Технологическая карта урока истории в 5 классе «Древняя Спарта»
Тема |
Древняя Спарта |
Тип урока |
урок первичного предъявления новых знаний |
Цель урока |
знакомство с географическим положением, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев |
Планируемые результаты |
Личностные: самоопределение и эмоционально- ценностная ориентация; самоопределение и осознание того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению Предметные: на основе имеющихся знаний и полученных новых способствовать формированию знаний по теме " Древняя Греция " Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение умениями работать с учебной информацией, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения |
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, проектор |
УМК |
Учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение, 2014г. |
Приложение 1
СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»
Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.
Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.
Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?
Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит.
Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.
Прошло 7 лет
Спартанка завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать
Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами
Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю
Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем.
Группа I. Совет старейшин.
Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагал решения Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Вопросы:
1.Кто входил в совет старейшин?
2.Как долго старейшины участвовали в заседаниях?
3.Какими вопросами ведал Совет старейшин?
Группа II. Народное собрание.
Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Вопросы:
Кто входил в Народное собрание?
Какими вопросами ведало Народное собрание?
Как проходило голосование в Народном собрании?
Группа III. Цари
Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Вопросы:
Чем занимались цари?
Как передавалась власть царей?
В какой орган власти они входили?