12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатьева Елена Александровна476
В сфере образования уже 5 лет. Активная, веселая, целеустремленная. Буду рада новым знакомствам...
Россия, Иркутская обл., Иркутск
2

Статья «Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС»

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский (3)

Сегодня это уже не просто слова, а очень важный аспект воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. Как никогда раньше мы сталкиваемся с множеством слияний культур не только нашей многонациональной страны, но и европейских, и прочих стран… Тем самым современному дошкольнику зачастую просто не понятно, кого же выбрать в качестве ориентира в мире культуры. Согласно ФГОС одним из таких ориентиров может и должно служить народное декоративно-прикладное искусство, с которым, дети начинают свое знакомство с достаточного раннего возраста. Что будет способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия, пониманию произведений искусства, мира природы и т.д. (6). От того насколько грамотно и тонко педагог сможет ввести и познакомить ребенка с этим видом культурного наследия, зависит очень многое. Н.А. Ветлугина рассматривает художественно - эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать,   понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей(4).

Декоративно - прикладное искусство берет свое начало с первобытной эпохи. Традиции такого искусства складывались на протяжении многих веков, как правило, передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи изделий из глины, роспись и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.

Также следует отметить, что декоративно-прикладное искусство близко к природе, основывается на наблюдениях за природой, ее изменениями, особенностями, закономерностями, когда на основе этих наблюдений художники чувствовали гармонию в природе, ее ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Такое восхищения природой  нашло свое отражение в элементах и композициях декоративного искусства по мотивам растительных форм. В работах разных мастеров можно увидеть стилизованные изображения животных, человека и многое др. В таком виде искусства нет ничего лишнего, в нем собранно и сохранено самое главное. Подлинно народное искусство отличается особой простатой, выразительностью и вкусом. Именно поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким дошкольникам. Такие произведения отличаются своей яркостью, контрастами и красочностью, что очень привлекает детей. Тем более не стоит забывать, что народно-прикладное искусство неотъемлемая часть – национальной культуры. В нем отражаются лучшее черты народа, общечеловеческие ценности, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Декоративное искусство это не что-то самостоятельное, отдельное, а наоборот тесно связанное с нашим  бытом, трудом, праздниками и традициями.

Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического и всестороннего воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие. Одной из главных ценностей народного искусства можно по праву считать то, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, бережный, ненасильственный характер. Тем самым декоративно-прикладное искусство должно войти не только в дошкольную жизнь ребенка, но и в его повседневную жизнь (1). Способствовать всестороннему развитию личности воспитанников детских садов.

В своей работе, по мнению В.В. Колокольникова педагог должен стремится к определенной степени развития эстетической культуры, а именно развитие чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка как:

- эмоционально - чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

- знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей
действительности, художественную грамотность, правильные
представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим
восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его
тенденциям развития;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;

- потребность и стремление жить «по законам красоты», утверждать
идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной
деятельности(5).

Развитие эстетического вкуса является необходимой предпосылкой и важнейшим условием для формирования вкуса художественного у дошкольников. От постижения ритма, цвета, объема, звука, мы постепенно уже в раннем детстве переходим к пониманию их содержательной выразительности в произведении искусства (2).

Таким образом, нельзя не признать всю важность декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии современных дошкольников. Влияние его на становление и всестороннее развитие личности. Оно способствует расширению кругозора, художественной грамотности, вкуса. Помогает приобщить к прекрасному, красоте, детей дошкольного возраста. Что так же является неотъемлемой целью образовательных стандартов образования в России.


 

Список литературы:

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников – Москва : Просвещение, 1985 . – 176 с.

Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное //Дошкольное воспитание. – 2002. -  №5.

Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999. 

 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В.В. Колокольникова. -  М., 1962.

http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai /%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3..pdf

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.