Викторина «Наш выбор»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Песковская основная общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Д.А. Теплякова»
Поворинского района Воронежской области
Автор: Потапова Людмила Ивановна
учитель истории и обществознания
Пески - 2019г.
Актуальность темы: Цели и задачи: Категория участников: Оборудование: Предварительная подготовка: Правила викторины: | Быть активным членом гражданского общества, формирование которого только сейчас происходит в нашей стране, это значит быть грамотным человеком, хорошо разбирающимся в политических реалиях современности. Основы процесса познания этой области закладываются в школе, в том числе на уроках обществознания, где ученик впервые знакомится с азами политической жизни государства, его составной частью – избирательной системой - и приходит к пониманию того, что он тоже является частью всей этой государственной машины, а значит, может как-то влиять на происходящие процессы. Подросток начинает понимать свою ответственность за судьбу страны. Патриотизм не начинается на ровном месте, он должен был подпитан знаниями. Эти знания формируются и в ходе данного мероприятия. Мы учимся делать свой выбор. Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Ю. Левитанский Это стихотворение читается в начале урока и служит одним из эпиграфов урока Викторина проводится с целью развития интереса обучающихся к политическим процессам, происходящим в обществе, в том числе выборам и референдумам, формирования активной гражданской позиции и гражданской ответственности молодежи: повышение уровня правовой грамотности обучающихся; знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства на основе работы с ФЗ №231. развитие интереса к участию в школьном и местном самоуправлении; активизация познавательной активности на решении ситуативных задач; воспитание активной, ответственной гражданской позиции; подведение участников игры к выводу, что способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека. Ученики 9 класса. В качестве активных зрителей - ученики 8 класса. В качестве пассивных зрителей возможно присутствие учеников 7 класса. В жюри приглашаются члены участковой избирательной комиссии микрорайона, учителя. Эпиграфы по теме викторины на доске; презентация (доступна на сайте http://potap03.wixsite.com/mysite); компьютер, проектор, колонки; карточки-термины; карточки для конкурса «Исключи лишнее» (Приложение 3); пирамида для конкурса «Этапы избирательного процесса» (Приложение 2); гимн выборов Юля Беретта «Это выбор твой»; портреты лидеров государства; цветные маркеры. Ученикам дается задание повторить материал по темам «Избирательное право», «Основы политической жизни государства». Один ученик готовит стихотворение, участники команд придумывают название и девиз и эмблемы. Уче6ник 9 класса заранее делятся на 2 команды. Задания подготовлены для каждой команды, кроме двух заданий: «Ребус» и «Заполни пирамиду» – они общие для обеих команд. Конкурсные задания различные по типологии, охвату теоретического материала, степени сложности, поэтому количество баллов за них дифференцировано и отмечено в турнирной таблице (Приложение 1). Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если команда не полно отвечает на вопрос, возможна помощь соперников. Их ответы в этом случае оцениваются в половину стоимости. Некоторые задания заранее подготовлены на доске, но скрыты до времени. Эпиграф: Пусть соблюдаются права, Нам присужденные законом, Чтоб было равенство знакомо Для каждого и навсегда. |
| | ||
Ход викторины: | Действия учеников | ||
Учитель: Уважаемые будущие избиратели! Сейчас нам предстоит увидеть и оценить, насколько вы готовы к этой роли: имеете ли представление об избирательном законе, можете ли адекватно оценить ситуацию с ним связанную, а также на каком уровне находится ваша общая политическая грамотность и над чем еще предстоит поработать в будущем.
Познакомимся с правилами нашей викторины: (см. выше) Вот какие этапы нам предстоит пройти: П ервый конкурс: Терминология и основы права состоит из трех заданий: Карточки –термины на разрезных листах
Ответить на вопрос Как называется политический союз людей, выражающий интересы определенного слоя населения и стремящийся захватить власть? Назовите способ участия народа в управлении государством. Как называется лицо, которое следит за проведением голосования, подведением его итогов? Этот термин в переводе с греческого означает слово «народовластие». Документ для голосования с фамилиями кандидатов или партий. Группа людей, которая поддерживает какую-либо партию или кандидата? Какие права нарушены в данной ситуации? Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право … Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом …. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право … Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право … Карабас Барабас, открыв кукольный театр, нарушил право… Второй конкурс: История избирательного права. Вопрос: Как назывался народный орган в Древней и Средневековой Руси, где происходило обсуждение общих дел и решались насущные вопросы общественной, политической и культурной жизни?
Вопрос: Когда и при каком правителе в Русском государстве был созван первый сословно- представительный орган и как он назывался? Вопрос: В каком году в России было созвано первое представительное учреждение парламентского типа? Как оно называлось? Вопрос: как называется, из чего состоит и как формируется современный российский парламент. Третий конкурс: Политическая галерея ( портреты прикреплены на обратной стороне открывающейся доски по 4 каждой команде) Четвертый конкурс: Оцените ситуацию По представленному изображению оцените правильность или неправильность данной ситуации с опорой на законодательную базу. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Нарушен ли закон? Кого из этих лиц мы выбираем? (вычеркните лишнее) Министр Начальник отдела полиции Депутат Государственной Думы Генеральный прокурор Президент РФ Президент республики в составе РФ Руководитель органов местного самоуправления Директор школы Гражданин Иванов накануне выборов сломал ногу. Не желая оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, он попросил жену проголосовать вместо него. Однако в избирательной комиссии в просьбе отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии. Пятый конкурс: Избирательный процесс состоит из 4 этапов. Проверка грамотности. Слова написаны заранее на доске, закрыты портретами лидеров. референдум мажоритарная президент Бюллетень депутат кандидат Какие из перечисленных комиссий существуют в действительности? (вычеркните лишнее) Школьная Участковая Территориальная Районная Окружная Региональная Зональная Центральная Исключи лишнее. Команда выполняет задание одновременно с предыдущим Ребус. Как связаны эти цифры с избирательным правом наших граждан? о тгадывают все Заполни пирамиду. В шаблоне, данном каждой команде должны быть проставлены следующие этапы: Подведение итогов викторины. Подсчитываются баллы, полученные командами, выявляется победитель. Все участники получают буклеты «Памятка молодого избирателя» С выводами по конкурсу и напутственным словом выступает член участковой избирательной комиссии. | (Представление команд согласно подготовке) Отвечают после минутной подготовки В опросы задаются по очереди каждой команде. партия выборы, референдум наблюдатель демократия бюллетень электорат личную неприкосновенность образование пользования учреждениями культуры собственности неприкосновенность жилища невозможность использования чужого труда народное вече Земский собор Иван Грозный, XVI в Государственная Дума 1906г. Федеральное собрание, Совет федерации, Госдума, члены по 2 от субъекта, депутаты 450 чел. Под каждым портретом подписывается имя и пост, занимаемый этим политическим лидером. Примерное содержание ответов: Члены избирательной комиссии не должны проводить голосование на дому в одиночку, должны вест себя вежливо. Нарушен принцип тайного индивидуального голосования Участие в выборах должно быть добровольным Агитация представителями партий должна заканчиваться за сутки до дня проведения выборов и не проводиться в агрессивной форме Нарушен закон о всеобщих, равных, прямых выборах при тайном голосовании. К омиссия поступила в соответствии с законом, т.к. голосовать можно только лично. В этом случае можно оформить выезд комиссию по адресу проживания больного. П редставители команд цветным маркером вписывают пропущенные буквы. Должны быть вычеркнуты выделенные красным цветом положения, дано объяснение В ыигрывает конкурс команда, которая первая сообразит: 18 лет – возраст наступления активного избирательного права 21 – возраст наступления пассивного избирательного права 35 лет – возможность баллотироваться в президенты РФ Допускается другое формулирование положений, не искажающее общего смысла процессов |
Приложение 1.
Турнирная таблица
Этапы викторины | 1 команда
| 2 команда |
Термины Карточки (по 2 балла – всего 6) Ответить на вопрос (по1 баллу – всего 3) Какие права нарушены? (по 2 б. – всего 6) | | |
История избирательного права (по 2б. - всего 4) | | |
Политическая галерея (по 2б. всего- 8б) | | |
Ситуация ( по 3б – всего 9) | | |
Избирательный процесс Проверка грамотности (по1б. – всего 3) Исключи лишнее (по 2б) Ребус (3б) Заполни пирамиду ( по 6 б) | | |
Всего баллов | | |
Приложение №2
Вписать в пирамиду этапы избирательного процесса
Приложение 3.
Какие из перечисленных комиссий существуют в действительности?
(вычеркните лишнее)
Школьная
Участковая
Территориальная
Районная
Окружная
Региональная
Зональная
Центральная
Кого из этих лиц мы выбираем?
(вычеркните лишнее)
Министр
Начальник отдела полиции
Депутат Государственной Думы
Генеральный прокурор
Президент РФ
Президент республики в составе РФ
Руководитель органов местного самоуправления
Директор школы