Технологическая карта
ФИО учителя-логопеда | Спиридонова Наталья Геннадьевна | ||
Класс (логопедическое заключение) | Заключение: системное недоразвитие речи (легкой) средней степени | ||
Тема занятия | «Народные символы России» | ||
Цель занятия | Формирование правильного употребления в речи имён прилагательных, представлений о народных символах России. | ||
Задачи занятия | Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и обобщить представления детей о народных символах России; Обеспечить повторение слов, обозначающих признаки предмета; Учить подбирать признак к предметам; Уточнить и обогатить словарь имён прилагательных (сосновая, липовая, дубовая и др.); Правильно употреблять в речи имена прилагательные; Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику губ и языка; Развивать правильный речевой выдох; Развивать грамматику на примере словоизменения, согласования имён существительных с именами прилагательными в роде и числе; Развивать ассоциативное и логическое мышление; Развивать произвольное внимание и самоконтроль; Развивать познавательный интерес и активность; Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать интерес к изучению народных символов России; Воспитывать чувство любви к родной стране. | ||
Тип занятия | Подгрупповое, игровое. | ||
Используемые технологии | Игровая технология; Здоровьесберегающие технологии; Информационно-коммуникационные технологии; Элементы технологии развивающего обучения, элементы мнемотехники. | ||
Планируемые результаты | Предметные (познавательные): | Личностные: | Базовые учебные действия: |
- ориентироваться в народных символах России, применять полученные знания на практике; - правильно употреблять в речи имена прилагательные; - правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных; - составлять фразы, предложения по наглядному материалу; | -осознание себя, как гражданина России; - воспитание уважительного отношения к истории и культуре родного края; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости; | Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик); - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, принимать помощь; Регулятивные: -соблюдать ритуалы школьного поведения; - адекватно оценивать свои действия; | |
Ресурсы урока | На доске изображения флага, герба и гимна России, свистульки, предметные картинки, матрёшки, деревянные ложки, интерактивная игра «Народные символы России», карта России с тенями для символов. |
№ | Этап | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1 | Этап организационно-мотивационный | Задачи: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в совместную деятельность; - создать положительный настрой на занятие; | |
- Ребята, здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. У нас сегодня гости. Давайте подарим им улыбки и поприветствуем Игра «Ладошки» Я желаю, чтобы сегодня на занятии тебе было легко и интересно. Я хочу, чтобы сегодня на занятии у тебя всё-всё получилось! - Я думаю, что этот день принесёт нам радость! Давайте с вами договоримся, что на все мои вопросы вы будете отвечать полными предложениями. Хорошо? Вы готовы начать занятие? | Дети здороваются, улыбаются учителю и гостям. - ДА! | ||
2 | Этап актуализации и целеполагания | Задачи: - воспроизвести ранее полученные знания - определить совместно с обучающимися тему занятия | |
- В какой стране мы живём? Есть у нашей любимой Отчизны, У России, — начну я рассказ, Символы, отражение жизни Тех, кто жил задолго до нас. - Какие два слова выделены красным цветом? (Символы России-появляются на доске) - На доске уже есть символы России, назовите их. - Да, это Государственные символы России. (поместить на доску слово Государственные). - Кроме Государственных символов, у России есть и другие символы, те, которые придумал народ. Они какие? (НАРОДНЫЕ-слово появляется на доске). Назовите тему нашего занятия. - Сегодня мы узнаем 3 народных символа России, и научимся подбирать к ним слова признаки. В этом нам поможет игра: «Народные символы России». | - Мы живем в России. Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы полным предложением. - Символы России. - Герб, флаг и гимн. - Народные. Дети полным предложением называют тему занятия: «Народные символы России». | ||
3 | 3.1 Этап основной | Задача: - дать представление о символе, подобрать прилагательное, составить словосочетание - выполнить совместные действия - закрепление умений правильно применять соответствующие способы действий | |
- Чтобы красиво и правильно говорить мы сделаем гимнастику для губ и языка. Артикуляционная гимнастика Улыбка-трубочка Блинчик Месим тесто Индюк Чашечка ДДДДД - Молодцы! А теперь закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. - Представьте, что мы с вами оказались в красивом лесу. (Звучит свистулька) - Что вы слышите? (Кто так поет?) - Правильно! А что это? - Свистулька – это русский народный музыкальный инструмент. Дыхательная гимнастика - Вы хотите петь как птицы? В этом нам помогут свистульки. - Но сначала вспомним, как нужно правильно дышать: вдох носом, выдох через рот, выдох долгий, плавный – 3 раза. - Ваши свистульки очень звонко пели! Какие ваши свистульки? - Давайте скажем полным ответом, какие свистульки? (Показ картинок ЗВОНКИЕ СВИСТУЛЬКИ) - Давайте вспомним тему нашего занятия. - Всё верно! Свистульки - первый народный символ России. (Показ картинки свистулька) Вот вам свистульки, найдите для них место на карте России. | Дети выполняют артикуляционную гимнастику. - Пение птиц. - Свистулька. Дети выполняют дыхательные упражнения. - Звонкие! - Звонкие свистульки! - Народные символы России. Дети находят на карте место для символа. | ||
3.2. Этап коррекции затруднений | Задача: - Направить ребенка на самостоятельное исправление ошибок и коррекцию затруднений (Интерактивная игра «Народные символы России») | ||
- Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. Интерактивное задание: Инструкция для детей: Слушайте меня внимательно, и выберете правильный ответ. Вопрос: Свистульки какие? (Логопед показывает все варианты ответов) Звонкие Тяжёлые Тихие (В случае выявления затруднений, учитель направляет детей на самостоятельное устранение ошибок). Открывается Пазл | Дети называю правильный ответ. | ||
| Этап основной | | |
Упражнение «Найди свою матрёшку» -Давайте узнаем второй народный символ России. (Подходим к МАТРЁШКАМ) - Что это? - Посмотрите, какие матрёшки разноцветные! Матрёшка - это не просто игрушка! Матрёшка – это кукла, внутри которой спрятались маленькие куколки. - Вот вам большие матрёшки. Внимательно посмотрите на них и найдите такую же маленькую матрёшку. - Какие у ваших матрёшек красивые платочки. Скажите, какие платочки у ваших матрёшек. Слушайте внимательно, как нужно говорить! Образец: У моей матрёшки оранжевый платок. -А теперь скажем, какого цвета у них платья! Образец: У моей матрёшки… А теперь самостоятельно скажите, какого цвета платья у ваших матрёшек. Посмотрите, все матрёшки разного цвета. Значит они какие? Показ картинок (РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЁШКИ) - Вы хотите сами собрать матрёшек? А я вам помогу. Покажите маленькую матрёшку, среднюю, большую. - Молодцы! Вот вам матрёшки, найдите для них место на карте России. | - Это матрёшки! - У моей матрёшки … платок. - У моей матрёшки… платье. Дети собирают настоящие матрёшки. - Разноцветные матрёшки. | ||
| 3.4. Этап коррекции затруднений | Задача: - Направить ребенка на самостоятельное исправление ошибок и коррекцию затруднений (Интерактивная игра «Народные символы России») | |
Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. Интерактивное задание: Инструкция для детей: Слушайте меня внимательно, и выберете правильный ответ. Вопрос: Какого цвета матрёшка? Синяя Разноцветная Жёлтая (В случае выявления затруднений учитель, направляет ребенка на самостоятельное устранение ошибок). Открывается Пазл | Дети выбирают правильный ответ. | ||
| 3.5.Этап -динамическая пауза | Задачи: - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении | Выполнение движений с ложками |
| 3.6. Этап основной | Задачи: -выявление границ применения нового знания; повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | |
Упражнение «Из чего сделаны ложки» - Давайте узнаем третий народный символ России. - Что это? - Послушаем, как они звучат? Физминутка - Из какого материала сделаны эти ложки? - Полным предложением. - Значит эти ложки какие? - Именно деревянные ложки считаются народным символом России. Деревянные ложки на Руси делали из сосны, берёзы, рябины, липы и дуба. - Сейчас мы будем подбирать слова-признаки. Послушайте, как нужно говорить: Ложка из сосны какая? (сосновая) Ложка из берёзы какая? Ложка из рябины какая? Ложка из липы какая? Ложка из дуба какая? А сейчас составим словосочетания. Показ картинок и предмета (ложка): сосновая ложка. Показ картинок (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ) - Молодцы! Вот вам ложки, найдите для них место на карте России. | Дети открывают картинку. - Это ложки! - Из дерева. - Ложки сделаны из дерева. - Деревянные. - Сосновая ложка. - Березовая ложка. - Рябиновая ложка. - Липовая ложка. - Дубовая ложка | ||
| 3.7.Этап коррекции затруднений | Задача: - Направить ребенка на самостоятельное исправление ошибок и коррекцию затруднений (Интерактивная игра «Народные символы России») | |
- Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. Интерактивное задание: Инструкция для детей: Слушайте меня внимательно, и выберете правильный ответ. Вопрос: Какие ложки можно назвать народным символом России? Металлические Стеклянные Деревянные (В случае выявления затруднений, направляет ребенка на самостоятельное устранение ошибок). Открывается Пазл | Дети выбирают правильный ответ. | ||
| 3.8.Этап включения в систему знаний и повторения | Задача: -выявление границ применения нового знания; повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | |
УРА! Теперь мы знаем НАРОДНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ. - Давайте их вспомним! Народные символы России: звонкие свистульки, разноцветные матрёшки, деревянные ложки. | | ||
4. | Рефлексия | Задачи: - установить объем и степень понимания полученных знаний; - учиться оценивать собственную работу на занятии. - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; | |
- Подходит к концу наш увлекательный урок. Предлагаю поиграть: я начинаю фразу, а вы её продолжаете. Сегодня я узнал…, Мне больше всего понравилось… Как ты сегодня занимался на занятии? - Вы любите читать книги? Чтобы вы запомнили наше занятие и народные символы России, я сделала для вас книжные закладки. Мы узнали 3 народных символа России. На закладках вы увидите и другие народные символы России, где вы можете о них узнать? А ещё эти книжные закладки мы подарим нашим гостям, чтобы они тоже никогда не забывали народные символы России | Дети отвечают на вопросы и оценивают свою работу («Лестница успеха») |