12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария Игоревна Никитина40

 Никитина Мария Игоревна. Учитель истории и обществознания МКОУ «Святозерская ООШ».

Тема урока: «Батыево нашествие на Русь»

Класс: 6

Цель: познакомиться с периодом вторжения Баты на Русь

Задачи: выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей, объяснять географические особенности русских земель, выявить, какие территории были подвержены вторжению Батыя.

Планируемые результаты:

предметные: иметь представление о состоянии монгольского войска, применять понятийный аппарат, доказывать, что история России является частью мировой истории, развивать умение работать с историческими картами и историческими источниками;

метапредметные: планирование своей деятельности, развитие навыков сотрудничества; личностные: развивать интерес к истории России, оценивать историческое событие, развивать навыки анализа.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник «История России 6 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова (часть 2), карта «Нашествие хана Батыя на Русь» (Приложение 1), мультимедийная презентация, Иллюстрированные атласы по Истории России (авторы Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г.), заранее подготовленные листы с историческими документами.

Основные даты: 1237 г.- первый удар по Рязанскому княжеству, 1238 г.- взятие Владимира, 1240 г.- взятие Киева.

Основные понятия: стан, фураж

Основные личности: Хан Батый, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович.

ХОД УРОКА


 

Организационный момент

 

Мотивационно-целевой этап:

Ученикам предлагается посмотреть отрывок из видеоролика «История Государства Российского» ( серия 71. Нашествие Татаро - Монголов )

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 

Тема сегодняшнего урока «Нашествие Батыя на Русь»

- Ответ на какой вопрос вам хотелось бы узнать, исходя из темы урока?

3. Актуализация знаний

Вспомнить, о каком событии идет речь, используя отрывок из документа на слайде мультимедийной презентации («Повести о битве на реке Калке»):

     «… Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места. Стал он на горе над рекою Калкою. Было тут место каменистое. И здесь он устроил город из кольев. И бился с татарами из города 3 дня.  А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. А у города остались два воеводы Чегирхан и Тешухан на князя Мстислава и на зятя его Андрея и Александра Дубравского — было там два князя со Мстиславом. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою. А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел. И Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храбров… Это зло сотворилось от татар месяца июня в 16 день, в лето 1223»1 .

План урока:

Вторжение в Рязанскую землю

Разгром Владимирского княжества

Поход на Новгород

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Проблемный вопрос: Как и почему Русь попала под власть монгольских ханов?


 

Введение в новый материал.

В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на запад. К осени 1237 хан Батый привел свою армию к границам Руси. Могущественная армия неприятеля пройдет по Руси, оставляя за собой сожжённые и разоренные города. Готовы ли были русские земли к вторжению Батыя? Как проходили захваты городов? Именно с этим нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

Работа по теме урока.


 

Вторжение в Рязанскую землю.

( на доске начинается составление таблицы Дата | Направление| Итоги)

По ходу рассказа учителя ученики самостоятельно заполняют таблицу:

В декабре 1237 года войска Батыя нанести удар по Рязанскому княжеству. Жители Рязани мужественно защищали город. В обороне участвовали все: мужчины и женщины, старики и дети. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили всё новые и новые отряды. Непрерывно днём и ночью отряды татар, сменяя друг друга, штурмовали город. Граждане, ободряемые великим князем, в продолжение пяти дней отражали нападения; наконец силы рязанцев истощились. На шестой день, 21 декабря 1237 г., татары стенобитными машинами проломили стену и ворвались в город. Рязань была разграблена и сожжена дотла, жители перебиты или уведены в плен. При штурме погибли князь Юрий Игоревич, его жена, родственники и многие боярские семьи. Покинув разоренную столицу княжества, Батый со своей ордой ушёл на север покорять другие русские земли.Существует предание, что уцелевшие жители Рязани во главе с боярином Евпатием Коловратом догнали армию Батыя, нанесли урон, но все до единого погибли.

! Откройте документ на стр 13 и самостоятельно познакомьтесь с личностью Евпатия Коловрата.
После прочтения задаются следующие вопросы:

-Сколько человек вместе с Евпатием Коловратом отправились против татарских полков? --Расскажите о столкновении Евпатия и Хостоврула?

Далее класс делиться на 3 группы по темам: Разгром Владимирского княжества, Поход на Новгород и Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.

Разгром Владимирского княжества

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.

Исторический материал:

«Татары появились перед городом внезапно в феврале 1238 года. Еще на рассвете из городских ворот выехало несколько десятков крестьянских саней; на них уезжали горожане, желавшие спасаться в лесах, – а в полдень город Владимир уже был отрезан от всего мира.

Сперва татары подходили к городу медленно, мирно, совсем как народ, в престольный праздник съезжавшийся на торжище. С каждым часом их становилось все больше, и вскоре они заполнили все окрестные поля. Всюду задымили костры, возле них расположились обозы. Татары отпрягли коней и вели себя так, точно ничто им не угрожало, точно они совсем не боялись русского войска.

Потом их всадники на крепких конях, держась кучно, стали быстро проноситься под стенами Владимира. Одеты они были в долгополые, бурые, как земля, шубы, в меховые колпаки, прикрывавшие опущенными отворотами лицо и шею, так что видны были только раскосые глаза. Татары громко кричали, бранились. В тихом морозном воздухе ясно звучала их непонятная, странная речь и дикие возгласы.

Все население Владимира поспешило на стены взглянуть на воинов невиданного народа, о странных обычаях и жестокостях которого передавалось столько жутких рассказов.

К Золотым воротам подъехал отряд, в котором выделялись нарядно одетые ханы в красных полосатых и пестрых одеждах. Под ними были отличные рослые кони с дорогой сбруей, отделанной золотом. Некоторые всадники были в кольчугах, другие в блестящих панцирях. Ханов сопровождала сотня воинов с длинными тонкими копьями… В тот же день татары поставили на бугре против Золотых ворот желтый шатер и по обе стороны его десяток круглых, как шапки, белых и черных войлочных юрт. Кругом задымили костры многочисленной стражи.

Жители Владимира жадно наблюдали с крепостных стен за поведением татар. Никто не говорил о сдаче, о покорности. Все знали, какая участь ждет пленников, все слышали об уловках татар, старавшихся хитростью проникнуть в город; «только пусти их, а потом жителям пощады не будет».

Пока татары готовились к приступу, большой их отряд отделился и направился к Суздалю. Город защищался два дня. На третий – татары ворвались в Суздаль, разграбили его, подожгли княжий двор и Дмитриевский монастырь, перебили жителей. Спаслись из суздальцев только те, кто ранее убежал в леса. Татары безжалостно рубили всех: стариков, беспомощных старух, калек, слепых и, вопреки своему обыкновению щадить церковников, перебили в Суздале и попов, и монахов, и монахинь. Остались в живых молодые монашки, уведенные татарами в плен… Шестого февраля тысячи татар подтащили к стенам города странные, сложенные из бревен сооружения, каких владимирцы раньше не видывали. Татары подвозили на санях большие камни, глыбы замерзшей земли, хворост и бревна и сваливали все это грудами, возводили леса и складывали примёт, по которому собирались взобраться на крепостные стены.

Они спешно окружили город сплошным тыном, чтобы перехватить убегавших горожан.

Никаких надежд у владимирцев больше не оставалось. Татар было так много, что на одного горожанина приходилось по двадцати противников… Так погиб славный город Владимир – краса северо-восточной Руси, быстро поднявшийся среди остальных городов русской земли, как бы на смену великому Киеву.

Замечательные белокаменные храмы украшали его. Далеко славился его великолепный княжеский дворец, вызывавший восхищение всех иностранцев. Его Золотые ворота – соединение триумфальной арки с крепостным сооружением – говорили о мощи города как военной твердыни»2.

«..Но Батый действовал столь стремительно, что русские князья не успели объединить свои силы. 2 февраля 1238 года татары осадили Владимир, а уже 7-го взяли его, истребив всех его жителей, в том числе и всю Юрьеву семью…Юрий все стоял на Сити, когда пришла к нему весть о сожжении Владимира и гибели семейства; он послал воеводу Дорожа с трехтысячным отрядом разузнать о неприятеле; Дорож прибежал назад и объявил, что татары уже обошли русское войско кругом. Тогда князь сел на коня и вместе с братом Святославом и тремя Константиновичами выступил против врагов 4 марта 1238 года; после злой сечи русские полки побежали перед татарами. Множество русских погибло. Сам Юрий тоже был убит»3.

3.Поход на Новгород.

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.

Исторический материал:

«4 марта 1238 года татары разгромили на Сити великого князя Суздальского Юрия Всеволодовича и вступили затем в пределы Новгородской земли. Наступившая весенняя распутица помешала татарам производить дальнейшие опустошения в этом направлении. Батый повернул на юг и вступил в область вятичей, где разорил Козельск, отчаянно защищавшийся"4. 

«После двухнедельной осады в 1238 году захватчики взяли Торжок и двинулись на Новгород. Однако из-за весенней распутицы сильно поредевшее войско Батыя вынуждено было повернуть назад и возвратиться в южные степи, не дойдя до Новгорода. Отходя на юг, монголо-татары разорили окраины Черниговского и Смоленского княжеств; особое мужество проявили жители маленького городка Козельска, семь недель отбивавшие штурм татарских войск, – не случайно Батый назвал Козельск «злым городом»5.

«Как явствует из летописей, к Торжку монголы впервые подошли 22 февраля 1238 г. ([ПСРЛ т.15, стб.370]), а взяли его 5 марта, т.е. через 12 дней – даже сильно укрепленный Владимир продержался вдвое меньше, поэтому обозленные монголы "исекоша вся от мужьска полу и до женьска" [24, с.76], а за какими-то горожанами, которые вырвались из Торжка, устроили погоню вплоть до Игнача-креста: "гнашася безбожнии Татарове Серегерьскым путем до Игнача-креста, и все секучи люди, яко траву, и толико не дошедше за 100 верст до Новгорода" [ПСРЛ т.15, стб.371]. Из этого свидетельства Тверской летописи (а также из Львовской летописи) становится ясным, что Новгород монголы брать не собирались, вопреки бытующим в популярной литературе недоумениям – "почему татары… не пошли на Новгород" [189, с.121]. Ужас, который охватил новгородцев (отметим, что новгородцы даже побоялись направить помощь Торжку, своему важному торговому центру) при известии о приближении монголов (ведь они никак не могли знать, что это не приступ к Новгороду, а только лишь погоня за немногочисленными беглецами из Торжка; в Ермолинской летописи есть важное уточнение на этот счет – "вси люди изсекоша, а за прочими (выделение мое – РХ) людми погнашеся от Торжка", [ПСРЛ т.23, л.122]) – вот причина панических записей в новгородских летописях, которые через 750 лет воспринимаются невзыскательными авторами как свидетельство "развития успеха" монголами в направлении Новгорода. Поэтому так распространен миф о том, что "Новгород был пощажен" [189, с.121], в то время как отход от Игнач-креста был просто завершением погони, задача которой была выполнена – ведь беглецов порубил "аки траву" небольшой отряд монголов6.

4.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.

Исторические материалы:

«Летом 1238 года Батый послал отряд в Приднепровье. Татары «взяли копьем и избили весь Переяславль». Затем они обступили «в силе тяжце» Чернигов, взяли и сожгли его, истребив защищавшее его войско. Зимой 1239 года Батый послал отряд на север, чтобы покончить покорение Мордовской земли. Отсюда татары проникли в Муромскую область и сожгли Муром, а затем воевали по Волге и Клязьме. Это новое нашествие, по словам летописи, произвело «пополох» во всей Суздальской земле. Уцелевшие от прежнего погрома жители бросали свои дома и бежали, куда глаза глядят; преимущественно спасались в леса. На следующую зиму 1240 года сам Батый направился в Приднепровье. Татары взяли Киев, избили его защитников и до такой степени разорили город, что проезжавший шесть лет спустя монах Плано-Карпини насчитал в Киеве не более 200 домов. От Киева Батый направился на Владимир Волынский и по дороге взял несколько городов на Случи и Горыни; взяв Владимир и не оставив в нем ни одного живого человека, Батый направился на Галич и разорил также и этот город. Нет никаких сомнений, что этот опустошительный поток отделял от себя рукава в виде отдельных загонов. Летопись прямо говорит, что Батый, кроме вышеупомянутых городов, разорил и «иные грады многы, им же несть числа»7. 

«Падение столичного города Киевской Руси дало возможность Батыю начать наступление на Европу. Захватив Галицкую и Волынскую земли, монголы в январские дни 1241 года вступили на земли поляков, чехов, венгров и других народов. Возле Пешта, где находилась основные отряды монголов, были сосредоточены соединенные силы европейцев. Батый вел осаду города почти два месяца, но не отважился штурмовать крепость и отвел свои войска. Ослабленным боями за русские земли, монголам, в 1242 году ничего не оставалось, как положить конец нашествию на запад. Они возвратились в Поволжье, где было основано новое государство, Золотая Орда, вошедшее в империю монголов.
Овладеть огромной площадью, начиная Черным морем, и до Тихоокеанского побережья кочевники сумели по причине отличного устройства армии и раздробленности завоеванных стран8.


 

Подведение итогов урока:

Игра верно - неверно

Батый пришел на Русь в 1245 году? (неверно)

Первым разгромленным княжеством на Руси была Рязань? (верно)

После Рязани Батый отправился во Владимир? (верно)

Батый за 2 месяца захватил Новгород? (неверно)

Бой Юрия Всеволодовича и Батыя состоялся на реке Сити (верно)

7. Рефлексия:

Ученикам заранее раздаются кружки трех цветов – красный, желтый, зеленый (зеленый – я все усвоил, желтый – некоторые вопросы мне непонятны, красный –я ничего не понял). Ученики по группам поднимают карточки, которые соответствуют их настроению.

8.Домашнее задание

Параграф 16.

Для сильных учеников: написать рассказ об одном из эпизоде войны нашествия.

Для средних учеников: подготовить сообщение о Евпатии Коловрате или других защитниках русских земель.

Для слабых учеников: вопросы к параграфу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованных источников и литературы:

1.«История России 6 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова

2.Ян Василий. Батый.URL: https://www.e- reading.club/book.php ?book=68179

3.Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г

4.Буланин Д.М. Летописные повести о татаро-монгольском нашествии. URL: http://velib.com/read_book/bez_avtora/ordynskijj_period_pervoistochniki/letopisnye_povesti_o_mongolo_tatarskom_nashestvii/
5.
Храпачевский Р. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу.URL: http://xlegio.ru/ancient-armies/medieval-warfare/genghisids-great-western-campaign /
6.Любавский М.К.ЛЕКЦИИ ПО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА. URL
7.: http://www.bibliotekar.ru/istoria-rossii/index.htm
Нашествие хана Батыя и его последствия для народов Азии, Европы.URL: http://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/11714-nashestvie-hana-batyya-i-ego-posledstviya-dlya-narodov-azii-evropy.html
8.Повесть о битве на реке Калке. URL: http://www.drevne.ru/lib/kalka.htm
9.Поурочные разработки по истории России к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. 6 класс.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


 

ВЗЯТО ИЗ: «Знал бы, где упадешь: монголо-татарское нашествие кратко». URL: http://perstni.com/magazine/history/znal-byi-gde-upadesh-mongolo-tatarskoe-nashestvie-kratko.html


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1Повесть о битве на реке Калке. URL: http://www.drevne.ru/lib/kalka.htm

2 Ян Василий. Батый.URL: https://www.e- reading.club/book.php ?book=68179

3 Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г

4 Любавский М.К.ЛЕКЦИИ ПО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-rossii/index.htm

5 Буланин Д.М. Летописные повести о татаро-монгольском нашествии. URL: http://velib.com/read_book/bez_avtora/ordynskijj_period_pervoistochniki/letopisnye_povesti_o_mongolo_tatarskom_nashestvii /

6 Храпачевский Р. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу.URL: http://xlegio.ru/ancient-armies/medieval-warfare/genghisids-great-western-campaign /

7 Любавский М.К.ЛЕКЦИИ ПО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-rossii/index.htm

8 Нашествие хана Батыя и его последствия для народов Азии, Европы.URL: http://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/11714-nashestvie-hana-batyya-i-ego-posledstviya-dlya-narodov-azii-evropy.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Юлия Митрофанова, 05.04.18 в 20:39 2Ответить Пожаловаться
Урок заявлен как ФГОС, однако структура технологической карты не соблюдена. Неправильно поставлена цель урока. В ходе урока не прослеживается выполнение поставленных целей и задач (выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей, объяснять географические особенности русских земель и др.). О временных рамках этапов урока судить невозможно - они не указаны. Плюс - использованы тексты исторических источников. Минус - источники сложны для понимания учащихся - объемы, содержат слова, которые будут им не понятны. Есть работа с картой, но ее суть не ясна и цель не понятна. На уроке не заданы вопросы, которые бы стимулировали мыслительную деятельность учащихся.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.