Статья «Народно-прикладное искусство как средство всестороннего развития детей»

5
0
Материал опубликован 5 March 2020

Народно-прикладное искусство

как средство всестороннего развития детей

Работу с детьми по знакомству с народно-прикладным искусством лучше всего начинать в младшем возрасте. Проводя занятия можно столкнуться с рядом трудностей. Техническими навыками данного возраста дети владеют слабо. Дети часто испытывают затруднения перед поставленными задачами на занятиях по изодеятельности и в свободное время. У детей отсутствует инициатива, радость познания нового, пассивность в работе, неудачи вызывают раздражение, а порою просто слёзы. Поэтому работу по изодеятельности лучше начать со знакомства детей с весёлым искусством глиняной расписной игрушки – дымкой. Ведь эта ласковая и неожиданно удивляющая, простое, доходчивое и по-народному мудрое искусство.

Мастера этой игрушки дают свое представление о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости. Их изобретательность, безудержная фантазия, способность на выдумку не устаёт радовать, удивлять и забавлять детей.

Игрушечный промысел настолько самобытен и неповторим, что до сих пор волнует детей и побуждает их к творческой деятельности.

Поскольку основной деятельностью детей является игра, лучше начать знакомство с народно-прикладным искусством дымковской игрушки с оформления сюжетно-ролевой игры «Ряжение». Для занятий можно обшить куклу в костюм дымковской барышни. Далее знакомство с дымковским промыслом продолжается с бесед о традициях своего края, проведения фольклорных праздников. С помощью художественного слова и музыки дети приучаются видеть красоту души русского народа. А с помощью дидактических игр у них развивается глазомер, координация движения рук и глаз, мелкая моторика, образное мышление, воображение. После этого знакомим детей с элементами дымковской росписи и нанесением их на полоску, квадрат, круг.

Дети с интересом наносят узор дымковской росписи на фигурки животных, вырезанных из бумаги. Постепенно они овладевают навыками и умениями составлять узор по элементам и колориту напоминающий дымковскую роспись. Также дети знакомятся со свойствами глины.

Дети с удовольствием лепят дымковские игрушки: уточек и лошадок. После этого игрушки можно отгрунтовать водоэмульсионной краской и нанести дымковскую роспись на объемные фигурки животных.

На этом этапе лучше не заострять особое внимание на качество работы детей. Лучше увлечь детей яркой и интересной деятельностью, создать настроение, желание узнавать новое.

В старшем возрасте в лепке дымковских игрушек используются разнообразные приемы, позволяющие достигнуть детям желаемого, Развивая в детях творческую инициативу. Дети учатся лепить более сложные фигурки игрушек: козла, дымковской барышни, коня. У детей совершенствуется навык лепки. Элементы узора становятся сложнее: накладывается один цвет на другой, волнистая линия, овалы, точки, круги, клетка. Также различные дидактически игры («Кляксография», «Кубики», «Подбери узор», «Назови роспись» и т.д.) позволяют расширить знания детей о народно-прикладном искусстве и воспитывать художественный вкус. Дети учатся думать, анализировать, делать умозаключения. Эти дидактические игры позволят научить детей узнавать, называть промысел, выделять его элементы, называть местность, где зародился промысел.

Дети знакомятся с городецкой росписью, гжелью, продолжают знакомство с дымковской росписью, хохломой.

Знания детей по народно-прикладному искусству расширяются, приобретают оформленную систему. Дети не просто рисуют и лепят с желанием, в них зарождается дух творчества, воплощение задуманного в реальное. Они с вдохновением и творческим оптимизмом берутся за любую идею и притворяют её в своей деятельности. Дети становятся более инициативными, смелыми в своих работах, творческих идеях.

Таим образом знакомство детей с народно-прикладным искусством развивает в детях: любовь к прекрасному, к родному краю, эстетический вкус, творческую инициативу, расширяются знания детей и обогащается словарный запас, дети знают народные игры, пляски. Они становятся доброжелательнее друг к другу и окружающим, самостоятельнее, трудолюбивее, углубляются знания о материалах, из которых мастера создают произведения искусства. Дети обогащаются нравственно и эстетически.

Поэтому проводя работу с детьми лучше строить свои задачи так, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую насыщенность детей знаниями, навыками, умениями и нравственно эстетическими ориентациями, подводящими детей к пониманию единства человека и среды обитания, народно-прикладного искусства как целостного явления, отражающего эти связи.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации