Урок истории в 6 классе «Нашествие с Востока: Завоевание Чингисхана и его потомков »
Фильм
MP4 / 14.68 Мб
/data/files/d1602690771.mp4 (Фильм)Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 Тутаевского муниципального района
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века»
Методическая разработка
урока по истории России
«Нашествие с Востока: Завоевание Чингисхана и его потомков »
(6 класс)
Автор:
Шаев Дмитрий Сергеевич,
учитель истории и обществознания МОУ СШ № 3
Тутаевского муниципального района
Тутаев, 2019 г.
Конспект урока в 6 классе.
Тема: Нашествие с Востока: Завоевание Чингисхана и его потомков
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы:
Основные - учебник История России с древнейших времен до конца XVI. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2014., презентация (PPT) «Нашествие на Русь с Востока»,
Дополнительные – Видеоролик (Монголо- татарское нашествие), карта «Монгольские завоевания в XIII веке», Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII
Цель: формирование представления о нашествии монголо-татар на нашу страну, установление причинно-следственных связей между положением русских земель и причинами их поражения, с героизмом русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами.
Задачи:
Образовательные:
научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием исторической карты;
познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Темучжином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом;
определить и чётко зафиксировать причины и последствия поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.
Развивающие:
Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами,
учиться анализировать проблемную ситуацию;
развить умения оформлять записи в хронологической последовательности.
Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
подчеркнуть важность единства государства и сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности страны в целом.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности:
Метапредметные УУД :
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности
Предметные УУД:
Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;
Выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;
Уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.;
Методы работы:
Проблемное изложение;
Частично-поисковый:
Наглядный;
словесный.
Оборудование: проектор, компьютер, карта.
Ход урока:
Организационный момент
Ориентационно-мотивационный этап.
Изучение нового материала
Подведение итогов
Закрепление:
Рефлексия.
Домашние задание:
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть в хорошем настроении. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему. Сегодня на уроке вам понадобится: История России с древнейших времен до конца XVI. 6 класс, рабочая тетрадь, письменные принадлежности, и, конечно же внимательность на уроке.
Ориентационно-мотивационный этап.
Учитель: Урок мы начнём со знакомства с двумя высказываниями, которые относятся к 13 веку (Приложение 1).
1. "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
2."Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Учитель: Напомню, что эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Вопросы классу:
Что необычного вы отметите?
Почему произошло изменение, что случилось на Руси в 13 веке?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание.
Задание: Откройте карты в учебнике “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в 89 страница ” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в” 109 . Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?
Предполагаемый ответ учеников.
Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников
Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.
Учитель: Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?
Учащиеся называют варианты.
Формулировка новой темы, запись в тетрадь
Тема урока : “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.
Изучение нового материала
Рассказ учителя: Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».
Работа по рядам с документами. Раздаточный материал лежит один на парту, но по разным темам: 1 ряд: Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России" (Приложение 2); 2 ряд: Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней (Приложение 3); 3 ряд: О предводителе монголов(Приложение 4).
Учитель:
Задание : Каждый ряд будет работать с отрывками из книг. В ходе работы вы углубите свои знания о монголо-татарах. Все группы (ребята с каждого ряда) в итоге должны ответить на поставленные в начале текстов вопросы. А затем мы сделаем общий вывод о развитии монголо-татар к началу завоевательных походов. На работу вам дается 7 минут.
Проверка выполнения задания. Представитель от каждой группы, выходит к доске, и отвечает на заданные в документе вопросы. Класс внимательно слушает и делает записи по необходимости с подсказки учителя.
Учитель:
Общий вывод:
Вопрос классу Причины завоевательных походов?
Примерный ответ учеников ( мысль о мировом господстве.)
Вопрос классу
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
(Примерный ответ учеников )
Причины побед монголо – татар.
1. – монголо – татары имели сильную армию.
- многочисленное войско делилось на 10, 100, 1000,10000.
- строжайшая дисциплина – если бежал один воин с поля боя, то казнили весь десяток.
- лучшая часть войска – легкая, сильная, быстрая конница.
- боевой опыт, хорошая выучка, неприхотливость в походе.
-умение учиться у своих врагов – у китайцев переняли стенобитные, камнеметные, огнеметные машины.
Рассказ Учителя: (Учитель продиктует, что необходимо записать в рабочую тетрадь): Нашествие монголо – татар на Русь началось в 1237 году, но первое столкновение произошло раньше.
Задание: Откройте учебник стр. 104 и найдите в тексте параграфа и выпишите, когда же произошло 1 сражение.
Примерный ответ учащихся. 31 мая 1223 года произошла битва на реке Калке,. – русские войска вместе с половцами сражались с монголо–татарами и проиграли.
Рассказ Учителя:
Причины – действовали не согласовано, не было общего командования, некоторые князья вообще не выступили(Запись в тетрадь). Из 18 князей погибли 9, киевляне потеряли 10 тысяч. После битвы монголо-татары вернулись обратно в степи.
Ребята, а теперь мы с вами просмотрим видеоролик. Внимательно смотрим. Затем ответим на вопросы.
Просмотр видеоролика «Монголо - татарское нашествие»
Вопросы.
Кто возглавил походы на Европу?
На сколько, можно разделить этапов нашествие монголов на Русь?
Какой город монголы прозвали «Злым»
А теперь кратко запишем информацию из фильма в тетрадь.
Рассказ Учителя: (Учитель продиктует, что необходимо записать в рабочую тетрадь)
После смерти Чингисхана в 1227 году во главе Золотого улуса встал его внук Батый
Монголо – татарское нашествие на Русь можно разделить на два этапа:
1. – зимний поход 1237 – 1238 годов, когда была покорена Северо – Восточная Русь, Героическая оборона Торжка, разгромили Козельск, и монголы прозвали его «злой город», оборона которого продолжалась 7 недель (Запись в тетрадь)
2.- летний поход 1239 -1240 годов, когда была разгромлена Южная Русь. 6 декабря 1240 года пал киев. Эта дата считается датой установления господства монголо-татар над Русью. (Запись в тетрадь)
В ходе этого похода были разорены Переяславское, Черниговское, Киевское и Галицко – Волынское княжества.
Подведение итогов.
Учитель: Ребята давайте подведем итоги:
Вопросы для подведения итогов:
Ребята, а как вы думай те как повлияло на Русь нашествие монголо-татар, Какие сферы жизни подверглись изменению?
Примерный ответ учеников
1.- огромный материальный ущерб всем землям одновременно.(Запись в Тетрадь)
Рассказ учителя:
согласно данным археологов из 74 городов, существовавших на Руси в домонгольский период, 49 были полностью разрушены, 1/3 из них не восстанавливалась, 15 – превратились в села.
- резко уменьшилась численность населения – многие погибли, уведены в плен.
- пострадало ремесленное производство – упадок ремесла, исчезли некоторые ремесленные специальности – остановилось каменное строительство, утрачены секреты изготовления стеклянной посуды, перегородчатой эмали, многоцветной керамики.
- огромный урон культуре – утрачены прекрасные памятники, прекратилось летописание.
2. – выплата дани выкачивала из Руси огромные материальные ресурсы. (Запись в Тетрадь)
3. – упадок хозяйства – уменьшились посевные площади, нарушение торговых связей, изолированность Руси. (Запись в Тетрадь)
4.- идет взаимообмен хозяйственным опытом, культурой с монголо – татарами. .(Запись в Тетрадь)
5. Закрепление:
Учитель читает вопросы, а ученики отвечают.
Тест для обобщения, закреплении:
1.Битва на реке Калке произошла:
А) 31 мая 1322г. Б)1 сентября 1322 г. В) 8 сентября 1237 г. Г) 31 мая 1223 г.
2. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году:
А) Мамай Б) Батый В) Чингисхан Г) Тохтамыш
3. Какой город, монголы- татары прозвали « Злой»
6.Рефлексия. Предлагаю поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы, запишите их в тетради:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Домашние задание:
Параграф 12 прочитать, записи в тетради выучить. Контурная карта стр 3 № 6,7.
Приложение 1.
1. "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
2."Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Приложение 2.
Задание.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?
2. Где их родина?
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Приложение 3.
Задание.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1.На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?
2. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Приложение 4.
Задание
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?
2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?
3. Как его можно охарактеризовать Чингисхана?
Какую задачу он поставил для развития своего государства?
О предводителе монголов
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.
В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.
Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.
10