Технологическая карта урока истории «Древнейшие люди» (5 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока | «Древнейшие люди» |
Тип урока | комбинированный |
Дата урока | 04.09.2014 |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | -История Древнего мира. Учебник. 6 класс. Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая |
План урока | Расселение первобытных людей. Родовые общины Лук и стрелы |
Цель урока | 1. Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизнипервобытных людей. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека; 3. Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия. |
Формы и методы обучения | Методы: объяснительно – иллюстративный, наглядный Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Первобытные люди, орудия труда, палка- копалка, дубина, охота, собирательство. |
Планируемые образовательные ресурсы
Объем усвоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: узнают о жизни первобытных людей; Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда,стрела и лукродовая община; Получат возможность: формулировать собственную точку зрения; выражать свои мысли; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. | Целостно- смысловая компетенция Умеют: |
Организационная структура урока
Этап урока | Время(мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | 2 | Проверка готовности к уроку | Готовятся к уроку | фронтальная | |||
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | 13 | Игра “ДА-НЕТ” по теме прошлого урока,немного разомнемся. Я буду говорить предложение а вы будете отвечать да или нет. Древние люди появились более 1 млн. лет назад. У древних людей руки свисали ниже колен. Они ходили прямо. Жили древние люди стадами. Древние люди умели разговаривать. Они жили в холодных странах. Люди занимались охотой и собирательством. Перейдем к проверке домашнего задания. Проверяет знания учащихся по пройденной теме. Пересказ | Играют в игру;Слушают ответы однокл., отвечают у доски | Фронтальная | Познавательные: Общеучебные – выражение мыслей в устной форме; | Устные ответы | |
III. Изучение нового материала | 25 | Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.
Самостоятельная работа с текстом учебника. (Прочитать с.11-12, параграфа 2, п. 1 и 2, ответить на вопрос.) - Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? ((первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копьес каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.) Рассказ учителя. Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры, родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество. Запись в тетрадь: Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда,вместе ведущие хозяйство.
Работа с иллюстративным матералом учебника. - Опишите по рис.3, с.12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.) | Слушают рассказ; учавствуют в дискуссии; делают записи в тетрадь. | Индивидуальная фронтальная | Познавательные : Общеучебные- умение структурировать знания Логические-дополнение и расширение знаний Познавательные : Общеучебные- поиск и выделение главного смысла Логические-умение принимать различные т.з, разные мнение | Записи в тетради Устные ответы | |
IV.Первичное осмысление и закрепление | 3 | . | Для первичного закрепления, учащимся могут быть предложены следующие вопросы и задания: Что нового вы сегодня узнали? Что такое родовая община? | Выполняют задание | Познавательные: Общеучебные- мыслить, формулировать и выражать мысли. | ||
V.Домашнее задание | 2 | Д.З параграф 2; запись в тетради . Рисунок, занятия древних людей (охоту, собирательство, вечер у костра). | Объясняет ДЗ | Записываю ДЗ | индивидуальная | Личностные: понимают Регулятивные: прогнозировать резельтаты уровня усвоения материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |