Лекция на тему «Как сформировать адекватную самооценку у ребёнка»
«Как сформировать адекватную самооценку у ребенка»
Самооценка – это комплексное психологическое понятие, которое включает представление человека о самом себе.
Психологи выделяют несколько видов самооценки:
заниженная;
завышенная;
адекватная.
Формироваться самооценка у дошкольников начинает с самого раннего возраста, когда ребенок не имеет собственных оценочных суждений о себе, под влиянием ближайшего окружения.
Основные факторы, на которых формируется самооценка:
1. Чувство психологической защиты.
2. Здоровая атмосфера в семье, где растет малыш.
3. Внимательное, но ненавязчивое участие взрослых в жизни ребенка.
4. Эмпатия или сопереживание со стороны родителей.
Характеристика детей дошкольного возраста с разными видами самооценки
Ребенок с завышенной самооценкой – считает свое мнение единственно верным, негативно настроен против критики собственных действий. В общении со сверстниками высокомерный, всегда стремится доминировать, часто командует малышами или детьми, не способными дать решительный отпор. Перебивает взрослых, не имеет уважения к пожилым людям. Наблюдаются приступы неконтролируемой агрессии, вспышки ярости.
Ребенок с заниженной самооценкой – не имеет уверенности в себе, собственных возможностях. Зачастую проявляет высокий уровень тревожности, обидчивость. Нередко имеет проблемы с адаптацией к новым условиям, детскому саду, школе. При выполнении любого задания или поручения заранее настроен на неудачу, принижает собственные достижения, не способен постоять за себя.
Ребенок с нормальной (адекватной) самооценкой верит в себя, в свои возможности. Вокруг такого ребенка царит атмосфера доверия, честности, любви. Он открыт ко всему новому, не боится брать сложные задания, не стесняется просить помощи у взрослых или может признать свою неправоту. Способен к проявлению сострадания, защищает слабых детей или младше себя.
Формируем адекватную самооценку у детей дошкольного возраста
Чтобы поддержать самооценку у ребенка дошкольного возраста на нормальном уровне детские психологи рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций:
Вселяйте веру в собственные силы малыша утверждением «У тебя все получится!», «Ты это сможешь!».
Даже если вам не понравилась какая-то поделка или рисунок найдите в нем положительные стороны и похвалите ребенка хотя бы за старание.
Лучшие рисунки или поделки бережно храните в специальной папке, психологи называют ее «Банк поглаживаний», доставайте ее в период, когда видите, что ребенок приуныл или чем-то расстроен.
Подчеркивайте, что вы всегда любите его, даже если огорчаетесь или злитесь: «Сейчас я огорчаюсь из-за твоего поведения, ведь я тебя очень люблю и не хочу ссориться».
Будьте искренними с ребенком, дети не выносят фальши, всегда ее чувствуют.
Не забывайте о тактильном контакте: объятия, прикосновения и поглаживания — ежедневно.
Никогда не бойтесь перехвалить малыша, большинство проблем во взрослой жизни случается именно из-за «недохваленности» в детском возрасте, почаще говорите: «Я тобой так горжусь!».
Сравнивать своего ребенка с кем-то строго запрещается! Вам было бы приятно, если ваша половинка постоянно твердила: «Вот у моего знакомого (ой) муж/жена намного лучше тебя!». Мотивирует ли это вас на достижение успеха? Формирует ли адекватную самооценку? Вряд ли. Скорее всего, вы почувствуете себя униженным. То же самое чувствует ваш малыш, поверьте.
Сообщите ребенку, что он может ошибаться, это нормально, дети любят, когда взрослые честно говорят «И у меня такое было, представь!».
Не стесняйтесь извиниться перед ребенком, признать свою неправоту, это научит его поступать таким же образом с ровесниками.
Используйте сказкотерапию и разыгрывайте реальные проблемные ситуации с помощью вымышленных сказочных персонажей. Решайте их изнутри, просите совета у ребенка: «А как надо было поступить? А что бы ты предпринял в такой ситуации?».
Хвалим и ругаем правильно!
Раз уж мы не единожды делали ударение на похвале, как способе достижения адекватной самооценки, то будем делать это правильно.
По мнению ведущих исследователей детской психики, ребенка можно хвалить за все, кроме того, что достигнуто не своим трудом.
Хвалим за хорошие оценки, достижения, участие в конкурсах и соревнованиях, красивые рисунки и поделки, хорошие поступки.
Ругая ребенка, всегда отделяем поступок от личности.
Например, это делается таким образом: «Ты хороший у нас малыш, но ведешь сейчас себя просто отвратительно».
Еще один психологический момент — хвалим при всех, ругаем — наедине.
Уважаемые родители, наши дети – это в первую очередь отражение нас самих, помните об этом, когда в очередной раз захотите сравнить своего малыша с более успешными детьми. Если родители помнят эту простую истину, то у них есть хорошие шансы сформировать адекватную самооценку у своего ребенка.
Литература:
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе \\ Семья в психологической консультации \ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.
Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001.