Применение технологий «Проектная деятельность учащихся младших классов как один из способов развития способностей ребёнка»

9
2
Материал опубликован 13 June 2023 в группе

Муниципальное Образовательное учреждение «Гимназия №56»


 


 


 


 


 


 


 


 

Проектная деятельность младших школьников как один из способов развития способностей ребёнка.

Дьячкова Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ижевск

2023г.


 


 


 


 


 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………… 3

2. Психологические особенности начального этапа обучения……… 5

3. Способности и задатки………………………………………………. 8

4. Мышление и творчество……………………………………………. 12

5. Взаимосвязь проектной деятельности и творчества………………. 14

6. Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности 16

7.Заключение……………………………………………………………….. 29

8. Список литературы………………………………………………………31


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Не обижайте детей готовыми формулами, формула- пустота; обогатите иx образами и картинами. На которых видны связующие нити.»

Антуан де Сент-Экзюпери.


 

1.Введение.

Одна из основных задач обучения и воспитания — развития мышления ребёнка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагога и делает маленького, а затем взрослого человека плохо приспособленным к элементарным требованиям жизни.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Тем более не за горами время, когда всё, что можно оцифровать (те навыки, которым легко обучить и легко их проверить)- оцифруют, уйдут в прошлое многие профессии. И от нас, в том числе уже сейчас, зависит, кем станет ребёнок в будущем: обслуживающим персоналом для роботов или будет создавать их.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 на половину, а к 12годам на три четверти. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. Одним из способов развития творческого мышления в данный возрастной период является метод проектов.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет им всё.

Проблема исследования. Вовлеченность в проектную деятельность учащихся с различными индивидуальными способностями с целью индивидуального развития.

Цель составить, опираясь на труды учёных (Шадрикова В.Д., Брушлинского А.В., Юркевича В.С. и др.) теоретическое обоснование того, что стимулирование интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника путём выполнения проектной деятельности ведёт к развитию способностей ребёнка.

Задачи: 1 Изучение и обобщение литературы по данному вопросу.

2. Обобщение опыта работы с учащимися над созданием проектов.

3. Познакомить коллег с полученной информацией.

Гипотеза: Я предполагаю, что проектная деятельность уч-ся младших классов, способствует развитию индивидуальных способностей учеников.

Объект исследования – способности учеников младших школьников.

Предмет исследования- влияние проектной деятельности на развитие способностей.

Актуальность. Использование проектного метода - это

1.Личностно-ориентированное образование.

2. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.

3. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.

4. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.

5. Развитие познавательного интереса учащихся.

6.Развитие индивидуальных способностей.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2. Психологические особенности начального этапа обучения

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Нервная система младших школьников неустойчива. Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью. Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился. Отсюда быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, младшие школьники быстро отвлекаются, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Также отмечается торопливость в действиях, неточность, неаккуратность.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательных процессы, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Общими характеристиками для всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость

Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь силь­ная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школь­ник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но­вые достижения. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж­дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч­ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств.

В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие психические процессы, претерпевает существенные из­менения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте­пенно приобретает черты произвольности, становясь созна­тельно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становле­ния высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

В этом возрасте происходит появление и другого важ­ного новообразования — произвольного поведения. Ребе­нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. По­ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми­нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произволь­ного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

В младшем школьном возрасте происходит рост стрем­ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос­тижения успеха.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни­кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер­шенству. В этом возрасте дружеские отно­шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз­ными детьми.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча­ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж­ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ве­дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо­теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Способности и задатки.

Порой нам приходится слышать фразу «Мой ребёнок не способен к учёбе! У него нет способностей! Что стоит за этими словами? Почему одни легко справляются с прыжками в высоту, другой не может перепрыгнуть даже скамейку. Насколько справедлива пословицы и высказывания «Талантливый ребёнок везде талантлив», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Природа отдыхает на детях гениев». Давайте попробуем в этом разобраться.

Итак, что же такое способности?

Существует несколько теорий развития способностей

1. Путём передачи генной информации от родителя своим детям. (дети выдающихся деятелей искусства тоже идут по стопам своих родителей. Семья Иоганна Себастьяна Баха )Но в тоже время «из пословицы слов не выкинешь» и фраза на «детях великих природа отдыхает».

2. В результате обучения и воспитания и воздействия внешней социальной среды. В качестве примера здесь можно привести как контаргумент известных деятелей науки, у которых не было изначально заложено приоритетное право» быть звездой». Например, мой дед Акмаров Алексей Михайлович, родился в глухой удмуртской деревне Парсьгурт. Закончив семилетку, поступает в Ижевское педучилище, выпускается 22 июня 1941 года. Уходит на фронт. После войны он достиг высоких вершин в карьере: кандидат филологических наук. Он первый из удмуртов защитил диссертацию по английской филологии. Доцент, первый заведующий кафедрой лексики и фонетики английского языка УГПИ (УдГУ). Отличник высшей школы СССР.

Структура способностей.

По характеру деятельности: общие( умственные, коммуникабельные)

Специальные( математические, музыкальные. Стилистические)

По составу : элементарные( ощущения, глазомер, )

Сложные ( учебные. Общения)

По значимости деятельности: ведущие и вспомогательные

По уровню развития: репродуктивные и творческие.


 

Другая теория в изучении способностей основывается на системном подходе разрабатывается Владимиром Дмитриевичем Шадриковым и его учениками. По мнению Богоявленской эта концепция «вобрала в себя всё богатство наработок в этой области» и стала «визитной карточкой» исследования способностей в психологии в России.

Способности-свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции. (В.Д. Шадриков)

В любой деятельности необходимо что-то воспринимать, анализировать, сравнивать, осмысливать. Все эти психические функции реализуются сложными нейрофизиологическими функциональными системами. Эти системы специально формировались в ходе эвалюции для реализации определённых психических функций. Они обладают способностью (свойством), благодаря которой мы можем ощущать, мыслить, чувствовать, действовать. Способности проявляются и формируются в деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Психические функции обладают свойствами, которые в свою очередь обладают интенсивностью, определённой мерой выраженности, проявляющиеся в успешности определённой деятельности.

Если функциональные системы являются подсистемой единого целого, т.е – мозга, то в качестве элементов функциональных систем являются нейроны и нейронные связи, которые специализированы по своему назначению. Свойства нейронов и нейронный цепей и есть специальные задатки. К общим задаткам относят свойства нервной системы, специфику организации головного мозга: работоспособность, произвольная и непроизвольная регуляция- свойства нервной системы, вербальные и невербальные способности- взаимодействие полушарий.

Способности не формируются из задатков. И то, и другое- свойства. Первые – свойства функциональных систем. Вторые- свойства компонентов этих систем (нейронов и нейронных связей). С развитием системы изменяются и её свойства (способности). Которые определяются как элементами системы (задатками), так и связями между ними.

Существует и другое понимание задатков: генетическая программа, определяющая развитие функциональных систем в структуре мозга человека. И при таком подходе нельзя сказать, что способности формируются на базе задатков. При развитии функциональных систем задатки вместе со средой обитания будут управлять этим процессом.

Способности- базовое качество психики наряду с содержательной стороной, включающей в себя знания об окружающем мире и переживания.

Каждый человек имеет своё индивидуальное сочетание способностей, от которого зависит успешность деятельности. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности.

Склонности – это мотивационный компонент деятельности. Без определённых склонностей деятельность может и не начаться, и соответственно, способность не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности ребёнка не будут подмечены.

t1686680004aa.jpg

Принято рассматривать способности, полученные от природы (память, восприятие) и специальные (речь, логическое мышление), возникшие под влиянием общественно- исторических условий; общие (точность движений, речь) и специфическими( математические).

Фундаментом для развития способностей являются нервно- мышечные функциональные органы, которые формируются у ребёнка с рождения.

Во время обучения детей, одним из важных условий для развития способностей является их комплексное развитие.

Одни способности тесно связаны с другими.

Таким образом, для разностороннего развития способностей ребёнка необходимо:

1. Обеспечить творческий подход.

2. Сформировать заинтересованность предметом обучения.

3. Создать позитивный настрой.

4.Соотнести сложность выполнения задач .

При достижении определённых положительных успехов в деятельности, необходимо эмоциональное подкрепление успеха.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Мышление и творчество.

Мышление и творчество неразрывно связано друг с другом.( А.В.Брушлинский ) У любого индивида мышление в той или иной мере всегда творческое, открывающее для себя что- то новое. Но это не означает, что творчество сводится к мышлению.

Продуктивность мышления, естественно, будет разной у разных категорий людей. Нельзя сравнить мышление учёного и мышления ребёнка.

Вместе с тем и тем и другим присущи общие закономерности мыслительной деятельности.

1.Осознание проблемной ситуации. Оно может начаться с чувства удивления.

2. Фаза выдвижения гипотез и их проверка.

3. Формулировка выводов.

( Общая психология. ( Studfile.net))

Мышление является одним из видов познания. Многообразные виды и уровни активности самого человека образуют определённые условия, через которые внешние силы на него действуют.

Например, подсказка подсказке- рознь. Одному достаточно только намекнуть на дальнейших ход мыслительного процесса, и задача будет выполнена, другому требуется более детальное разложение всего процесса.

Всё дело в том, насколько сам (будем рассматривать ученика) ученик близко подошёл к решению проблемы, насколько он сам продвинулся вперёд в процессе анализа и синтеза предлагаемой задачи. «Чем ближе индивид подошёл к успешному решению задачи, тем меньше ему нужна помощь из вне, и тем легче её реализовать; и наоборот, чем дальше индивид находится от верного решения, тем больше ему необходима помощь со стороны и тем труднее ему её использовать» ( А.В. Брушлицкий)

Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще всех людей как в процессе воспитания, так и обучения.

Учебная деятельность детей обычно не требует высшего уровня самостоятельности и творчества. Ученик открывает и переоткрывает уже известные истины человечества для самого себя. Помощь детям со стороны необходима, но недостаточна.

Саморазвитие осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия с реальной действительностью. Универсальным способом развития данного процесса является анализ через синтез. Новые объекты включаются во всё новые и новые связи.

Анализ через синтез и всё в целом мышление, как процесс, формируется неосознанно. Но мышление, как деятельность осуществляется человеком осознанно.

Благодаря анализу через синтез реализуется творческая природа мышления.

Основа всякого творчества- специфические закономерности, отношения между уже известным и ещё неизвестным. На первый взгляд кажется, что таких взаимоотношений нет. Но они есть! Благодаря им и удаётся навести «мостик» между известным и неизвестным. Это и есть основа всего творчества.( Брушлинский)

Творческое мышление начинается там, где заканчиваются общепринятые способы действия. Для выполнения обычных задач мы используем уже знакомые нам способы действий, при решении творческой задачи привычные способы не работают. Происходит поиск нового. Отправной точкой может стать что угодно: случайно услышанное слово, картинка. Ассоциация. Для Ньютона это стало яблоко.

Один из механизмов, способных привносить новое в наше мышление- интуитивный. Заслуга открытия этого механизма принадлежит Я.А.Понамарёву. В ходе своих эксперементов он доказал, что в ходе нашей деятельности складывается не только сознательный опыт, но и интуитивный, который не находится в центре нашего внимания, но он не исчезает бесследно, проявляется только в действиях.

«Для решения творческих задач необходим определённый уровень развития логического аппарата и сильное интуитивное мышление.»


 


 


 


 


 


 

 


 

5. Взаимосвязь проектной деятельности и творчества.

Каждый из нас в той или иной мере постоянно сталкивается с проектной деятельностью. К проектной деятельности можно отнести многие наши занятия: от небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения, шитьё кукол, вязание) до крупных проектов, продолжающихся месяцы, а иногда и годы. (например, строительство дома, работа над дипломом, подготовка к ЕГЭ.).

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Школьный проект — это самостоятельная исследовательская работа ученика или группы учеников. В ходе этой работы нужно найти информацию или решение какой-то проблемы.

Проектная работа учеников может быть подготовлена в разных формах: доклад, реферат, презентация, видеоролик, представление и т.д.

За время подготовки проекта школьники получают разные навыки:

формулировать проблемы, гипотезы и задачи исследования;

выбирать методы работы;

искать и анализировать нужную информацию;

презентовать результаты проекта;

работать в команде;

организовывать своё время и др.

Всё перечисленное — это так называемые soft skills, которые помогут не только в будущей карьере, но и по жизни.

Виды проектов

. Исследовательский. Такой проект максимально приближен к научной работе. В нём должна быть чёткая структура и определены объект, предмет, цели и задачи исследования. А ещё обязательно объяснение, почему выбранная для исследовательской работы проблема действительно актуальна.

2. Информационный. Как видно из названия главное в таком проекте — умение работать с информацией. Её нужно найти в разных источниках, проанализировать и сделать выводы.

3. Практико-ориентированный. По структуре похож на исследовательский вид, но результатом должно быть что-то прикладное, то есть то, что можно использовать в определённой деятельности. Например: измерительный прибор или цикл лекций для младших классов.

4. Творческий. Здесь авторов проекта ничто не ограничивает в выборе способа его реализации. Например, можно снять фильм, сделать сайт, провести лекцию, организовать праздник или экологическую акцию.

5. Ролево-игровой. Группа авторов распределяет между собой роли, а результатом, как правило, является представление. В ходе представления его герои отвечают на проблемный вопрос или находят решение. Удобный формат для работы всем классом.

Учебные проекты в школе могут быть индивидуальные и групповые.

Проблема развития творческих способностей в настоящее время получает все большую актуальность. Мышление и творчество неразрывно связаны друг с другом. «Главными и весьма разными уровнями мышления является деятельность (теоретическая и практическая). Однако мышление- это не только деятельность, но и внутри неё формирующийся непрерывный психический процесс анализа и синтеза и обобщения постоянно изменяющихся, т.е. новых и потому ещё во многом неизвестных обстоятельств жизни данного субъекта» (Брушлинский А.В. «О субъекте мышления и творчества»).

Таким образом, в процессе проектной деятельности ученик определяет новые для себя задачи, соответственно «используя и преобразуя уже имеющиеся у него относительно стабильные умственные операции , формируя новые интеллектуальные действия». А это и есть ничто иное, как индивидуальное развитие способностей.

Развитие – это «процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, который ведет к появлению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения индивида»

«Развитие творческих способностей идет в ходе той деятельности, в которой они находят свое проявление. Нереализованность на ранних возрастных этапах творческих способностей ведет к снижению перспективы развития их»


 


 

6. Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Преимуществом учебного проекта является формирование чувства ответственности, приобретается индивидуальный опыт деятельности учащегося на всех этапах по разработке проекта. Учащиеся приобретают навыки сотрудничества, работая над проектом в группах.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи
в удобной для них, творчески продуманной форме, например презентации
или изготовление сборников или моделей и макетов.
Участвуя в реализации проектной деятельности, учащиеся могут выбрать ту тему, которая соответствует именно их интересам, склонностям, способностям. При выполнении проектов ученики проявляют себя не только как научно-исследовательские деятели, но и как «творцы», ведь они самостоятельно выбирают формат представления своей проектной деятельности, выбирая итоговый продукт, который бы позволил им наиболее полно представить результаты работы в творческом плане. Метод проектов позволяет создавать на занятиях творческую, исследовательскую атмосферу, в рамках которой каждый участник учебного процесса может проявить себя, участвуя в активном познавательном процессе.
Работая в начальной школе, каждый учитель, зная и понимая психологию детей этого возраста, подходит к своей работе творчески в плане деятельности.

На уроках активно создается среда, провоцирующая учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление исследовательского поведения. В своей образовательной деятельности учителя стараются выйти за рамки объема школьных предметов, помочь соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Этому способствуют такие формы работы, как выполнение различного рода творческих работ, составление кроссвордов, ребусов, составление и разбор кластеров, выполнение различного рода проектов, участие в конкурсах.

Примеры групповых и индивидуальных проектов, используемых на различных уроках


 


 

Название проекта

Предметы

Фото с урока

«Давайте познакомимся»

 

 

Междисциплинарный

 

t1686680004ab.jpgt1686680004ac.pngt1686680004ad.gif

t1686680004ae.jpg

«Как появились цифры»

Математика, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Прощание с Азбукой»

Литературное чтение, русский язык, технология

«Жизнь насекомых»

Окружающий мир, ТЕХНОЛОГИЯ

«МОЁ дерево»

Окружающий мир, ТЕХНОЛОГИЯ

«Улица, на которой я живу»

 

ИЗО, история

t1686680004af.jpgt1686680004ag.jpg

t1686680004ah.gif

 

Докучные сказки

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Пластилиновая сказка »

ИЗО, музыка, технология, окр.мир

«Знакомство с городом»

Окружающий мир, литературое чтение

 

t1686680004ai.gif

 

t1686680004aj.jpg

Наш организм»

Окружающий мир, технология, развитие речи

«ЖИЛ- БЫЛ САМОЛЁТИК»

Оригами. математика

«Генеалогическое древо моей семьи»

Окружающий мир, русский язык

Таблица умножения

математика

 

МУЗЫКА ВРЕМЁН ГОДА

Русский язык, литературное чтение

t1686680004ak.gift1686680004al.png

Бумажная сказка

Технология, русский язык, литературное чтение, музыка

Безопасная дорога.

Технология, музыка

 

ИЗО, музыка. Литературное чтение

 

t1686680004am.jpgt1686680004an.gif

По дорогам сказок

 

«Город, в котором я живу»..

 

Наша республика

 

t1686680004ao.jpgt1686680004ap.jpgt1686680004aq.jpg

Профессии

 

 

 


 

Включение школьников в проектную деятельность начинает с первого класса, в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные индивидуальные и групповые проекты.


 

Начиная с 2021 года мои ученики успешно выступают на очном Всероссийском форуме научных и практических работ в г. Москва с такими темами как, «Возможности линзы Френеля»» и « Работа сердечных клапанов. Создание модели работы их», «Как быстро научиться считать»», «Тайна бумажного листа». С каждым годом увеличивается количество желающих заняться исследованием, сделать своё маленькое открытие и рассказать о нем. Подготовка исследовательской работы в начальной школе — это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями: регулятивными, личностными, познавательными универсальными учебными действиями.

Участие школьников в научно-практической конференции

ШКОЛЬНЫЙ региональный российский международный t1686680004ar.gif

ДИАГРАММА РОСТА КОЛИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


 

t1686680004as.gif
 


 


 


 


 


 

Количество участий в мероприятиях различного уровня

t1686680004at.jpg

2021-2022

t1686680004au.jpg

2020-2021 t1686680004av.jpg

201Y2020 t1686680004aw.jpg

10 20 зо 40 50 60

t1686680004ax.jpgмеждународный российский региональный школьныЙ

Работа с одарёнными детьми.

Прежде, чем выстроить систему работы с одарёнными детьми, нужно разобраться, кто такие одарённые дети.

Оt1686680004ay.png ДАРЁННОСТЬ— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Одарённость – это комплекс задатков, интереса, мотивов.

Единой классификации одарённости не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости.

Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.

Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.

Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.

Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.

Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту. На мой взгляд, выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но должно помочь раскрыть потенциал ребёнка.

 

В классе учатся различные группы детей. Никто из них не остаётся без внимания учителя. Одарённые дети и дети, имеющие трудности, слабое здоровье всегда в поле внимания учителя. С каждой группой учеников работа выстраивается по определённому плану.

Этапы работы.

1.Организационный. Главная задача на этом этапе – изучение методик. Познакомилась с научными данными о психологических осо­бенностях одаренных детей; Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др...Прослушала видеолекцию «Работа с одарёнными детьми»

2 Этап оценочно-коррекционный. На данном этапе создаются условия для выявления одарённых детей и детей, имеющих определённые способности. На этом этапе организуется урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, творческие работы, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Уже к концу первой четверти определяется, с кем из ребят можно работать индивидуально для развития способностей ребёнка.

3.Рефлексия.

Опыт работы с одарёнными детьми.

В первом классе своими способностями выделялись три ученика класса: Зайнуллин Тимур, Кручинский Илья, Сухих Анна. В индивидуальных беседах с детьми, родителями выяснила, что все трое занимаются спортом. У всех хорошо поставленная грамотная речь, интроверты. Все признаки указывают на то, что все трое обладают интеллектуальной, социальной, моторной одарённостью. Интеллектуально одарённые дети обладают хорошо развитыми умственными способностями, могут строить алгоритмы, систематизировать, анализировать. Они успешно участвуют в олимпиадах. Было решено готовиться к научно- практической конференции. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяют совместными усилиями начать подготовку детей. Дети учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке работ. Отдельно обращается внимание на выбор темы для работы.

Далее следует этап «решение задач». Совместно с родителями и детьми обсуждаются темы предстоящих работ, делаются наметки, подбирается лексический словарь, необходимый для выступления. Обдумывается практическая часть работы. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Ученики учатся искать информацию в разных источниках, учатся работать с учителем. Мы вместе с ребятами проживаем все этапы подготовки к конкурсу, олимпиаде, конференции. Все работы совместно редактируются

Итогом такой деятельности стало участие и победа всех троих в школьной научно- практической конференции в 2021 г.

Третий этап «Рефлексия». Пройдя путь «школьной научно- практической конференции», ребята почувствовали свою уверенность. При работе над определёнными проектами у учащихся формируются «твёрдые навыки» (hard skills). Собирая материал к исследованию, они знакомились, изучали и запоминали необходимые термины. Анализировали свою деятельность и деятельность друг- друга, критично относилась к выступлениям. Они смогли применить эти знания, рассказывая о своих исследованиях ученикам других классов. Тимур З. со своей темой «Как быстро выучить таблицу умножения» выступил на курсах по развитию функциональной грамотности для учителей республики. В процессе взаимодействия с педагогом у ребят формировались «мягкие навыки» - soft skills (набор волевых, интеллектуальных и социальных компетенций, необходимых в современном мире). Следующим этапом была республиканская НП конференция. Особенно ярко проявился такой навык как коммуникабельность. В Москве на конференции мои ученики выступали самостоятельно, каждый в своей секции, но они смогли справиться с волнением, и ответить на вопросы жюри. Каждый учитель в работе с одаренными детьми должен быть внимательным и чутким, наладить контакт, понять, от чего у ребенка горят глаза, поддерживать этот интерес. Проявляя такую чуткость, педагог всегда получает награду − доверие, эмоциональный взаимообмен и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика. Вместе с учеником изменяется и сам учитель, он развивается как профессионал, формируется как самодостаточная личность, т.е. формируются навыки развития своего потенциала (self skils). Параллельно с работой над проектами, мы готовимся к предметным олимпиадам. Это и внеурочная деятельность, и участие в творческих конкурсах. Результат работы с одарёнными детьми представлен частью дипломов.

t1686680004az.gif

t1686680004ba.jpg

t1686680004bb.jpg

t1686680004bc.gif

t1686680004bd.gif

t1686680004be.gif

t1686680004bf.jpg

t1686680004bg.jpg

t1686680004bh.jpg


 

t1686680004bi.gif

t1686680004bj.gif

t1686680004bk.gif

t1686680004bl.gif

t1686680004bm.jpg

t1686680004bn.jpg

t1686680004bo.jpg

t1686680004bp.jpg

t1686680004bq.jpg

t1686680004br.jpg

t1686680004bs.jpg

t1686680004bt.jpg


 

t1686680004bu.jpg

t1686680004bv.jpg

 

t1686680004bw.jpg

t1686680004bx.jpg

t1686680004by.gif

t1686680004bz.gif

 

t1686680004ca.jpg

t1686680004cb.jpg

t1686680004cc.jpg

 

t1686680004cd.jpg

 

Общее количество различного рода дипломов классе более 200 штук.


 


 


 


 

В классе у есть как одарённые дети, так и дети, требующие внимания.

Алиса С. была зачислена в 1 класс гимназии № 56. Уже при первых встречах на себя обращала манера разговаривать девочки, дикция отсутствовала полностью, артикуляции не было. На письме буквы путала, пропускала. Особенно сложно ей давалось дифференцация звуков по громкости/глухости. Алиса зачислена на логопункт с диагнозом «общее недоразвитие речи». Это характеризуется недостаточная выразительность и четкость речи.

Оt1686680004ce.jpg бщее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Словарь детей с ОНР беден. Их рассказы схематичны, примитивны, ребёнок не использует разные части речи, а старается максимально сократить предложение. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. ОНР таким образом - нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У ребёнка с ОНР как правило, замедленно развиваются память, внимание, артикуляционная и пальчиковая моторика, а также логическое мышление и другие процессы. Несмотря ни на что, совместно с родителями была подготовлена работа для научно- практической конференции. Девочка собралась и выступила. Главная цель - придать ребёнку уверенность. На следующий год Алиса вновь готова была работать над новым проектом. В заочной научно- практической конференции работа Алисы заняла 2 место.У девочки вновь проснулось желание принимать участие в дальнейших конкурсных мероприятиях. Ещё одной заслугой Алисы было участие в конкурсе проектных работ по ПДД, не только на школьном уровне, но и на Российском!

t1686680004cf.gift1686680004cg.gift1686680004ch.png

В 2023 году Алиса вновь приняла участие в нпк. Её речь была более убедительной, работа более сложной и творческой.


 

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся и родителям. Для поддержания эмоционального настроя учащихся все работы детей были опубликованы

- Школьных тезисы научно- практической конференции г. Ижевск;

- Тезизы «Всероссийской конференции исследовательских и научно- практических работ» г. Москва 2021, 2022, 2023г.г.г.

- Сеть интернет на сайте «Урок.рф»

Тезисы и свидетельства печати были торжественно вручены всем ребятам.

t1686680004ci.jpgt1686680004cj.jpgt1686680004ck.jpgt1686680004cl.jpg

t1686680004cm.gift1686680004cn.gift1686680004co.png

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
* соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
* добровольность выбора темы учащимся;
* максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
* компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
* уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
* осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
* Включение родителей в активную творческую деятельность.

Итог такой работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

Работая над проектом, у учеников на бессознательном уровне происходит развитие как общих (память, наблюдательность, воображение, креативность), так и специальных способностей (организационные, математические, технические).

Таким образом, проектная деятельность способствует развитию способностей ученика.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении проведенной работы можно сделать следующие основные выводы по теме «Проектная деятельность младших школьников как основа развития способностей ученика»

1. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

2. У части детей, к сожалению, мотивация постепенно начинает снижаться.

Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать.

3. Одновременно с этим, в младшем школьном возрасте происходит рост стрем­ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос­тижения успеха.

4. Способности- свойства функциональных систем.

5. Мышление и творчество неразрывно связано друг с другом.

6. Проектная деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом.

7.Собственная деятельность важна как в процессе развития, обучения и воспитания.

8. Саморазвитие осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия с реальной действительностью.

9. Развитие творческих способностей идет в ходе той деятельности, в которой они находят свое проявление.

10.Необходимо создавать специальные условия для развития творческой активности у детей младшего школьного возраста.

11.Задача учителя в данном виде деятельности направить, заинтересовать, показать перспективы дальнейшей деятельности.

Таким образом, обобщая полученный материал, можно с точностью сказать, что выдвинутая гипотеза, «проектная деятельность уч-ся младших классов, способствует развитию способностей учеников» полностью теоретически и практически подтверждена на примере учеников моего класса.

В дальнейшем, используя полученные знания, можно продолжать работу в этом направлении, активно включая в неё всё большее количество учеников, мотивируя их на новые успехи и достижения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы.

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.Брушлинский А.В. «О субъекте мышления и творчества» // Основные современные концепции творчества и одарённости// Москва. Молодая гвардия 1997. Стр.39-55.

3. Коннова А.А. «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» https://www.pedopyt.ru/categories/17/articles/2435

 

4. Мардахаев, Л.В. Способности и творческие способности: особенности проявления у детей младшего школьного возраста [/ Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. – 2015. – No 2. – С. 28-34.

5. Михайлова-Рябыкина, Л.Н. Метод проектов как система обучения, ориентированная на развитие творческих способностей младших школьников

Л.Н. Михайлова-Рябыкина // Психология обучения. –2009. – No 4. – С. 41-48

6. Ушаков Д.В. «Одарённость, интуиция, творчество» // Основные современные концепции творчества и одарённости// Москва. Молодая гвардия 1997.

7. Шадриков В.Д «Способности человека» // Основные современные концепции творчества и одарённости// Москва. Молодая гвардия 1997. Стр.24-38.

8. http://www.liceum9.ru/index.php/2010-09-03-04-26-44/210-2010-09-06-07-39-28 «Возрастные особенности младшего школьного возраста.»

9 https://www.grandars.ru/college/psihologiya/sposobnosti-i-deyatelnost-cheloveka.html- «Виды способностей».

10.https://www.google.com/search?q=%28+Studfile.net%29%29 « Мышление и тыорчество»

32

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Валерьевна, спасибо за опыт работы!

14 June 2023

Добрый день. Рада, если пригодится в работе!

14 June 2023

Похожие публикации