно посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы - Для чего делали кукол на Руси? - чем отличались кубанские тряпичные куклы? Видеоролик "Знакомство с тряпичной куклой" -Так для чего же делали кукол на Руси? - А кто помнит, как зовут мастера по изготовлению тряпичной куклы? - На какую особенность в изготовлении куклы обратила внимание диктор? 3. Рассказ – дополнения учителя. Внимание сюрприз! Достает куклу. Перед вами одна из кукол, которую издавна делали на Кубани. Давайте ее рассмотрим. - Что в ней необычного? - Что привлекло ваше внимание? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, оставалось белым, так как кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит и безвредной для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. - А чем она вам понравилась? Да совершенно верно, наша кукла одета в традиционно кубанский наряд. Это длинная пышная юбка, расшита яркой тесьмой. Это фартук, вышитый традиционно кубанскими мотивами и яркий платок. -А вы хотели бы научиться их делать? У вас сегодня будет такая возможность! |
Определяют правила работы в группе. - Группа, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх. Знакомятся с ремеслами Кубани. Работают в группе: выбирают карточки, которые связаны с из ремеслом. Анализируют новые сведения о ремесле. Рассуждают о том, какие материалы и инструменты необходимы для данного ремесла. - Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления.
Самооценивание.
Отгадывают загадку. -Кукла
-детей развлекали; -семью оберегали; -дом защищали; -здоровье приносили; Отличались кубанские куклы яркими тканями, чаще красными.
-нет лица
-красивый наряд
-да, конечно! |
7. Физминутка. |
Но прежде чем начать работу Надо нам девчушки встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять! Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело! А теперь ко мне идите, сундучки свои берите! (Слайд 18) . |
Отдыхают. Участвуют в физминутке. |
||
8. Самостоятельная творческая работа учащихся. |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. |
1. Подготовка к практической работе. - В сундучках, вы найдете все необходимое для изготовления тряпичной куклы. Там же находятся технологические карты по ее изготовлению (Приложение №3). При изготовлении куклы вы будите работать с ножницами. Давайте вспомним правила безопасного пользования ими (Слайд 19). Класть ножницы на стол справа от себя. Их лезвия должны быть сомкнутыми, направленными от себя. Передавая ножницы, их следует держать за сомкнутые лезвия. Не поднимать ножницы высоко над столом и не размахивать ими. А теперь откройте сундучок. 2. Практическая работа. - Достаньте технологическую карту. В ней вы найдете пошаговое объяснение процесса изготовления куклы. Прошу обратить ваше внимание, что первая и самая главная часть нашей куклы, это деталь ТУЛОВа и головы уже готова. Достаньте её, давайте рассмотрим. Тулово, от слова туловище, это - основание, на которое крепятся все детали с помощью ниток. Первой крепится голова. Для ГОЛОВЫ нужна белая хлопчатобумажная ткань (ситец, бязь), а также для набивки необходима вата. Мной уже проделана работа с 1-го по 3-й шаги.. Мы начинаем работу с четвертого шага. С помощью технологической карты, под контролем учителя учащиеся работают над созданием куклы. |
Учащиеся повторяют технику безопасности при работе с ножницами.
Рассматривают деталь тулова и головы. Учащиеся надевают рубаху, завязывают лентой вокруг шеи. Перевязывают лентой рукава. Подпоясывают талию. Надевают юбку и перевязывают лентами. Повязывают фартук. Повязывают очелье, надевают платок. |
9. Самооценка. |
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. |
Самооценивание работ учащихся - Наши куклы готовы. Покажите их друг другу, мне, и нашим дорогим гостям. Посмотрите, какие замечательные они получились. - Вы заметили, что материалы у всех были одинаковые, а куклы получились все разные. Как вы думаете почему? А теперь приведите свое рабочее место в порядок (положите ножницы в сундучок. Закройте его, а кукол поместите в центр стола. |
Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием)
Потому, что каждый умелец вкладывает в работу свою душу, мастерство, талант, настроение). |
10. Итог. Рефлексия деятельности. |
Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Беседа по вопросам: – Мы познакомились с традиционно кубанским ремеслом- изготовлением тряпичной куклы. Оно могло бы занять достойное место в хит-параде кубанских ремесел. - Что бы вы узнали о кубанской тряпичной кукле, как бы вы ее представили? - А о каких еще ремеслах Кубани мы сегодня говорили на уроке? Вы порадовали меня заинтересованностью, своим трудолюбием. Результат вашей работы налицо. Давайте вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? (Слайд 20) знать кубанские ремесла; познакомиться с кубанскими мастерами; научиться изготавливать изделие в одной из техник Как вы считаете, достигли мы их? Для ответа на этот вопрос достаньте из конвертов смайлики. Если вы считаете, что достигли, и помощь учителя вам в этом не нужна, поднимите желтые смайлики, если нет и вам нужна помощь – поднимите синие. Я вижу. Что большинство подняли желтые смайлики и это радует. Остальным поможет учитель. |
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
-лозоплетение, кузнечное дело, гончарное дело, деревообработка.
Учащиеся поднимают смайлик определенного цвета. |
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор). |
Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов |
Я всем за урок ставлю пятерки. Домашнее задание у вас будет следующее: 1. научить делать тряпичную куклу своих близких, используя для этого технологическую карту и те знания, которые вы получили на уроке. 2. А еще я приглашаю вас принять участие в интернет - голосовании «Лучшие ремесла Кубани», которое проходит в моем учительском блоге (слайд 21), адрес вы найдете в тетради, Там представлены кубанские ремесла: лозоплетение, кузнечное дело, вышивка и ткачество, гончарное дело, деревообработка. Отдайте голос в пользу одного из них. Кукла, которую вы сегодня сделали, остается у вас в память о нашем уроке. Пусть не угасает у вас желание продолжать дело кубанских умельцев. Удачи вам, новых открытий! Спасибо за урок! До свидания. |
Запись д/з в дневник. |