Технологическая карта урока истории в 5 классе на тему «Восстание Спартака»
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель истории Козлова Мария Александровна.
Учебный предмет: история.
Класс: 5.
Тема урока: Восстание Спартака
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить учащихся с личностью Спартака, историей и причинах поражения данного восстания;
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений, характеризующих события исторического содержания (познавательные и регулятивные УУД);
развивающие:
способствовать развитию у учащихся способности делать выводы на основе полученного материала (познавательные УУД);
формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний;
воспитательные:
способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД);
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
Этап «Постановка цели и задачи урока» |
|||||||||
1. Предлагает вспомнить, где и как использовался труд рабов? Какое было к ним отношение? 2. Обсуждает с обучающимися каково было положение рабов в Риме? Могли они дальше с этим мириться? 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 4. Организует беседу том, как складывалась жизнь человека попавшего в рабство. 4. Подводит итог беседы. |
Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
|||
Этап «Изучение новой темы» |
|||||||||
«Работа над содержанием текста» |
|||||||||
Организует комментированное чтение текста учебника пар. 51, п.1, п.2, п.3 Задает вопросы, касающиеся личности Спартака и хода восстания, а так же обсуждает действия римской армии: Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа? Дайте характеристику этой личности. Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов? Что нужно было сделать Спартаку для организации войска? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием). Как повел себя сенат и какую тактику выработали полководцы Рима, для того чтобы подавить восстание? Как вы считаете стоило ли поднимать восстание? |
Обучающиеся последовательно один за другим вслух читают первый пункт параграфа. Работа осуществляется с целью: • понимания обучающимися содержания текста. |
Анализировать: - умение делать обобщение; - выделение главной мысли и темы текста; - умение делать выводы. Доказывать, аргументировать свою точку зрения.
|
Класс читает вслух текст параграфа по предложению каждый. |
Понимать на слух текст параграфа. В ходе заслушивания текста параграфа самоконтроль и контроль: • развития сюжета текста; •выразительности чтения. |
Дают оценку данным событиям, комментируют ответы своих товарищей |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
|||
Зачитывает рассказ о подавлении восстания и действиях римских полководцев. И подводит итог. «Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. Наступило решающее сражение. Битва была ожесточённая, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи. Восстание было жестоко подавлено. После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.» 1. Назовите причины поражения восстания. 2. Если бы вы жили в данном отрезке времени, то чью бы сторону вы приняли? |
Участвуют в беседе по тексту прочитанному учителем. |
Осуществлять анализ услышанного. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении содержания текста во фронтальном режиме. |
Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста поэм. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять Самоконтроль. |
|||
«Подведение итогов» |
|||||||||
1. Объясните, почему римские граждане не поддержали выступление Спартака. Обсудите в группах, восстание Спартака было случайностью или закономерностью. Сформулируйте общий ответ. 2. Организует деление класса на группы по 4 чел. (по две парты) для обмена мнениями. 3. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. |
Анализируют еще раз текст прочитанного, итоговый текст прочитанный учителем раздается группам на листочках. Делают обобщающий вывод о смысле и итогах восстания произведения. |
Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. |
В группахчетверках кооперируют усилия по решению учебной задачи. |
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. |
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
|||
1. Организует обсуждение характеров римских полководцев и Спартака (насколько это возможно). 2. Организует обсуждение обобщающего вывода об итогах восстания и причинах поражения армии рабов. 3. Оценивает результаты восстания, если таковые имеются |
Участвуют в беседе по обсуждению характеров римских полководцев и Спартака. Строят выводы, пытаясь поставить себя на место Спартака/Красса/Помпея. |
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. |
“Спикеры” групп озвучивают ответы, подготовленные группой: • от каждой группы заслушивается сообщение позиции, которую выбрала группа, будь то рядовой римлянин или раб. |
Строить высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимать на слух ответы обучающихся. |
Прослушивают ответы спикера группы. |
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
|||
Этап «Домашнее задание» |
|||||||||
1. Объясняет сущность домашнего задания: а) Прочитать § 51 учебника; б) Подготовить сложный план параграфа. в) Выписать причины, ход и итог восстания в тетрадь. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |