Технологическая карта «Древнейшие люди» (Урок истории 5 класс)
Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)
Урок. Древнейшие люди
Цель урока: формирование представлений о биологической эволюции человека, познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, роль орудий труда в жизни древнейшего человека.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые результаты:
Личностные осмысление нравственного опыта человека, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1
Основные понятия изучаемые на уроке: Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
характеристика |
формируемые УУД |
|||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Уметь организовываться к работе |
II. Проверка домашнего задания |
Фронтальная, Словесный, проблемный. Иллюстративный. |
Просит детей назвать тему прошлого урока, что изучали. Объясняет задания для проверки д/з. Раздает картинки с иллюстрациями, дает задачи на счет лет в истории. |
Работа с иллюстрациями, решение задач на счёт лет в истории (разноуровневые). |
Уметь оценить выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы |
Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: — Как жили древнейшие люди? – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? |
Слушают учителя; получают проблемное задание |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди. Использование орудий труда как главное отличие людей Охота Что такое человеческое стадо. |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о происхождении человека либо заслушивается сообщение ученика на тему «Происхождение человека: версии» Организует работу с картой. Обращает внимание на юго-восток Африки, места раскопок. Объясняет понятие «колыбель человечества». первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Предлагает учащимся зачитать учебник, на странице 8. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян . Рассказывает о первых орудиях труда, предлагает на основе учебника назвать характерные черты «человека умелого». С опорой на иллюстрации либо сообщение ученика, о древних способах добывания пищи. Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? С помощью текста учебника предлагает учащимся дать характеристику термину «собирательство». Так же найти ответ на вопрос «почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)?” |
На основе информации из учебника,изображений обезьяны и человека, пытаются составить описание древнейшего человека, его образа жизни. Называют характерные черты «человека умелого». Получают информацию о человеческом стаде и способах получения пропитания. Записывают план. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений,осуществляют поиск и выделение необходимой информации; извлекают информацию из учебника и рассказа учителя; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
V. Закрепление знаний и способов действий. Подведение итогов |
Групповая, индивидуальная. |
Работа в группах. Каждому ряду раздается проблемный вопрос, озвученный в начале урока. Так же предлагается найти по карте те моменты, о которых говорилось на уроке. |
Ученики составляют ответ на поставленные вопросы, работают с картой. |
Познавательные: вырабатывается умение работы с заданиями творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе |
VI. Рефлексия |
Фронтальная. |
Запишите в тетрадь, что больше всего вам запомнилось на уроке. |
Записывают, затем зачитывают из тетради. |
Регулятивные: осмысление услышанного на уроке. |
VII. Информация о домашнем задании |
Фронтальная |
Комментирует задание. § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |