Народный танец как один из факторов развития адекватной самооценки ребенка

1
1
Материал опубликован 17 February 2022

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга













Методическая разработка

«Народный танец как один из факторов развития

адекватной самооценки ребенка»

















Разработчик:

Сергей Петрович Парёха,

педагог дополнительного образования














Санкт-Петербург

2022г.






«…Танец как вид искусства никогда не был дармоедом,

он выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека,

через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты.

И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, что чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства»

И. Моисеев


Введение


Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, одним из видов которого является хореография. Соприкосновение с прекрасным позволит ребенку раскрыться как личности, укрепит и разовьет его творческий потенциал, приобщит к культурным ценностям.

Народный танец – основа хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, их жизни и образа занятий. Народный танец отличается свободой и открытостью, он всегда находится в становлении и остается привлекательным для всех.

Искусство народного танца – средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

В настоящее время хореография является одним из востребованных видов искусства, способствующего развитию личности, эстетическому воспитанию и реализации творческого потенциала ребенка. Благодаря ритмическому построению, танец рождает мажорное восприятие жизни, снимает стрессы, наполняет жизненной энергией, высвобождает творческие импульсы.


                                                                               «Пляска не только услаждает, но также

приносит пользу зрителям,

хорошо их воспитывает, многому научает.

Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего,

изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух

прекраснейшими звуками и являя

прекрасное единство душевной и телесной красоты»

Лукиан


1. Хореография как вид искусства. Истоки народного танца.


В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения», «искусство создания танцевальных форм». Но смысл этого слова значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет, народные танцы, бальные – все это хореография.

Танец — живое искусство, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.  Танец – это выражение мысли и чувства средствами условных движений - жестов и поз. Танец в жизни, и жизнь в танце неразрывно связаны.

С древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не гордился своими национальными танцами.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. Народный (фольклорный) танец – вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Народный танец передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из классического танца, акробатики, производственных движений и повседневной работы. Многие танцоры старались блеснуть сложным акробатическим трюком во время танца. Народный танец отличается свободой и открытостью, он всегда находится в становлении и остается привлекательным для всех.

И.Моисеев говорил о том, что такое народный танец: «…Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им».

Народный танец сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность. Он имеет четкую функциональную задачу. Например, охотничьи танцы возникли у первобытного человека как заклинание и моление об удачной охоте. Так же, как военные танцы были учебными танцами, которые воспитывали в молодых людях ловкость фехтовальных приёмов и исполнялись на победных торжествах.

Народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется ее переменам. Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. До этого времени женская нога, одетая в мешок из материи, не имела притягательного вида и женщины прятали ноги под длинной юбкой. Костюм диктовал танцевальную пластику: в юбке до полу затруднительно делать какие-то динамичные движения. С появлением чулка женщине не надо было больше прятать свои ноги, напротив, всем сразу захотелось показать их в таком привлекательном виде миру. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы.

Бытовой танец тесно связан с костюмом. С появлением мужского сапога в танце появились движения отбивки ритма по голенищу; как только появились каблук или шпоры, танцоры незамедлительно отмечали ритм каблуком и звоном шпор. Широкая развевающаяся юбка позволяла играть ею в танце.

Человек через пластику, через движение выражает свои чувства, эмоции, радость, печаль. Через них, через свое поведение в танце он, как в зеркале, отражает те навыки, которые развились в нем благодаря, к примеру, навыкам трудовым. Не случайно ритмы народного танца очень часто похожи на ритмы трудовых процессов, которые наиболее в этом народе развиты. Это входит в подсознание, а оно диктует тот ритм, к которому привыкло не только сознание, но, может быть, мышцы и тело человека. Таким образом, танец возникает как отражение быта человека и его сознания. Через танец мы можем судить о характере человека, его культуре и мировоззрении.

Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.


2. Самооценка в структуре личности. Взгляды психологов на проблему самооценки личности.


Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований. Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Обобщая представления о самооценке, И.С.Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок.

Но если все представления попытаться обобщить, то строение самоотношения можно представить следующим образом. Существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организацией этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости.

Розенберг обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. Однако свобода манипулирования значимостью оказывается не безграничной, ведь многие критерии самооценки задаются объективной ситуацией жизнедеятельности.

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себя, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными собой. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может прибывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть представлением о том, каким человек хотел бы быть.

В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его признаниям:

                               успех

Самооценка = ---------------------

                            притязания


При увеличении числителя или уменьшения знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны. А борьбе не привидится исхода. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

В начале ХХ в. социолог Чарлз Хортон Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе, «идея Я», складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу. Представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения. «Идея Я» формируется уже в раннем возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем решающее значение имеют так называемые первичные группы (семья, сверстники). В 40-50-х годах теория «зеркального Я» стала базой множества экспериментальных исследований, выясняющих зависимость «образа Я» или частных самооценок от мнения окружающих. Результаты этих исследований показывали, что под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблагоприятных - снижается, причем нередко меняется и самооценка тех качеств, которые не подвергались оценки со стороны. Так, похвала, полученная от авторитетной для личности группы, может способствовать повышению общего уровня ее притязаний. Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп и в зависимости от выполняемых личностью ролей исследован американским ученым Гербертом Мидом. В противоположность тем, кто считал, что образ «Я» дан индивиду непосредственно или формируется путем обобщения самоощущений. Мид утверждает, что самосознание – это процесс, в основе которого практическое взаимодействие индивида с другими людьми.

«Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он входит в свой собственный опыт как Я или как индивид не прямо и непосредственно… а только став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены».

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий, проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Виржиния Сатир по поводу самоценности писала следующее: «…Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что я говорю и что Я, что Я думаю и чувствую в данный момент - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент… Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя».


3. Народный танец как средство воспитания и развития ребенка. Влияние народного танца на повышение уровня самооценки воспитанника.

Искусство народного танца – средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Творческий потенциал воспитанника-танцора развивается равномерно средствами хореографии и музыки, способствует гармоничному развитию ребенка, независимо от наличия у него специальных физических, хореографических и музыкальных данных.


4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса хореографического ансамбля «Забава».


Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса хореографического ансамбля «Забава» осуществляется посредством:

проведения ежегодного психологического тестирования

(воспитанников, родителей),

применения и анализа «дневников успешности»,

ведения педагогом сводной таблицы наблюдения.

Психологическое тестирование воспитанников коллектива, как правило, проводится 2 раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года. В зависимости от выбора диагностического материала, анализ результатов производится с учетом измеряемых критериев. Таким образом, отслеживаются личностные изменения ребенка, происходящие в течение образовательного процесса, производится сравнительный анализ результатов психологического тестирования согласно годам обучения, выносятся рекомендации по организации образовательного процесса и эффективному взаимодействию с детским коллективом. Кроме того, каждый год проводится анкетирование родителей об удовлетворенности занятиями в хореографическом коллективе и динамике личностного развития ребенка.

В хореографическом ансамбле «Забава» разработана и получила широкое применение система оценки деятельности воспитанников, которая осуществляется ежедневно с детьми различных возрастных категорий, обучающихся в творческом коллективе: для детей 1, 2 и 3 года обучения это «Дневники успешности»; для воспитанников 4 года обучения – самоотчет.

Дневник «успешности» заполняется детьми вместе с педагогом после занятия. В нем записывается информация для родителей, а также выставляются оценки за работу на конкретном занятии по трем параметрам – дисциплина, внешний вид, занятие. Обсуждение происходит с каждым воспитанником отдельно, при котором выстраивается последовательность действий ребенка для улучшения результата его деятельности (что необходимо предпринять). Данная процедура выставления оценок позволяет воспитанникам проанализировать свою работу, увидеть положительные стороны собственной деятельности, получить педагогические рекомендации и позитивную установку на успешную работу конкретного ребенка в коллективе. Используемый прием проговаривания детьми вслух усвоенных ими знаний и результатов деятельности является очень важным моментом, влияющим на уровень усвоения образовательной программы и развития творческих способностей.

Для воспитанников 4 года обучения разработан другой вариант оценки собственной деятельности – самоотчет. Так как возраст детей, обучающихся на 4 году обучения, как правило, достигает 12-15 лет, то и форма диагностики должна быть немного отличная от «дневников успешности». Известно, что центральным новообразованием данного возрастного периода является становление нового уровня самосознания, «образа Я». Оно выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Личный самоотчет позволяет подростку посмотреть на себя «изнутри» и постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя. Самоотчет представляет собой некоторый анализ, который воспитанник делает в конце учебного занятия в письменной форме.

Самоотчет, как правило, это ежедневная традиция, когда ребенку предлагается побыть с самим собой и ответить на вопросы: чего добился на текущем занятии; что позволило добиться или, что помешало добиться желаемого результата сегодня; какой вклад внес сегодня в развитие творческого коллектива; пожелание самому себе на следующее занятие).

Сводная таблица наблюдений специально разработана для организации диагностической деятельности педагога и используется в качестве формы подведения итогов обучения детей по образовательной программе и образовательного процесса в целом. Критерии наблюдения для каждого года обучения в хореографическом ансамбле различны.

После проведения процедуры заполнения таблицы педагогом вычисляется сумма баллов по изучаемым критериям (по вертикали) и определяется его средний показатель, как для исследуемой учебной группы в целом, так и для каждого ребенка отдельно. С помощью суммирования индивидуальных баллов ребенка по наблюдаемым критериям (по горизонтали) можно выявить уровень успешности ребенка в творческом объединении на определенном этапе обучения. Таким образом, применяя данную процедуру в дальнейшем, педагог имеет возможность отследить изменения наблюдаемых критериев и сделать определенные выводы.

Одной из особенностей «Сводной таблицы наблюдения» является то, что она позволяет не только отобразить уровень освоения детьми знаний, умений, навыков и развития личностных особенностей с помощью табличного варианта, но и представить результаты наглядно – графически.



                                                         Заключение




Доминирующая положительная оценка собственного «Я», позитивное отношение к педагогу и уважение к делу способствуют успешному формированию личности ребенка. Дети чувствуют себя достаточно комфортно на занятиях, условия для обучения и общения благоприятны, а это в свою очередь влияет на эффективность взаимодействия в коллективе и результативность образовательного процесса.





Источники:


Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды., М., 2004.


Игорь Моисеев. Я вспоминаю... Гастроль длинною в жизнь. Москва. "СОГЛАСИЕ", 1998г. Издание 2-е, исправленное и дополненное.


        Фомин А.С. Понятие "танец" и его структура // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.

        Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования: Метод. рекомендации. - Новосибирск, 1989. - 55 с.; Он же. Понятие "танец" и его структура // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991. - С. 60-74; Традиционный танец русских Сибири // Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. - Новосибирск, 1983. - С. 127-137.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тема не раскрыта, как все таки влияет народный танец на самооценку, механизм влияния не встретила. Во 2 части - описания самооценки - есть серьезные неточности

17 February 2022

Похожие публикации