План урока по географии на тему «Население Африки» «Черный континент»

1
0
Материал опубликован 6 December 2015

Пояснительная записка к презентации

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Население Африки»

Имя урока «Черный континент»


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1449388545.pptx (Ход урока (презентация учителя))


Автор: Елена Леонидовна Хапилина, г. Кострома, МБОУ СОШ № 24

11 класс

Цель урока: выявить отличительные особенности населения Африки.

Задачи урока

Образовательные:

Создать условия для реализации навыков работы с картографическим материалом и текстом учебника.

Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 7-м классе, о населении Африки.

Воспитательные:

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.

Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание внимательности при восприятии ответов.

Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы.

Развивающие:

Обеспечить условия для совершенствования умений и навыков работы с картографическим материалом, текстом учебника, статистическими данными.

Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом выполнения заданий и способами фиксации приобретенных знаний.

Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.

Тип урока -

Урок актуализации знаний через практическое применение умений работать с картографическим материалом и текстом учебника.

Формы работы учащихся:

Индивидуальная (заполнение рабочего листа урока)

Групповая

Выполнение заданий по определенному разделу плана урока

Совместное решение кроссворда или выполнение теста

Взаимопроверка результатов работы

Дидактический материал:

Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)

Рабочие листы (для каждого учащегося)

Пакет заданий для 9 групп

Мельтимедийная презентация учителя

Техническое оборудование:

Компьютер учителя

Мультимедийный проектор

Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи цветным маркером или стилусом.


 

Планируемые результаты обучения:


 

Предметные

Метапредметные

Личностные

Работать с различными источниками географической информации (карты, текст, статистика)

Называть численность населения Африки, год Африки

Характеризовать формы государственного и административно-территориального устройства стран.

Характеризовать расовый, национальный, половой, возрастной, религиозный состав населения.

Объяснять особенности воспроизводства, размещения, урбанизации населения Африки

Развитие интеллектуальных, творческих, познавательных интересов учащихся.

Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, умения сформулировать результаты своих интеллектуальных усилий, презентовать результаты своих исследований.

Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Развитие уважения к истории, национальным особенностям, традициям, образу жизни других народов, воспитание толерантности.

Осознание проблем, касающихся населения Африки, уровня образования и качества жизни.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности


 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуника-тивная

Регулятивная

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Объявляет тему урока, знакомит учеников с эпиграфом урока (1-й и 2-й слайды)

Знакомятся с отрывком из стихотворения Н. Гумилева

Распределяют недостающие учебные пособия между собой

Настраиваются на урок

1

II этап

Изучение особенностей современного населения Африки

1.Актуализация знаний -ПЛАНИРОВАНИЕ

Создание проблемной ситуации: Вспомним, какие особенности населения региона нужно проанализиро-вать, чтобы создать целостное представление о них? Сможем ли мы применить полученные знания?

Предлагает сформулировать цель урока, придумать имя урока и заполнить кластер, отражающий предполагаемый ход урока (3 и 4 слайды)

На 4-м слайде маркером или стилусом осуществляет запись вопросов, которые в свою очередь, станут планом изучения темы и заданиями для групп. Рекомендую при записи ориентироваться на запланированные вопросы на 5-м слайде. Для этого можно заготовить для себя «шпаргалку».

Распределяет задания между группами

Формулируют основную цель урока.

Вспоминают основные характеристики населения, изучаемые в 10-м классе и в 11-м, при изучении других регионов. Называют их.

Слушают друг друга. Обсуждают свои возможности для достижения цели.

Принимают и сохраняют учебную цель урока. Распределяются на группы.

Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей.

Записывают имя урока.

5

2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Поиск решения учебной задачи (задания для группы)

Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи

Необходимо выполнить все задания инструктивной карточки.

Необходимо продумать порядок выступления, текст выступления, текст для записи в рабочем листе.

Анализируют предложенные фрагменты картографического материала, текста учебника и т.д.

Обсуждают возможности группового достижения результатов урока, при необходимости – распределяют задания между собой.

Определяют выступающего (щих) от группы. Согласовывают текст записи в рабочем листе по своей теме задания

5

Учебные действия по реализации плана

Презентация результатов работы группы

Демонстрирует слайды презентации, относящиеся к теме выступления той или иной группы (переход осуществляется по гиперссылкам со слайда № 5)

Знакомятся с результатами работы своих одноклассников, делают записи в рабочих листах

Совместно докладывают результаты групповой работы

Осуществляют самоконтроль, корректируют свои умения и навыки кратко, но точно формулировать главное содержание выступления своих одноклассников.

20 (по 1-3 минуты на группу). Некото-рым группам нужно меньше времени

Применение нового знания.

Подведение итогов работы.

Закрепление изученного материала.

Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

Демонстрирует 26 слайд с выводом урока.

Демонстрирует 27-й слайд с обобщающими вопросами.

Обсуждают итоги работы на уроке, формулируют вывод или знакомятся с вариантом готового.

Отвечают на предложенных для закрепления вопросы по изученной теме

Обсуждают в группах варианты ответов на вопросы

Корректируют свои знания

3

III. Итог урока. Рефлексия деятельности

Контроль

В зависимости от количества оставшегося времени, предлагает либо решить кроссворд, либо ответить на вопросы теста (переход со слайда № 27)

Выполняют задание, контролируют и оценивают свой результат. Сдают результаты учителю на проверку.

Допустимо групповое решение кроссворда или теста

Рефлексия своих действий

5

IV. Формулировка домашнего задания

Активизация познавательной деятельности учащихся

Предлагает выбрать вариант творческого задания: Подготовить сообщения на темы:

Мифы, легенды и сказки народов Африки.

Культурное наследие стран Африки

И обязательное задание: Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы Африки

   

Записывают домашнее задание

1

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/g1449388591.docx (Рабочий лист ученика)


Здесь будет файл: /data/edu/files/j1449388618.docx (Примерное заполнение рабочего листа)


Задания группам

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449388649.docx (1 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1449388677.docx (2 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449388700.docx (3 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/f1449388725.docx (4 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1449388743.docx (5 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449388778.docx (6 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1449388799.docx (7 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/h1449388820.docx (8 группа)


Здесь будет файл: /data/edu/files/k1449388839.docx (9 группа)


Тест (раздаточный)

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449388878.docx (Тест)


Кроссворд

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449388905.docx (Кроссворд (раздаточный))


 

Предварительный просмотр презентации

11 класс «Население и народы Африки»

Эпиграф урока «Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я знаю, что, если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой!» Николай Гумилёв, русский поэт (1886-1921)

Цель урока Выявить отличительные особенности населения Африки

Планирование Источники информации

Интернет-ресурсы 1. Прародина человечества. Колониальное прошлое и НАСТОЯЩЕЕ 2. Расовый состав 3. Половой и возрастной состав 4. Этнический состав 5. Особенности воспроизводства 6. Особенности размещения 7. Особенности урбанизации 8. Религиозный состав 9. Уровень образования и качество жизни Планирование

Африка – прародина человека На территории современных Эфиопии, Кении и Танзании были обнаружены останки человека и его орудия труда, возраст которых более 20 млн. лет.

Даты получения независимости странами Африки 1960 ГОД – ГОД АФРИКИ

Колониальное прошлое Африки ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения 1.Колонизация материка началась ещё в древние века. 2.Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века. 3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века. 4.Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов. 5.Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран. 6.В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула. 7.В настоящее время в Африке нет колоний.

7

Р а с ы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки, которые передаются по наследству.

РАСЫ в Африке

Народы Африки исповедуют различные религии. В арабских странах (Алжир, Марокко, Египет и т.д.), а также в Сомали и Джибути господствует ислам суннитского направления. Много мусульман в Центральной Африке. В целом Центральная Африка отличается преобладанием местных религий. В Южной Африке (Намибия, ЮАР и др.) распространено христианство. Имеются секты индуизма и иудаизма. Религиозный состав

Религиозный состав

Половой и возрастной состав населения

В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 различным языковым семьям. Карта распространения языков

Воспроизводство населения http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1397/d-1396494/1396494_html_m77a8a1be.png

Воспроизводство населения

Плотность населения Средняя плотность населения континента – около 30 чел./км 2

В целом густо населены долины Нила (1200 чел./км2), приморская зона - страны Марокко, Алжир, Тунис, районы орошаемого земледелия Судана, оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел. км. кв.). Низкая плотность населения отмечается в Сахаре – менее 1, в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел. /км2. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Численность Африки на 2011 год составила 1,04 млрд. человек. Средняя плотность населения континента невелика – 34,2 чел./км2. На размещение населения влияют природные условия и исторические факторы - последствия работорговли и колониального господства. В Ы В О Д: Густо населены долины Нила, приморская зона Средиземноморья, государства Восточной Африки, оазисы Сахары, окрестности крупных городов. Низкая плотность населения отмечается в Тропической Африке, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари, а в отдельных областях Сахары население вообще отсутствует.

Урбанизация в Африке

Городской взрыв в Африке

Уровень образования

Жизненный уровень

Закрепление изученного материала 1.Какой материк ученые считают прародиной современного человека? 2. К какой расе относится большая часть населения Африки? 3.Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки? 4. Эти «лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом? Кто это? 5. Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы? 6. Какова численность населения Африки? Чему равна средняя плотность населения материка? 7.Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?

Проверка знаний Кроссворд Тест

Т е с т 1. В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в) около 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. САМОЕ РАЗВИТОЕ ГОСУДАРСТВО АФРИКИ: а) Египет б) ЮАР, в) Тунис. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка.

1. В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в) около 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. САМОЕ РАЗВИТОЕ ГОСУДАРСТВО АФРИКИ: а) Египет, б) ЮАР, в) Тунис. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка. Т е с т - ответы

Кроссворд 4 2 3   1             5               6                     8 9     7                     10              

Кроссворд 4 2 П3   1      и       5    г        м   6        е          и   8 9     7                     10              

Подготовить сообщения на темы: Мифы, легенды и сказки народов Африки. Культурное наследие стран Африки Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы Африки Домашнее задание:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.