Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Народные символы России»
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе
на тему «Народные символы России»
Цель: закрепление правильного произношения звуков Ш и Р через изучение основных неофициальных символов России.
Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении согласовывать подлежащее с прилагательными, обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи: развивать игровую, коммуникативную, речевую активность; развивать творческие способности детей, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, чувство сопричастности к ее судьбе, ее истории и культуре; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно – прикладному искусству.
Оборудование: зеркала, конверт с письмом, картинки с изображениями гармони, балалайки, самовара, тройки лошадей, шапки-ушанки, березы, медведя, каравая, медведя, валенок, конверт А4, цветные карандаши, мнемосхемы
1. Организационный момент.
- Доброе утро ребята! Сегодня утром к нам в детский сад пришел почтальон и принес письмо. Хотите узнать, от кого письмо и что в письме? Давайте я вам его зачитаю.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Даша. Я очень люблю путешествовать по разным странам. Я давно хотела посетить вашу замечательную страну, но приехать пока не могу. Мне очень хотелось бы узнать что-нибудь интересное о вашей стране, о том, чем она знаменита. Пишите, отправляйте фотографии, буду ждать. Ваша Даша».
- Ребята, поможем Даше?
- Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? Мы живём в огромной прекрасной стране, мы живем в России. У каждой страны есть такие символы, по которым сразу можно узнать о какой стране говорится. Россия также имеет свои символы. Это герб, флаг и гимн страны. А сегодня мы поговорим о народных символах России. Мы с вами будем выполнять задания и собирать картинки с изображениями символов России. А потом мы положим их в конверт и отправим Даше.
2. Артикуляционная гимнастика.
- А первое наше задание это гимнастика для язычка
«Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
«Самовар»
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
«Балалайка»
Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!
«Лошадка»
Мы веселые лошадки,
Темные как шоколадки.
Язычком пощелкай громко –
Звук копыт услышишь звонкий
- Ребята, посмотрите, мы выполнили упражнения и у нас уже есть 4 картинки с символами олицетворяющих нашу Россию.
Гармонь и балалайка – это русские народные инструменты. И по праву считаются символами России. Многие иностранцы везут домой балалайки в качестве сувенира из России. А как называются музыканты, которые играют на гармони и балалайке? (гармонист и балалаечник)
Следующий символ России, который любят и почитают с давних пор это самовар. Самовар — это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Во все времена самовар занимал почетное место в любом доме и не одно чаепитие не проходило без самовара.
Тройка лошадей - это русская забава, когда три лошади запрягались вместе. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и колокольчики. Иностранцы, впервые приехавшие в Россию и увидевшие русскую тройку, буквально замирали в изумлении.
3. Дидактическая игра «У меня на/под шапке (ой)…..»
- Ребята, я предлагаю поиграть в знакомую вам игру с шапкой. Только посмотрите шапка то у нас сегодня на занятии другая. Это шапка – ушанка. А как вы думаете, почему она так называется? Потому что у нее есть два уха, которые можно поднять и завязать на макушке. При сильных морозах эти уши можно опустить и завязать их внизу и они будут защищать хозяина от ветра и холода.
Шапка-ушанка - это знаменитый русский зимний головной убор, который хорошо известен любому человеку в нашей стране. Ушанка сделана из меха. Значит она какая? (меховая)
Кошка, мышка, шиповник, шишка, ромашка, ракушка, шар, карандаш
4. Работа с чистоговоркой
Оща-оща-оща – березовая роща
Озы-озы-озы – много веток у березы
Ол-ол-ол- у березы белый ствол
Орни – орни – орни – у деревьев корни
- О каком дереве мы говорили в чистоговорке? Береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Береза – символ России.
5. Физкультминутка «Мишка»
- Одним из следующих символов России является лесной зверь.
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Догадались о ком идет речь?
- Я предлагаю вам немного отдохнуть ребята.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
Во многих других странах нашу страну сравнивают с медведем, потому что медведь – большое, сильное животное. Наша страна тоже большая и сильная. Косолапый мишка — это главный герой многих русских сказок. Медведя можно часто увидеть на гербах. Вспомните герб Пермского края, на нем тоже изображен медведь.
6. Пальчиковая гимнастика «Каравай»
- А сейчас я предлагаю вам ребята поиграть с пальчиками
Месим, месим тесто
Есть в печи место
Испечем мы каравай
Перекладывай, валяй!
- Что мы с вами испекли, играя пальчиками?
- ребята у нас с вами, есть еще один символ России. Это каравай. Каравай – это праздничный хлеб. Караваем всегда встречали дорогих гостей. Каравай является символом гостеприимства и богатства.
7. Дидактическое упражнение «Украсим валенки»
-Для того, чтобы узнать следующий символ, я предлагаю вам послушать и отгадать загадку.
И не ботинки это, не галоши,
Зимой носить мы эту обувь можем,
Ее из шерсти тщательно валяют,
И в ней потом по снегу щеголяют.
Валенки - исконно русская обувь. Русские зимы были очень холодными и поэтому без валенок было не обойтись. В России есть даже музеи валенок.
- А сейчас, я предлагаю вам разукрасить валенки. Для этого, нам необходимо разделить слова на слоги и раскрасить столько кругов сколько в слове слогов.
Рак, рыба, рубашка, пирамида
8. Работа со скороговоркой «Матрешка»
Чтобы узнать следующий Символ России послушайте и угадайте следующую загадку:
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Матрёшка названа в честь старинного русского имени Матрёна. Это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети на разных уголках нашей планеты. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку.
- Я предлагаю вам попробовать выучить скороговорку про матрешку, а поможет нам в этом вот такая схема.
У крошки матрешки
Пропали сережки,
Сережки Сережка,
Нашел на дорожке.
9. Дидактическая игра «Назови ласково»
- Ребята, мы собрали сегодня с вами для Даши путешественницы символы нашей Родины.
Давайте назовем эти символы ласково, ведь мы ими оченьдорожим.
Ушанка – ушаночка
Матрешка – матрешечка
Гармонь – гармошечка
Самовар – самоварушка
Медведь - медведушка
Балалайка – балалаечка
Береза – березонька
Тройка - троечка
10. Подведение итогов занятия.
- Ну что ж, молодцы ребята! Картинки с символами России для Даши мы собрали, осталось положить их в конверт и отправить по почте.