12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселев Николай Александрович868
В школе работаю с 1993 года, женат, есть дочь.
Россия, Мордовия респ., с.Адашево
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Население Африки.

Цели:

- называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы;

- объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

- изучить особенности населения Африки;

- познакомиться с политической картой материка;

- продолжить развивать умение работы с картами и атласом.

Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам и географической номенклатуре (вопросы со с. 131 по выбору учителя).

Признаки

Природные зоны

Ответ

Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга.

Зона находится на крайнем севера и юге материка.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

 

3. Зона находится на западе материка в экваториальном поясе.

Тропические пустыни и полупустыни.

 

Климат субэкваториальный.

Климат тропический сухой.

Климат экваториальный.

Саванны и редколесье.

 

7. Климат средиземноморский.

Экваториальные влажные леса.

 

8. Почвы слабо развиты.

   

9. Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова.

   

10. В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность бурно развивается.

   

11. В растительном мире преобладают вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники.

   


 

ПI. Изучение нового материала.

1. Многие ученые считают Африку прародиной современного человека. Во второй половине XX в. В Восточной Африке в пластах горных пород, имеющих возраст около 2,7 млн.лет, были обнаружены остатки человека.

Во время рассказа учитель делает записи на доске, дети в тетрадях. Мы с вами уже знаем, что Африка - прародина человека. Современное население Африки относится к трем основным расам: европеоидная, экваториальная, монголоидная.

-Нилоты -азанде

-пигмеи -банту

 


 


 

Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1. Европеоидная раса

Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2.Экваториальная раса (негроидная)

Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)

3. Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4. Промежуточная раса

Эфиопы Малагасийцы

о. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас

Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее.

На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты.

Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.

2.Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

Анализ карты и условных обозначений.

Описание населения материка (учебник, с. 313 «План описания населения материка»).

3.Беседа.

Удельный вес населения Африки по отношению к населению всего земного шара за последние несколько столетий уменьшался. Так, в 1650 г. в Африке было 100 млн человек, что составляло 18,3 % общей численности населения Земли.

За 250 лет, то есть в 1900 г., численность увеличилась всего на 29 млн человек и составляла только 7,4 % населения земного шара. Это явилось следствием работорговли, длившейся столетиями, жестокой эксплуатации коренных жителей европейскими колони­заторами, ужасных условий жизни, приводивших к большой смертности.

К началу XX в. почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний. Колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Остров, лежащий напротив Дакара, современной столицы Сенегала, в далеком прошлом называли остров Горе, потому что он был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» вывозили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине XIX в., когда было запрещено рабство во фран­цузской Африке.

В середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы.

III. Закрепление урока. Вопросы:

Назовите расы.

Дайте характеристику расам Африки.

Назовите территории с большой и маленькой плотностью населения.

IV Домашнее задание: § 30; в контурной карте указать районы проживания основных рас Африки.

Четырем учащимся дать задание: используя текст учебника и дополнительную информацию по четырем государствам (Алжир, Эфиопия, Нигерия, ЮАР), подготовить к следующему уроку доклады.


 


 


 

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (1)

Ирина Михайловна, 03.12.15 в 21:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, можно воспользуюсь? Как раз скоро урок по данной теме.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.