Урок по технологии
для учащихся 5-го класса
«Народные промыслы»
Разработчик: Власова Дарина Васильевна
Учитель технологии
МБОУС(К)ОШ «Надежа»
Г. Симферополь, Республика Крым
Симферополь 2015
Цель урока:
Обобщить знания о народных промыслах нашего региона. Познакомить с техникой ковровой вышивки с помощью специальной иглы.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с народными промыслами нашего полуострова;
- формировать навыки работы с ковровой иглой.
Развивающие:
Способствовать развитию:
- познавательной активности на уроке;
- навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
Воспитывать:
- любовь и интерес к культуре;
- активность, усидчивость и аккуратность в работе.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Кол – во часов: 2
Методы обучения: Словесные, наглядные.
Средства наглядности: Картинки на доске (все изображения из конспекта)
ПЛАН УРОКА:
1.1. Проверка домашнего задания
2.Тема урока. Знакомство с новым материалом
3. Физкультминутка
4. Практическая работа
4.1. Правила безопасной работы.
5. Подведение итогов
5.1. Закрепление
5.2. Выставление оценок
5.3. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Приветствие
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности к уроку
На прошлом занятии мы начали знакомиться с очень интересной темой. Давайте вспомним, о чем мы говорили? (ответы детей)
- правильно, мы говорили о народных промыслах нашей огромной страны, об истории возникновения разных ремесел. А теперь скажите, какие ремесла вам запомнились, чем же занимались наши предки? (ответы детей)
- правильно:
- Хохлома
- Вологодское кружево
- Городецкая роспись
- Тагильский поднос
- Оренбургский пуховый платок
- Матрешка
- Елецкие валенки
- Дымковская игрушка
- Павловопосадские шали, и мн. др.
Культура Крыма – это феномен, а уникальна она из – за смешения многочисленных этносов на полуострове. И по сей день у нас спокойно сосуществуют десятки различных национальностей, у которых, как мы знаем, есть свой быт, своя история.
В ремеслах народов нашей малой Родины отражена многовековая история, древние ремесленные традиции, большинство из которых и сегодня передаются из поколения в поколение.
А знаете ли вы, что первыми переселенцами, сумевшими создать на территории Крыма свои колонии, были греки, а произошел этот исторический момент в далеком 7 веке до нашей эры? Они основали свои города на полуострове, для развития культурных и торговых связей. Жители этих городов жили в каменных домах, занимались торговлей, ремеслами, рыбной ловлей, скотоводством и земледелием. Очень быстро эта народность зарождает различные ремесла — строительное, ювелирное, металлообрабатывающее, ткацкое, керамическое дело.
Позднее, уже в 5 веке до н. э., на территории восточного Крыма возникло могущественное государственное образование — Боспорское царство. Развивались ремесла: ткачество, гончарное дело, обработка металла и изготовление металлических изделий.
Мы можем сделать вывод, что в 7 – 5 веках до н.э. уже были развиты такие ремесла, как:
- Вышивка;
- Гончарное дело;
- Керамика;
- Ткачество;
- Керамика;
- Ювелирное дело;
- Ковка (кузнечное дело), др.
- Правильно, сегодня мы имеем возможность обучиться любому из перечисленных ремесел, и знаем о них не понаслышке. В летнее время, в курортных городах Крыма, можно повстречать целую дюжину ремесленников, которые и обучат ремеслу, и предложат купить сувенир!
Именно об этом мы сегодня и поговорим. Запишем тему урока: «Народные промыслы» (запись в тетрадях)
Первое, о чем мне хотелось бы вам рассказать, это ткачество… Как вы думаете, что это такое? (выслушиваются ответы детей)
1. Ткачество - древнейшее занятие жителей крымского полуострова. Но с 13 века нашей эры, этим ремеслом занималась уже новая, только пришедшая на наш полуостров народность. Как вы считаете, кто это? (ответы детей)
- Это крымские татары. Ткацкий станок был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. В Крыму ткачеством занимались мужчины-ремесленники, объединенные в цеха вышивальщики и ткачи, изготавливавшие более плотные суконные ткани «сокма» из овечьей шерсти. Со времен Крымского ханства эти цеха работали не только на весь правящий двор, но и на внутренний рынок.
2. Шитье золотом имеет многовековую историю среди жителей татарской национальности. В Крым такое шитьё пришло из Византии, в середине 19 века. В Византию же это искусство попало через ближневосточные страны, точнее из Вавилона, Междуречья и Месопотамии. Ремесло и сейчас востребовано, и не имеет равных по своей декоративности и многофункциональности.
3. Вышивка. Возродили это искусство в Крыму к началу 18 века караимы. Вышивка имела глубокие традиции: каждый шов имел свои незатейливые, но образные названия. Своеобразие крымской вышивки – в особенности орнамента, его ритма. В основном, изначально, это были строгие геометрические линии. И только к 20 веку в строгие геометрические линии орнамента ввелись объемность деталей, используется растительный мир.
4. Ковроткачество. Основным занятием жителей западного побережья Черного моря в далекие времена было овцеводство. Занимались овцеводством крымские татары. Следовательно, из пряжи, которую получали от овец - ткали ковры. Датируется это ремесло серединой 19 века.
Особенностью ковров того времени является сильно схематизированные растительные орнаментальные мотивы, редкость бытовых сцен в оформлении. Нетрадиционной является и гамма красок, использованная при росписи ковров: преобладают темно-синий, желтый, рыжий, коричневые цвета. Окраску производили растительными, минеральными и животными красками. Ткали непосредственно на станках, секрет изготовления которых хранит и по сей день почти каждая крымскотатарская семья.
Как вы догадались, это далеко не все. Множество ремесел, которые и приходят с новыми народами, рано или поздно также становятся народными.
3. Физкультминутка
Гимнастика для глаз:
1. Вертикальные движения глазами вверх и вниз (считать до трех) – 5 раз
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево – 5 раз
3. На доске нарисована восьмерка, от верхней точки «обвести» ее глазками. – 3 раза
4. Практическая работа
У каждого дома есть ковер. И каждый из вас, хотя бы раз задумывался – как же его мастерят? Из каких ниток? Как образуется рисунок? На чем держится весь этот разноцветный ворс? В старину ковры изготавливали только ручным способом - ткачеством на специальных станках.
Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хассана. Древний Египет, Х век до н.э.
|
Устройство ручного ткацкого станка
|
Сейчас мы познакомимся с техникой ковровой вышивки с помощью специальной иглы. Этот вид рукоделия, к сожалению, теряется у нас в регионе, хотя является не менее привлекательным, нежели любой другой, а изделия поражают своей неповторимостью. Эта техника идеальна для вышивки подушек, ковриков, ею можно украсить одежду, сделать панно.
Но, прежде чем приступить к работе, а работа эта не безопасная, давайте познакомимся с правилами безопасности!
4.1. Правила безопасной работы при ковроткачестве:
При работе с ножницами:
следует передавать ножницы только кольцами вперед;
кладите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя;
нельзя держать ножницы открытыми.
При работе с ковровой иглой:
иглу необходимо хранить в коробке или пенале;
не следует подносить иглу к лицу во избежание травматизма;
иглу хранить в коробках и пеналах;
передавать иглу в руки, не бросать;
не использовать в работе ржавые иглы — они портят пряжу, нитки;
в конце работы иглу поместить обратно в коробку или пенал.
С правилами безопасной работы ознакомились, знайте, что за их несоблюдение ученик будет отстранен от работы.
Приступаем! Ковроткачество таким ручным способом с помощью иглы – работа не трудоемкая, если научиться ПРАВИЛЬНО работать с инструментами – вы значительно сократите время на выполнение изделия.
Цветочек |
|
Для работы нам понадобятся следующие материалы:
|
|
Организация работы. Первое, с чего мы начинаем – это заправляем в иглу нить с помощью нитковдевателя. Затем заправляем ткань в пяльцы, сделать это необходимо очень туго, и приступаем к подготовке рисунка. На сегодняшнем занятии у нас нет особого требования к рисунку, цель занятия – научится держать иглу, и правильно выполнять стежки. Рисуем самый простой цветочек. |
|
Сторона с рисунком является изнаночной стороной. На ней мы будем работать, а с лицевой стороны у нас будут образовываться петли. В левой руке мы держим пяльцы, в правой – иглу, иглу держим как ручку. Иглу держим срезом по ходу движения. |
|
Вводим иглу до упора вниз, тем самым создаем нашу первую петельку. Нить рукой не придерживаем, не тянем, т.к. петельки наши распустятся. |
|
Вот так выглядит наша первая петелька с лицевой стороны. |
|
Вторую петельку делаем с отступом 2 – 3 мм в правую сторону. Опять вводим иглу до основания. И вот у нас уже 2 петельки. ВАЖНО! Следите, чтоб нить от клубка была свободной. Перед работой разматывайте небольшое количество нитки от клубка, чтоб не образовывалось натяжек. |
|
Попробуем обвести наш цветочек по контуру. Вот так он будет выглядеть с изнаночной стороны. |
|
А это пушистая лицевая сторона! Все пробелы во время работы заполнятся следующими петлями. Не переживайте, если вы увидели где-то на только что начатом изделии пустое место. |
|
Продолжаем работу – выбиваем второй ряд, и так до конца, пока все просветы не заполнятся нитью. |
|
Вот так у нас должно получиться. Это изнаночная сторона. |
|
А это лицевая сторона, объемная. Вторым цветом выбейте самостоятельно фон для вашего цветочка. |
|
5. Итог урока
Закрепление
- Какая народность является культурным основателем Крымского полуострова?
- Чем отличается ковровая игла от обычной?
- С какой стороны вышивают изделие?
Разбор основных ошибок при вышивании, их возможное устранение.
Домашнее задание
Миллиметровая бумага, ножницы, тетрадь, учебник.
Всем спасибо! До следующей встречи!