12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иващенко Татьяна Витальевна33

Пояснительная записка

Безусловно, изучение предмета «Родное слово» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель «Родного слова» как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. «Родное слово» как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому развитие речи и обогащение словарного запаса как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне , этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

II. Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, «Родное слово» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации , значительно расширить истинную и полную картину мира выстроить истинную иерархию общечеловеческих ценностей ; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Широкие педагогические воззрения К.Д.Ушинского отразились в одном из его главных трудов , в учебной книге для детей «Родное слово». Задачей К.Д.Ушинского, основоположника научной педагогики в России, была цель – создание учебной книги, учебника , являющегося пособием для целостного развития детской души: умственного и сердечного. С одной стороны «Родное слово» последовательно создает в детском сознании истинную и полную картину мира. С другой стороны, постоянно взывая к сердцу ребенка, его чувствам, К.Д.Ушинский сообщает духовный смысл, возвышенное толкование рядовым жизненным явлениям и тем самым «приращает» к духовным корням, побуждает любить нравственный поступок. Ведь, как отмечает К.Д.Ушинский, «между знанием добра и стремлением к добру огромная пропасть» И поскольку любая метода так или иначе влияет на нравственность, он стремится к тому, чтобы содержимое детское памяти не омрачалось, а стремилось к нравственности.

Кратко охарактеризуем «Родное слово» как учебный предмет. В структуре курса «Родного слова» можно выделить три смысловых блока:

Азбука

Азбука – первая главная книга в жизни ребенка, передаёт все жизненные истины. Текстовой материал, несмотря на краткость, наполнение общечеловеческой лексикой, обладает неким ритмическим характером фраз, энергией живого слова, бодростью духа, отсутствием внешней назидательности и истинностью высказываний. Читая отдельные слова, коротенькие предложения Азбуки об упорстве алмаза, который только алмазом режется, об обязанности трудиться, предостережение от шалостей, хвастовства и бранных слов, ласковое обращение к отцу, деду, усваивая весь сплав нравственных ценностей, обозначенных в Азбуке, ребенок устремляется к добру, учится любить ближних, почитать родителей, серьёзно относиться к труду, проникается осознанием необходимости совершенствоваться, исправляться , понимает, что это требует больших усилий и настойчивости.

Первая после Азбуки книга для чтения

Из названия этой книги понятно, что она предназначена для детей, только что научившихся читать. Объяснение ее устроения, назначение тех или иных заданий содержится в «Книге для учащихся» К.Д.Ушинского .

Название множества предметов, расположенные по родам и видам

Неоконченные фразы, которые должен окончить ученик, или вопросы, на которые он должен отвечать

Русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки

Русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных

Русские песни и небольшие стихотворения

Картинки

Книга включает 36 тем. При всей своей простоте и лаконичности они выстроены в такой последовательности и логике, что, наряду с научением правильному осмысленному чтению, происходит постепенное нравственное возрастание ребенка, расширение круга знаний, осознание гармонии мира и места в нем человека.

Как видно, эта простенькая, на первый взгляд книжечка имеет глубочайшее нравственное основание.

Вторая после Азбуки книга для чтения

Книга для чтения, предназначенная для второго года обучения, - новый уровень сложившейся системы. Развитие детского сознания, наряду с развитием чувствований и воли, - одна из целей, которую преследует К.Д.Ушинский. В «Первой книге для чтения» он поставил задачу сформировать у детей понятие о предметах, научить обобщать и выделять предметы по родам и видам, высказываться законченными, грамматически оформленными фразами, рассуждать и делать выводы. Следующая задача формирования мышления – путем сопоставлений и повторений добиться укоренения и расширения сложившихся связей и способствовать развитию и упрочению детского рассудка. С одной стороны, нужно научить детей видеть предмет в центре всех его отношений в пространстве, с другой стороны, - воспринимать явления в хронологическом ряду, чтобы в будущем в сознании детей временные и пространственные отношения воссоединились и любое явление воспринималось целостно в процессе развития.

Все вышесказанное подтверждает огромный ценностный потенциал учебных книг К.Д.Ушинского , их возможность формировать целостное мировосприятие ребенка через единство рационально – логического, эмоционально – образного и провиденциально – аксиологического способов освоения мира.

С одной стороны, работа по книгам К.Д.Ушинского активизирует деятельность детского сознания, развивает внимание, память, рассудок; в детском сознании «выплетается одна общая сеть» , миросозерцание, складывающееся в процессе восприятия и усвоения знаний, образцов словесности, составляющих содержание учебных книг. При этом доля рассудочной деятельности тщательно продумана К.Д.Ушинским : для него важно не количественное измерение интеллекта, а качественные свойства ума, суть которых в умении осмысливать, понимать полученные знания, ответственно относиться к употреблению слова в речи, иметь лингвистическое чутьё. С другой стороны, К.Д.Ушинский уделяет особое внимание эмоционально – образному восприятию, активизации эффектно – чувственной сферы ребенка, потому что «только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.»

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Преподавание «Родного слова» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Школа России»). Объём учебного времени, отводимого на изучение «Родного слова» с 1-го по 2-й класс.

1 класс – 2 часа в неделю, 66 часов для каждого класса,

2 класс – 2 часа в неделю, 66 часов для каждого класса,

общий объём учебного времени составляет 132 часа.

Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать «Родное слово» в число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение во второй половине дня.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, «Родное слово», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Родное слово» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1−2-го классов.

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:

-осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

-анализировать тактичность речевого поведения в семье;

-объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование следующих учебных действий:

-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

-пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

-отличать подробный пересказ от краткого;

-знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

-пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

-пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

 -реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

-при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

-делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование следующих умений:

-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

-определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

-уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

-оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

-продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

-определять тему, основную мысль несложного текста;

-определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

-подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

-анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

-разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

-сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

VI Содержание программы

1 класс

Азбука (30 часов)

Звуковые упражнения

2 ч

 

А, о , у , э, ы, и

 

Е, ё, ю, я

1 ч

 

Й

1 ч

 

С, л, в

3 ч

 

Ш, н, г

3 ч

 

Т, м

2 ч

 

П, д

2 ч

 

Ц,ь

2 ч

 

З, ъ

2 ч

 

Р, к

2 ч

 

Х, б

2 ч

 

Ж, ч

2 ч

 

Щ, ф

2 ч

 

Звуковые упражнения

2 ч

 

Повторение

1 ч

 

Первая после Азбуки книга для чтения (36 часов)

Учебные вещи и игрушки

2 ч

 

Мебель и посуда

1 ч

 

Кушанья и напитки

1 ч

 

Платье, обувь, белье

1 ч

 

Орудие и сбруя

1 ч

 

Здания, суда , экипажи

1 ч

 

Домашние животные и дикие звери

1 ч

 

Животные четвероногие и птицы

1 ч

 

Животные травоядные и плотоядные

1 ч

 

Птицы домашние, хищные, певчие

1 ч

 

Рыбы, гады, насекомые

1 ч

 

Грибы, травы, цветы

1 ч

 

Растения хлебные и огородные, ягоды и плоды

1 ч

 

Деревья плодовые, простые, кусты

1 ч

 

Металлы и камни, драгоценные и простые, земли

1 ч

 

Люди, животные, растения, минералы

1 ч

 

Части суток, дни недели, времена года

1 ч

 

Месяцы весенние, летние, осенние, зимние

1 ч

 

Деньги медные, серебряные , золотые

1 ч

 

Меры времени, длины, тяжести

1 ч

 

Части дома, экипажа, колеса, растения, животного

1 ч

 

Части человеческого тела, руки, ноги

1 ч

 

Части головы, лица, ступни, кисти

1 ч

 

Части глаза, носа и рта

1 ч

 

Родство и свойство

1 ч

 

Люди по возрастам и занятиям

1 ч

 

Города и реки

1 ч

 

Пять чувств

1 ч

 

Что хорошо и что дурно

1 ч

 

Чем что делают?

1 ч

 

Кто что делает?

1 ч

 

Что с чем делают?

1 ч

 

Голоса и движения животных

1 ч

 

Обобщение

2 ч

 

2 класс

Вторая после Азбуки книга для чтения (66 часов)

Вокруг да около (34 часа)

В школе и дома

10 ч

 

Домовые животные

5 ч

 

Конюшня, скотный двор, птичник

6 ч

 

Огород и сад

6 ч

 

На улице и на дороге

7 ч

 

Времена года (32 часа)

Зима

7 ч

 

Весна

9 ч

 

Лето

10 ч

 

Осень

6 ч

 


 


 

Учебная литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово . Азбука

Учебник для 1 класса

2

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово. Первая книга для чтения

Учебник для 1 класса

3

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово. Вторая книга для чтения

Учебник для 2 класса

4

И.А.Горячева

М., 2010 г.

Учебные книги К.Д.Ушинского как образец педагогической классики

Обоснование программы

5

И.А.Горячева

М., 2009 г.

К.Д.Ушинский и «Родное слово». Методическое пособие для учителя начальной школы. 1 часть

Пособие для учителя

6

И.А.Горячева

М., 2009 г.

К.Д.Ушинский и «Родное слово». Методическое пособие для учителя начальной школы. 2 часть

Пособие для учителя

7

И.А.Горячева

М., 2009 г.

К.Д.Ушинский и «Родное слово». Методическое пособие для учителя начальной школы. 3 часть

Пособие для учителя

8

И.А.Горячева

М., 2009 г.

К.Д.Ушинский и «Родное слово». Методическое пособие для учителя начальной школы. 4 часть

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово . Азбука

Учебник для 1 класса

2

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово. Первая книга для чтения

Учебник для 1 класса

3

К.Д.Ушинский

М., 2009 г.

Родное слово. Вторая книга для чтения

Учебник для 2 класса


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение игр,

анкетирование

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- обобщать, делать несложные выводы;

- определять последовательность событий;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- практические работы;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.