Технологическая карта урока истории в 5 классе «Древняя Спарта»

2
0
Материал опубликован 1 February 2017

Тема

Древняя Спарта

Тип урока

урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

знакомство с географическим положением, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев

Планируемые результаты

Личностные: самоопределение и эмоционально- ценностная ориентация; самоопределение и осознание того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению

Предметные: на основе имеющихся знаний и полученных новых способствовать формированию знаний по теме " Древняя Греция "

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение умениями работать с учебной информацией, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор

УМК

Учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение, 2014г.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

 

Этап мотивации к учебной деятельности.

Определение темы урока. Постановка задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на интересные факты из истории Древней Греции

1.Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно.

2.Если спартанец провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор.

3.Спартанцы не пили вино. Они даже показывали детям пьяных рабов, чтобы отвратить их от пьянства.


 

- Жители какого государства упоминаются в этих фактах?

- Какова тема нашего урока?

- Что нам нужно узнать на уроке?


 

Знакомятся с фактами из истории Древней Греции


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Древняя Спарта

Составляют план урока:

1.Географическое положение

2.Население

3.Управление

4.Воспитание и обучение

Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Этап усвоения новых знаний

I.Географическое положение

Просит ученика показать Спарту, охарактеризовать её географическое положение.

II.Население Спарты

Предлагает учащимся посмотреть видеофрагмент о населении Спарты и

1. выписать категории населения в тетрадь

2. на слайде флипчарта подписать категории

III. Управление Спартой

Именно спартанцы участвовали в управлении государством.

Организует работу в группах (приложение 1)

1.Совет старейшин

2.Народное собрание

3.Цари

4. Подготовить сценку

Задание: прочитать текст, ответить на вопросы, внести в общую схему свой орган власти на соответствующее место.

IV. Спартанское воспитание

- Как же из спартанцев получались искусные воины.

Предлагает вниманию учащихся посмотреть сценку «Спартанское воспитание» и ответить на вопрос: В чем особенности спартанского воспитания?

- Что вам нравится, а что не нравится в воспитании спартанцев?

 

 

Один из учеников работает у доски с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент, записывают названия категорий населения в тетрадь, на слайде делают подписи к изображениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, отвечают на вопросы, заполняют схему.

Представитель от группы выступает перед классом, заполняет схему

Проверяют правильность заполнения схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

Трое учащихся показывают сценку, остальные внимательно смотрят, отвечают на вопросы

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в парах; умение слушать собеседника, взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания

Регулятивные: планирование своей деятельности

Познавательные: исследование, анализ, синтез; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации

Этап закрепления

У вас на столах расположены шаблоны для игры «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Спарта находилась в области Лакония

2.Жителей захваченных территорий спартанцы превращали в илотов

3.Спартанцы заботились об илотах, защищали их.

4. Главным занятием спартанцев было военное дело.

5.Во главе Спарты стоял император

6.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет

7.Народное собрание состояло из мужчин и женщин

8.Власть царей передавалась по наследству

9.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

Х

Х

0

Х

0

Х

0

Х

Х

Взаимопроверка

Поставьте  оценку: 

 0 ош -5

1-2 ош. – 4

3-4 ош - 3

Более 4 ошибок - 2


 

Учащиеся выполняют задание индивидуально на листочках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку

Оценивают работу.

Регулятивные: контроль и оценка результатов деятельности

Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Проводят рефлексию, оценивают свою работу на уроке

Личностные: определение границы собственного знания и незнания

Подведение итогов

Ребята, если вы удовлетворены своей оценкой за игру «Крестики-нолики», я могу вам её поставить.

   

Домашнее задание

Параграф 31

На «5» – выполнить задания в рубрике «Подумайте» (с.150)

На «4» – подготовить сообщение по теме «Лаконичная речь»

На «3» – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» (с.150)


 

Выбирают посильное домашнее задание

Регулятивные: планирование, саморегуляция

Приложение 1

СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»

Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.

Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.

Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?

Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит.

Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.

Прошло 7 лет

Спартанка завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать

Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами

Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю

Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем.

 

Группа I. Совет старейшин.

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.


 

Вопросы:

1.Кто входил в совет старейшин?

2.Как долго старейшины участвовали в заседаниях?

3.Какими вопросами ведал Совет старейшин?

Группа II. Народное собрание.

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.


 

Вопросы:

Кто входил в Народное собрание?

Какими вопросами ведало Народное собрание?

Как проходило голосование в Народном собрании?

Группа III. Цари

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.

Вопросы:

Чем занимались цари?

Как передавалась власть царей?

В какой орган власти они входили?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.