Технологическая карта урока истории «Нашествие персидских войск на Элладу» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Ф.И.О. |
Панин Максим Владимирович |
Предмет |
Всеобщая история. История Древнего мира |
Класс |
5 |
Тема урока |
Нашествие персидских войск |
Тип урока |
Комбинированный |
Целевая установка урока, задачи |
Образовательные: Обеспечить понимание у учащихся того, что для того, чтобы греки могли окончательно одержать победу над персами им было необходимо было построить флот. Учащиеся должны прийти к пониманию того, бой в Фермопильском ущелье в 480году до н.э., а также Саламинское сражение произошедшее в 480 г до н.э. явились ключевыми сражениями в ходе греко-персидских войн, которые позволили грекам отстоять свою независимость. |
Развивающие: Способствовать развитию у учащихся навыков работы с исторической картой и схемами. Способствовать развитию у учащихся навыков работы с текстом учебника. |
|
Воспитательные: Анализируя подвиг 300 спартанцев в бою в Фермопильском ущелье, способствовать формированию у учащихся чувства любви к Родине и уважения к военному подвигу. |
|
Планируемые результаты |
Личностные: 1) способствовать формированию уважительного отношения к мнению и мировоззрению другого человека. 2) способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
Метапредметные: 1) Способствовать развитию умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 2) Способствовать развитию умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3) Способствовать развитию умений работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
Предметные: Знать 1) Дату Начала похода Ксеркса на Элладу. 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Греции и Персии. 3) Ход боя в Фермопильском ущелье. 4) Знать ход Саламинского сражения. Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Боя в Фермопильском ущелье. 2) Показывать по исторической карте ход событий Саламинского сражения. |
|
Основные понятия |
Триера |
Ресурсы |
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303с Презентация по теме: «Нашествие персидских войск». |
Технология |
Проблемно-диалоговая |
Ход урока |
Дидактическая |
Содержание и деятельность учителя |
|
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
1.Организационный момент Время:1 минута |
Приветствует учеников. Проверяет присутствующих в классе |
Приветствуют учителя, готовят необходимы к уроку материал. |
|||
2. Проверка домашнего задания Время: 7 минут |
Раздает карточки с вопросами для учеников. (Образец карточки в конце конспекта ) Вопрос №1 Какие древнегреческие полисы отказались подчиняться персам? Вопрос№2 Как по – греческий называется военачальник? Вопрос№3 Кого народное собрание Древней Греции выбрало на должность военачальника? Вопрос№4 В каком году состоялась марафонская битва? Вопрос№5 Какой город оказал помощь Афинам? Вопрос№6 Чему равна марафонская дистанция Вопрос№7 Как назывался древнегреческий солдат? Вопрос№8 Как были выстроены афиняне в марафонской битве? Вопрос№9 (Вопрос с развернутым ответом) Опишите ход Марафонской битвы |
Отвечают на вопросы учителя письменно в тетради, Вопрос№1 Афины и Спарта. Вопрос№2 Стратег Вопрос№3 Мильтиад Вопрос№4 490 год до н.э. Вопрос№5 Платеи Вопрос№6 42км 192м Меняются тетрадями и проверяют друг друга. Вопрос№7 Гоплит Вопрос№8 Фалангой Вопрос№9 Увидев, что часть персов отправилось к Афинам, Мильтиад принял решение атаковать персов. Греи, выстроившись фалангой начали атаку. Персы, забыв о флангах стали атаковать в центре, прошли в глубь фаланги были окружены и разбиты греками. После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и самостоятельно проверяют друг друга и ставят оценки. |
Формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания. |
Умение грамотно выражать свои мысли в письменной форме |
Знать 1) Дату Марафонского сражения 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Афин и Персии. 3) Ход Марафонской битвы Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Марафонского сражения. 2) Отличать греческого война и персидского война |
3.Актуализация (проблемно-мотивационный этап) Время: 3 минуты |
Итак, ребята, на предыдущем уроке мы говорили с вами о такой важной битве в истории греко-персидского противостояния как Марафонская битва. Давайте еще раз повторим дату этого события. - Совершенно верно, а кто одержал победу в этом сражении? - Правильно. - А как вы думаете, после такой головокружительной победы над казалось бы непобедимым противником греки теперь могли жить спокойно и не бояться, что на них нападут? - И первая и вторая ваша точка зрения верные. Действительно в Древней Греции не было единого мнения на чет того нужно или не нужно опасаться персов. Однако как мы говорили на предыдущем уроке войны все – таки являлись неотъемлемой частью жизни людей древнего мира, поэтому близилось новое нашествие персидских войск - Итак, ребята, обратите внимание на доску и запишите в тетради тему урока «Нашествие персидских войск». |
Ответ учеников: 490 год до н.э. Ответ учеников: Афиняне Ответ учеников: Возможно два варианта ответа! 1) Да Греки могут быть спокойны, так как победили главного противника 2) Нет, от персов еще исходила опасность и они могли отправиться с требованием реванша. Записывают в тетрадь: 15 февраля Классная работа «Нашествие персидских войск». |
Формирование ответственного отношения к предстоящему уроку. Принятие целей урока |
Готовность организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в процессе изучения новой темы. |
|
4.Изучение нового материала Время:22 |
- Итак, действительно, как мы отмечали ранее в лагере Греков не было единства во мнении по поводу того, стоило опасаться персов или нет. Одним из тех, кто придерживался мнения о том, персов все-таки стоит опасаться был Фемистокл. Обратите внимание на экран, где есть изображение Фемистокла. - Несколько слов скажем об этом человеке. Итак, Фемистокл - афинский государственный деятель, Его главным стремлением было превратить Афины в морскую державу. - Итак, давайте запишем в тетради Одним из тех , кто предостерегал греков от нового нашествия персов был Фемистокл. - В чем видел спасение греков от будущего набега персов Фемистокл? На это вопрос вы мне ответите сами, прочитав второй абзац учебника на странице 165. - Совершенно верно. Давайте запишем себе в тетрадь: Фемистокл видел, спасение Эллады – в создании военного флота. - Собственно говоря греки так и поступили и за короткий срок ими было построено двести триер. Её изображение вы можете видеть на экране. Итак, давайте запишем в тетради: Греческий военный флот состоял из триер. Триера – военный корабль с тремя рядами вёсел. - Паруса на триерах играли вспомогательную роль и во время боя их убирали. Движение триер осуществлялось благодаря согласованных ста восьмидесяти гребцов. триера могла развить скорость до 18 км/ч. На триерах служили афинские бедняки. - Но как вы думаете, Что еще могло препятствовать грекам в борьбе с персами? Для этого давайте вспомним из каких территориальных единиц состояла Древняя Греция? А греческие полиса были единым государством? Тогда отсюда какой мы можем сделать вывод? Каким было второе препятствие для греков в борьбе с персами? - Совершенно верно. Понимая это Фемистоклу удалось благодаря немалым усилиям создать союз из 30 эллинских государств, чтобы вместе обороняться от персов. - Теперь давайте с вами вспомним, кто был правителем Персии, когда состоялась Марафонская битва? - Совершенно верно. Итак, после смерти Дария первого к власти в Персии пришел его сын Ксеркс. Обратите внимание на экран, где имеется его изображения и запишите в тетрадь: после смерти Дария Первого царем Персии стал его сын Ксеркс. - Несколько слов скажем об этом правители. Итак, Ксеркс - правил в 486—465 годах до н. э. Согласно античным преданиям, Ксеркс был вял, недалёк, бесхарактерен, легко подчинялся чужому влиянию, но отличался самоуверенностью и тщеславием. - Итак, в 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу. Обратите внимание на доску, где записана эта дата. Давайте запишем в тетрадь следующую информацию. В 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу. - Поскольку только узкий продлив отделял Европу от Азии, то Ксеркс приказал построить мост, соединяющий оба берега. Но первый мост снесла буря, после чего Ксеркс приказал высечь море, а по второму мосту персы переправлялись в течении 7 дней. - Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье. Давайте запишем себе в тетрадь: Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье, который состоялся в сентябре 480 года до н.э. - Теперь посмотрите на доску, где изображена карта на которой мы можем увидеть путь персов в фермопильское ущелье. Для удобства откройте учебник на странице 166, где изображена схема этого сражения. - В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида. Давайте запишем в тетрадь: В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида, на экране вы можете увидеть его изображение. - Когда к Фермопилам подошли основные силы персов , Ксеркс послал их в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не удалось. Персы несли серьезные потери. Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не привели. Тогда к Ксерксу пришел местный житель, готовый за награду показать обходной путь в ущклье персам. Ксеркс воспользовался этим и отправил свои войска в тыл к врагам. Ребята, как вы считаете правильно ли поступил местный житель по отношению к остальным грекам? Однако разведчики эллинов заметили надвигающийся персидский отряд. Тогда Леонид решается на отчаянный шаг. он приказал всем отступать , а сам вместе с 300 спартанцами остался в ущелье, совершив тем самым подвиг, оставшейся в веках. В схватках герои проявили величайшую доблесть и бились до тех пор, пока не погибли все до единого. - Овладев Фермопильским ущельем Ксеркс двинулся дальше вглубь Греции, грабя ее территории и приближаясь к Афинам. Следующим важным событием, о которым мы будем с вами сегодня говорить будет Саламинское сражение. Это морское сражение времен греко-персидского противостояния, которое произошло в 480 году до н.э. Давайте запишем в тетрадь: в 480 году до н.э. состоялось Саламинское сражение. - Прежде чем мы с вами будем говорить о ходе Саламинского сражения откройте страницу 167 учебника, прочитайте расположенный на нем документ и ответьте на вопрос в чем заключалась хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы? - Совершенно верно. По решению Народного собрания жители прибрежных городов стали покидать свои дома. Персы вошли в Афины и стали разрушать город. Греки долгое время спорили стоит ли давать сражение при Саламине, но на рассвете увидели, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом и сражение оказалось неизбежным. За его ходом с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Обратите внимание на карту, изображенную на доске и найдите на ней расположение трона Ксеркса и аттику, для удобства мы можете открыть учебник на странице 168, где изображена схема Саламинского сражения , там также можете увидеть эти объекты. Ребята, как вы думаете у кого было превосходство в численности кораблей у греков или у персов? - Совершенно верно. И этот факт заставил уверовать персов в свою победу в Саламинском сражении. Однако поднялся сильный ветер, он раскачивал высокопалубные корабли персов, греки нанесли первые удары персам. - Сейчас мы посмотрим с вами видеоролик, в который посвящён Саламинскому сражению, после чего вы будете должны мне ответить на вопрос: Каково было отличие кораблей греков, от кораблей персов и как это отличие повлияло на ход битвы? Саламинская битва стала переломным событием в ходе греко-персидского противостояния и вынудило Ксеркса покинуть Греции. Итогом греко- персидских войн стало то, что грекам удалось отстоять свою независимость. |
Записывают в тетради: Одним из тех , кто предостерегал греков от нового нашествия персов был Фемистокл. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя: Фемистокл считал, что спасение Эллады – в создании военного флота. Записывают в тетрадь: Фемистокл видел, спасение Эллады – в создании военного флота. Записывают в тетрадь: Греческий военный флот состоял из триер. Триера – военный корабль с тремя рядами вёсел. Ответ учеников: Из полисов Ответ учеников: нет Ответ учеников: Отсутствие единства Ответ учеников: Дарий Первый Записывают в тетрадь: После смерти Дария Первого царем Персии стал его сын Ксеркс.
Записывают в тетради: В 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу.
Записывают в тетрадь: Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье, который состоялся в сентябре 480 года до н.э.
Открывают учебник на странице166 и прослеживают путь персов в Фермопильское ущелье. Записывают в тетрадь: В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида. . Ответ учеников: Нет, так как это предательство. Записывают в тетрадь: 480 год до н.э. Состоялось Саламинское сражение. Читают учебник на странице 167 отвечают на вопрос: Фемистокл отправил раба в лагерь персов с вестью о том, что греки собираются бежать и что тому необходимо дать сражение в Саламинском проливе. Хитрость Фемистокла сработала и сражение оказалось неизбежным. Находят на карте: Аттику и расположение трона Ксеркса. Ответ учеников: У персов. Смотрят видеоролик и отвечают на вопрос: Поднялся сильный ветер, который был не опасен для низких плоскодонных греческий кораблей, персидские корабли наоборот были высокими и тяжелыми, поэтому персы могли использовать только часть своих кораблей, что и повлияло на исход битвы. |
Критическая оценка получаемой информации |
Используя материалы учебника, умение работать с исторической картой.
|
Знать 1) Дату Начала похода Ксеркса на Элладу. 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Греции и Персии. 3) Ход боя в Фермопильском ущелье. 4) Знать ход Саламинского сражения. Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Боя в Фермопильском ущелье. 2) Показывать по исторической карте ход событий Саламинского сражения. |
5. Закрепление нового материала Время: -7 минут |
- Итак, ребята, сегодня мы говорили с вами о походе персов на Греков, который состоялся в 480 году до н.э. Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Сейчас вам предстоит заполнить таблицу, в которой отражены основные моменты новой темы. Вам необходимо будет записать недостающие элементы в таблицу. (Образец таблице в конце конспекта ). |
Заполняют таблицу: 1) 480год до н..э. 2) Фемистокл, Ксеркс 3) 480год до н..э. 4) Бой в Фермопильском ущелье 5) Саламинское сражение |
Обобщение полученного материала |
Умение представлять свои мысли в письменной форме |
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания 6. Время:3 минуты |
Учитель записывает на доске домашнее задание § 35- читать, пересказывать. Читать и письменно отвечать на вопросы после параграфа. |
Записывают в дневник домашнее задание §35- читать, пересказывать. Читать и письменно отвечать на вопросы после параграфа. |
Формирование ответственного отношения к учению |
Умение работать с текстом параграфа, выделять в нем основную мысль. |
|
7. Подведение итогов урока Время:2 минуты |
- Итак, ребята, сегодня мы изучили одно из важнейших военных событий в истории Древней Греции Все ли вам понятно в этой теме? Благодарю вас за работу прошу подать дневник для оценок. |
Ученики задают вопросы (Если имеются). Подают дневник для оценки. |
Умение оценивать свою деятельность, определять причины успеха или не успеха |
Понимание значения знания |
Умение применять исторические знание для осмысления сущности современных общественных явлений |
Образец Карточки
1) Какие древнегреческие полисы отказались подчиняться персам?
2) Как по – греческий называется военачальник?
3) Кого народное собрание Древней Греции выбрало на должность военачальника?
4) В каком году состоялась марафонская битва?
5) Какой город оказал помощь Афинам?
6) Чему равна марафонская дистанция
7) Как назывался древнегреческий солдат?
8) Как были выстроены афиняне в марафонской битве?
9) (Вопрос с развернутым ответом)
Опишите ход Марафонской битвы
Образец таблицы
Дата |
События |
Личности |
1) |
Вторжение персов в Элладу |
2) |
3) |
4) |
Царь Леонид |
480год до н.э. |
5) |
Ксеркс |
Образец заполненной таблицы
Дата |
События |
Личности |
1) 480 год до н.э. |
Вторжение персов в Элладу |
2) Фемистокл, Ксеркс |
3) 480 год до н.э. |
4) Бой Фермопильском ущелье |
Царь Леонид |
480год до н.э. |
5) Саламинское сражение |
Ксеркс |