План урока по географии на тему «Население Африки» «Черный континент»
Пояснительная записка к презентации
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Население Африки»
Имя урока «Черный континент»
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1449388545.pptx (Ход урока (презентация учителя))
Автор: Елена Леонидовна Хапилина, г. Кострома, МБОУ СОШ № 24
11 класс
Цель урока: выявить отличительные особенности населения Африки.
Задачи урока
Образовательные:
Создать условия для реализации навыков работы с картографическим материалом и текстом учебника.
Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 7-м классе, о населении Африки.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание внимательности при восприятии ответов.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы.
Развивающие:
Обеспечить условия для совершенствования умений и навыков работы с картографическим материалом, текстом учебника, статистическими данными.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом выполнения заданий и способами фиксации приобретенных знаний.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока -
Урок актуализации знаний через практическое применение умений работать с картографическим материалом и текстом учебника.
Формы работы учащихся:
Индивидуальная (заполнение рабочего листа урока)
Групповая
Выполнение заданий по определенному разделу плана урока
Совместное решение кроссворда или выполнение теста
Взаимопроверка результатов работы
Дидактический материал:
Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)
Рабочие листы (для каждого учащегося)
Пакет заданий для 9 групп
Мельтимедийная презентация учителя
Техническое оборудование:
Компьютер учителя
Мультимедийный проектор
Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи цветным маркером или стилусом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Работать с различными источниками географической информации (карты, текст, статистика) Называть численность населения Африки, год Африки Характеризовать формы государственного и административно-территориального устройства стран. Характеризовать расовый, национальный, половой, возрастной, религиозный состав населения. Объяснять особенности воспроизводства, размещения, урбанизации населения Африки |
Развитие интеллектуальных, творческих, познавательных интересов учащихся. Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, умения сформулировать результаты своих интеллектуальных усилий, презентовать результаты своих исследований. |
Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Развитие уважения к истории, национальным особенностям, традициям, образу жизни других народов, воспитание толерантности. Осознание проблем, касающихся населения Африки, уровня образования и качества жизни. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
Время (в мин.) |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Коммуника-тивная |
Регулятивная |
|||||
I этап. Организационный момент |
Цель – активизация учащихся. |
Объявляет тему урока, знакомит учеников с эпиграфом урока (1-й и 2-й слайды) |
Знакомятся с отрывком из стихотворения Н. Гумилева |
Распределяют недостающие учебные пособия между собой |
Настраиваются на урок |
1 |
|
II этап Изучение особенностей современного населения Африки 1.Актуализация знаний -ПЛАНИРОВАНИЕ |
Создание проблемной ситуации: Вспомним, какие особенности населения региона нужно проанализиро-вать, чтобы создать целостное представление о них? Сможем ли мы применить полученные знания? |
Предлагает сформулировать цель урока, придумать имя урока и заполнить кластер, отражающий предполагаемый ход урока (3 и 4 слайды) На 4-м слайде маркером или стилусом осуществляет запись вопросов, которые в свою очередь, станут планом изучения темы и заданиями для групп. Рекомендую при записи ориентироваться на запланированные вопросы на 5-м слайде. Для этого можно заготовить для себя «шпаргалку». Распределяет задания между группами |
Формулируют основную цель урока. Вспоминают основные характеристики населения, изучаемые в 10-м классе и в 11-м, при изучении других регионов. Называют их. |
Слушают друг друга. Обсуждают свои возможности для достижения цели. |
Принимают и сохраняют учебную цель урока. Распределяются на группы. Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей. Записывают имя урока. |
5 |
|
2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
Поиск решения учебной задачи (задания для группы) |
Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи Необходимо выполнить все задания инструктивной карточки. Необходимо продумать порядок выступления, текст выступления, текст для записи в рабочем листе. |
Анализируют предложенные фрагменты картографического материала, текста учебника и т.д. |
Обсуждают возможности группового достижения результатов урока, при необходимости – распределяют задания между собой. |
Определяют выступающего (щих) от группы. Согласовывают текст записи в рабочем листе по своей теме задания |
5 |
|
Учебные действия по реализации плана |
Презентация результатов работы группы |
Демонстрирует слайды презентации, относящиеся к теме выступления той или иной группы (переход осуществляется по гиперссылкам со слайда № 5) |
Знакомятся с результатами работы своих одноклассников, делают записи в рабочих листах |
Совместно докладывают результаты групповой работы |
Осуществляют самоконтроль, корректируют свои умения и навыки кратко, но точно формулировать главное содержание выступления своих одноклассников. |
20 (по 1-3 минуты на группу). Некото-рым группам нужно меньше времени |
|
Применение нового знания. |
Подведение итогов работы. Закрепление изученного материала. |
Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?» Демонстрирует 26 слайд с выводом урока. Демонстрирует 27-й слайд с обобщающими вопросами. |
Обсуждают итоги работы на уроке, формулируют вывод или знакомятся с вариантом готового. Отвечают на предложенных для закрепления вопросы по изученной теме |
Обсуждают в группах варианты ответов на вопросы |
Корректируют свои знания |
3 |
|
III. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Контроль |
В зависимости от количества оставшегося времени, предлагает либо решить кроссворд, либо ответить на вопросы теста (переход со слайда № 27) |
Выполняют задание, контролируют и оценивают свой результат. Сдают результаты учителю на проверку. |
Допустимо групповое решение кроссворда или теста |
Рефлексия своих действий |
5 |
|
IV. Формулировка домашнего задания |
Активизация познавательной деятельности учащихся |
Предлагает выбрать вариант творческого задания: Подготовить сообщения на темы: Мифы, легенды и сказки народов Африки. Культурное наследие стран Африки И обязательное задание: Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы Африки |
Записывают домашнее задание |
1 |
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1449388591.docx (Рабочий лист ученика)
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1449388618.docx (Примерное заполнение рабочего листа)
Задания группам
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449388649.docx (1 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1449388677.docx (2 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449388700.docx (3 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1449388725.docx (4 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1449388743.docx (5 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449388778.docx (6 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1449388799.docx (7 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1449388820.docx (8 группа)
Здесь будет файл: /data/edu/files/k1449388839.docx (9 группа)
Тест (раздаточный)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449388878.docx (Тест)
Кроссворд