Статья Наставничество, поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества»
Витютнева Ольга Егоровна – учитель английского языка 1 Пересыпкинского филиала МБОУ «2-Гавриловская сош»
Школа - территория больших возможностей. Наставничество, поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества
2023 год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника, поэтому работникам сферы образования предстоит решать важные задачи. Каждый человек умеет делать что-то лучше других, его способности в той или иной сфере определяют направления профессионального и личностного развития на протяжении всей его жизни. Никакие знания нельзя передать иначе, как от человека к человеку, от учителя к ученику. Именно наставничество в большей степени дает возможность развитию таланта. Будь то одаренный ребенок или целеустремленный талантливый учитель, рядом должен быть человек, который поможет воспитать этот талант, как садовник выращивает дерево.
Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации. В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обогащения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Примерные формы наставничества
1. Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник.
В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах "ученик - ученик" возрастной параметр не задается.
2. Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации, представители сообществ выпускников образовательной организации, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
3. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, а также молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу.
4. Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Способность к отбору информации.
Социальный интеллект.
Способность мыслить проектно.
Межкультурная компетентность.
Способность мыслить нестандартно и глубоко.
Способность понимать смыслы.
Универсальные навыки мышления.
Способность вычислять.
Сотрудничество в виртуальном пространстве.
Способность работать с современными СМИ.
Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.
Индивидуальное наставничество
Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.
Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.
Групповое наставничество
Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.
Этапы реализации
1.Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
2.В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
3.Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.
В современной школе в учебном процессе становится все более актуальным использование в обучении приемов и методов, формирующих умение самостоятельно приобретать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета требуют решения задач, связанных с развитием у учащихся умений и способностей самостоятельности и саморазвития.
Работая более 30 лет над проблемой повышения качества знаний ребят, развития их творческих способностей, мы позаботились о том, чтобы особое внимание было направлено на формирование положительной мотивации школьников, на активное использование исследований. метод в учебном процессе. В своей практике они столкнулись с рядом вопросов, которые необходимо было решить: как организовать исследовательский процесс так, чтобы инициатива исходила от самих учеников, как поддерживать интерес детей к тому или иному вопросу, как организовать совместную деятельность учеников в исследовательский процесс. Как показала практика, спонтанно эти задачи не решаются.
Научно-исследовательская деятельность должна быть педагогически организована. Мы организуем исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеучебной деятельности на разных уровнях и в различных формах. Любое педагогическое исследование направлено на развитие личности ученика, а не на получение объективно нового результата. Целью организации исследовательской деятельности в школе является формирование у учащихся исследовательских навыков как универсального способа освоения действительности, активизация личной позиции учащегося в учебном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, полученных им самостоятельно и являющихся новыми. и лично значимый для конкретного ребенка.
Участие в научно-исследовательской работе дает детям возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность участвовать в образовательных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованиями в роли наставника старшеклассники могут быть близки к реальным условиям, к среде, в которой могут быть реализованы уже сформированные навыки, умения и компетенции.
Исследовательская работа младшего школьника для старшеклассника интересна, прежде всего, как пример передачи опыта из поколения в поколение. Молодым исследователям необходимо указывать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильного понимания своего места в процессе работы, понимания преемственности и обязательной ссылки на источники информации. Ведущая роль здесь отводится преподавателю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предлагаемого исследования, определить круг проблем. В связи с этим важно, чтобы ученик с первых шагов понимал особую значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане. Необходимо понимать, что исследовательская деятельность школьников - это процесс совместной работы ученика и учителя. При написании работ педагог должен понимать основную цель и основные задачи работы.
Основные цели реализации проекта «Организация практики наставничества и шефства»:
-передача личного опыта наставника наставляемому;
-воспитание и развитие обучающихся, создание условий для их самоопределения, самореализации;
-развитие индивидуальных творческих способностей и склонностей обучающихся в процессе учебной и исследовательской деятельности;
-выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях и развитие их творческих способностей;
-совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
-активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельного приобретения новых знаний;
-реализация креативных способностей учащихся;
-профессиональное самоопределение учащихся.
Реализация проекта возможна при наличии в школе следующих условий:
-кадрового потенциала - педагогов творчески работающих, владеющих современными методами обучения, постоянно повышающих свой методический уровень;
-современной материально-технической базы;
-учащихся, обладающих лидерскими качествами, имеющими положительный опыт участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня;
-комфортной образовательной среды: благоприятный психологический климат, преемственность обучения между различными ступенями образования, взаимодействие между педагогами начальной школы и старшего звена.
В 1 Пересыпкинском филиале МБОУ 2 Гавриловская сош имеется богатый опыт наставничества и шефства: оказание взаимопомощи в разработке проектов, выполнении исследований, где учащиеся старших классов привлекаются для проведения сложных экспериментов в рамках функционирования школьного научного общества «Поиск».
В наставнической практике школы определены следующие формы наставничества: «наставник -педагог», «наставник -учащийся» (ученик- ученику).Руководство исследовательской деятельностью учащихся осуществляют учителя по различным предметным областям, что позволяет выявить наиболее активных педагогов и определить кураторов наставнических пар.
Роль педагога заключается не только в готовности помочь в решении творческих задач и коррекции деятельности учащихся. Она дополняется умением выбрать интересную тему и подсказать направление исследования, предвидеть реальность достижения результатов и вовремя предотвратить возникновение ощущения бесполезности выполняемой работы, организовывать подведение итогов на промежуточных этапах работы и праздничную по форме, но серьёзную по содержанию презентацию всеми участниками их образовательных продуктов.
Доказана необходимость организации работы педагогов со школьниками в роли цифровых наставников для передачи опыта работы с цифровыми технологиями и обеспечения их успешной цифровой социализации. Отмечается, что цифровое наставничество - двусторонний процесс. Такой метод взаимодействия положительно влияет и на учителя и на ученика. Он позволяет ученику в естественной среде взаимодействия с учителем осознанно войти в мир цифровых технологий, понять и принять его особенности и риски, сформировать собственную идентичность в интернет-пространстве. Педагог получает вдохновение для дальнейшей работы, определяет перспективы развития своей педагогической деятельности, методик обучения, расширения своего профессионального багажа цифровыми компетенциями. Сделан вывод, что цифровое наставничество - перспективный формат взаимодействия учителя и ученика, который в ходе личностного общения позволяет на новом уровне решать задачи обучения и воспитания современных школьников - представителей цифрового поколения. Цифровое наставничество в нашей школе активно внедряется, показателем этого является активное участие наших школьников в сетевых конкурсах, а педагог- наставник Витютнева О.Е. стала победителем межрегионального конкурса «Новые форматы для новых результатов».
Предложенные авторами модели цифрового наставничества позволят сделать это наиболее успешно.
Система наставничества и шефства «наставник-ученик» (ученик-ученику) основана на взаимодействии учащихся, находящихся на разных ступенях обучения: начальная школа, основная школа и средняя. Наставником является учащийся, находящийся на более высокой ступени образования и обладающий организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.
Наставники совместно с наставляемыми разработали план деятельности педагога-наставника с учащимся, исходя из личных качеств и интересов наставляемых. Например, ученик увлекается спортом, значит, строим план, учитывая его интересы (профпробы – это уроки физической культуры и ОБЖ. Ученица увлекается дизайном, английским языком, литературой. На основе ее интересов включаем в план следующее: профпробы – уроки английского языка, литературы, родной литературы; внеурочные занятия по теме «В мире новых профессий. Дизайнер». Начиная с сентября 2021 года, наши ребята принимают участие в профессиональных «педагогических» пробах. Начинали с малого: разрабатывали фрагменты учебных занятий (первая четверть); затем проводили классные часы для сверстников и обучающихся младших классов в День учителя (вторая четверть), мастер-классы по созданию открытки ветеранам «Письмо с фронта» для обучающихся начальных классов. Во втором полугодии обучающиеся уже проводили полноценные занятия совместно с наставником и учителем – предметником. При обсуждении плана занятия, наставляемые получали необходимую информацию из различных источников – наставник, учитель, тематические планы, разработки уроков. После проведения занятия мы вновь встречались для обсуждения результатов - что получилось, а над чем необходимо еще поработать и почему. В целях развития творческого начала в ребенке, соединения теоретических знаний и практики работаем над образовательными проектами и онлайн-курсами. При выборе темы ориентируемся обязательно на интересы наставляемых. Так, мы разработали и реализовали информационномедийный проект «Пресс-центр », который нацелен на создание условий для организации учебного и внеучебного процесса при помощи средств сети «Интернет». Представляет собой сообщество (группу) в социальной сети «ВКонтакте». Проект работает и сегодня, он стал своеобразной площадкой для обмена опытом между наставляемыми: делятся онлайнкурсами, рассказывают о своих успехах. В ходе работы над проектом были написаны и размешены статьи и посты по продвижению, проведению и итогам в социальных сетях, на сайте школы. По ходу реализации плана все запланированные командой проекта мероприятия были выполнены.
Наше школьное сообщество (обучающиеся, педагоги, родители), жители села, пройдя обучение на наших пилотных мастер-классах, приняв участие в мероприятиях проекта, с помощью наших ребят-кураторов, смогли понять и осознать важность школьного самоуправления, лидерского движения. По итогам реализации проекта и контент-плана к нему, мы можем сделать вывод, что команда организаторов, делая робкие шаги в начале проекта, смогла доказать, что участники проекта, ученики, родители, педагоги были заинтересованы в нашей работе. С 2021 года мы провели пилотные мастер-классы по развитию soft-skills. Ребята-наставники определили тематику мастер-классов, согласно своим возможностям и провели 3 пилотных мастер-класса:
- «Азы фотосъемки и обработки фотографий» (46 ребят);
- «Как научиться снимать видео для ролика »(34 человека);
- «Как грамотно вести свою страницу в ВК» (19ребят).
Еще один проект разработан в 2020 году учащимися 10 класса. В 2022 году наша команда стала победителем регионального конкурса исследовательских проектов «Сохраняя историю, строим будущее» в рамках проекта « Память - наследство молодых». Цель проекта - формирование у школьников чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам ВОВ и их подвигу через проведение ряда мероприятий (классные часы, беседы, экскурсии в школьный музей, создание и организация просмотра видеоролика «Наш Бессмертный полк», проведение онлайн-уроков, участие в акции «Георгиевская ленточка», создание «Книги памяти» на материале семейных архивов обучающихся. Во внеурочные время наставники привлекают своих подопечных к посещению школьных объединений, клубов по интересам: интерактивный музей героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских ; районный краеведческий музей, музейно-выставочный центр Тамбовской области.
В июне 2022 года наиболее результативные обучающиеся из числа наставляемых приняли участие в летней профильной педагогической очной смене. Заместителем директора по воспитательной работе, а также наставниками совместно с учащимися был разработан социальный проект «Тьюторство в школе как возможность приобретения учащимися педагогических навыков». Авторы проекта создали сборник игр на сплочение детского коллектива. Подвижные игры и музыкальные паузы проводятся для младших школьников по расписанию на переменах. Для отражения результатов деятельности, наставляемых нами, наставниками, был создан «Дневник тьютора», содержащий такие разделы, как: «Копилка тьютора», «Мой багаж», «Мероприятия», «Страничка для заметок». Ведение дневника помогает нам в последующем анализировать итоги проводимых мероприятий, корректировать направление своей деятельности, если в этом есть необходимость. Участие в деловой игре «Педагогический стартап» (ежегодно в октябре ) – еще одна форма освоения педагогической деятельности. Ученики пробуют себя в роли директора, педагога-организатора и учителя. В нескольких турах они продумывают решение разных педагогических ситуаций. По окончании игры все участники получают сертификаты.
Обучающиеся 1 Пересыпкинского филиала активно принимают участие в волонтёрской деятельности. В 2010 году в школе создан отряд волонтёров "Лидер", руководителем которого является заместитель директора по ВР Пустовалова Т.С. В 2010 году в отряд входило 10 волонтёров 12 – 17 лет, в 2013 году отряд включает 17 обучающихся. А в 2021-2022 г. отряд включал 32 волонтёра. Это значит, что волонтёрская деятельность в школе актуальна. Хотя возрастных ограничений нет, волонтерами-наставниками чаще всего становятся молодые люди между 16-18 годами. Им проще найти с ребятами общие интересы, снять барьеры в общении. Кроме того, в этом возрасте люди чаще мотивированы «что-то отдать миру», хотят активно помогать другим . Это социализация и подготовка к самостоятельной жизни: подопечный учится общаться и осваивает мир вместе с наставником. Наставник учит не копировать чужие шаблоны, а прислушиваться к себе, ставить цели и не сдаваться на пути к ним.
Ну и конечно же, наставник помогает решать ряд текущих проблем: подтянуть успеваемость, привить любовь к чтению или спорту. Наставник транслирует своему подопечному верные ценности, например, объясняет преимущества здорового образа жизни перед курением, то есть рассказывает о таких вещах, которые подростки редко воспринимают от учителей или бабушки, но готовы перенять от друга. Программа работы волонтерского отряда "Лидер", включает в себя 5 блоков: «милосердие», «спорт и здоровый образ жизни», «наглядная агитация», «творческий блок», «экология»
Наиболее значимые мероприятия в сфере добровольчества: участие в муниципальной акции "Моя Россия", Снежный десант", "Дни защиты от экологической опасности", "Все вместе", марафоне "Тамбовщина патриотическая", слете волонтеров "Будь в движении", экологической акции "Чистое село" и др.
Волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.
В нашем филиале работает Совет обучающихся «Альфа и Омега»», который вошел в школьный проект «Наставничество», где мы реализуем форму наставничества «ученик-ученик».
Форма «ученик-ученик» стала ведущей в реализации социального проекта по самоуправлению. Этот проект команда совета старшеклассников осуществляла в течение 2 лет, и в текущем учебном году был обобщен опыт по реализации формы наставничества «ученик-ученик» в рамках социального проекта. Основной проблемой, на решение которой направлен наш проект, является недостаточная активность и проявление инициативы у ребят в общественной деятельности, непонимание смысла и значения общественных дел, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности и негативное восприятие ребятами выполнение общественных дел, как стереотип «ненужности», обременительной обязанности.
Цель проекта: реализация цикла мероприятий для привлечения ребят-новичков в совет старшеклассников, используя форму наставничества «ученик-ученик». Реализацию социального проекта мы начали с разработки «Положения о наборе кандидатов в команду совета обучающихся «Альфа и Омега» и разработки анкет для ребят-наставляемых. По результатам анкетирования набралось 60 желающих работать в команде самоуправления школы. В октябре 2021 года организационный комитет проекта объявил о начале проекта в социальной сети ВК. В реализации проекта мы использовали, такие методы, как – наблюдение,
- опрос (анкетирование),
-курирование – как способ сохранения и поддерживания контакта наставляемого кандидата и его куратора-наставника,
-анализ источников информации.
Формы проведения работы с ребятами-наставляемыми мы постарались разнообразить:
-агитация,
-акция,
-беседа,
-викторина,
-игра,
-проектная деятельность,
-субботник,
-съемки видеороликов,
-квесты,
-флешмоб,
-мастер-классы,
-фестиваль.
Использование данных методов и форм работы, позволило нам реализовать проект на достаточном уровне.
Ребята-наставники из совета старшеклассников очень заинтересованы в саморазвитии. Для реализации социального проекта мы слушали лекции современных экспертов в области школьного самоуправления, сами принимали участие в практической части сборов, создавали групповые проекты, при этом интенсивно обучаясь. Во второй части проекта было реализовано несколько мероприятий в очном формате:
-муниципальная акция «Без срока давности", квиз "PRОединство" , акции: "Шагнувшая в бессмертие", "Письмо Победы", "Свеча Памяти", " проект "Нам не забыть об этих днях", челлендж "Спасибо вам, защитники!",
-мастер-классы от обучающихся-наставников по развитию soft-skills;
-фестиваль «Лидер», подведение итогов учебного года .
24 мая 2022 года мы провели фестиваль , как завершение проекта и подведение итогов года в команде совета старшеклассников «Альфа и Омега».
По опросу участников проекта мы выяснили, что работать в совете старшеклассников интересно 100% опрошенных.
92% ребят готовы быть ответственными за порученное дело.
87% ребят готовы изменить свою точку зрения при коллективном обсуждении и ощутить собственную ответственность за результат работы группы, но только 59% могут предложить новые идеи или пути решения проблем. Также был проведен опрос участников мастер-классов, по которому нам стало ясно, что ожидания респондентов оправдались полностью у 92% участников. К положительным моментам респонденты отнесли: 100% организованность ведущих, все объяснения и виды деятельности были подробными и доступными, а главное интересными, участники приобрели позитивный опыт. Они не просто увидели, а приобрели, некоторый опыт по заявленным темам мастер-классов. Мы считаем, что за два года работы проекта, ребята-наставники и ребята-наставляемые уже проработали свои лидерские качества, и они могут передать свои знания и опыт другим участникам проекта.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что оказывает несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получают необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов.
Список литературы:
1. Вагин И.О. Наставничество; Студия АРДНС, Москва, 2014 г. 2.Организация наставничества в школе https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-vshkole. 3.
2.Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http:// www.isovet.ru/
3.Камалова Х. А. Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования. https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9735/
4.Минпросвещения России (edu.gov.ru) https://edu.gov.ru/national-project
5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
6.http ://vol.sochi2014.com /
7.https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9735/
10.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/
11.Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145. https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/
12.Указ Президента Российской Федерации от 02 марта 2018 года «Об учреждении знака отличия «За наставничество»».
http://www.rosolymp.ru/nastavnichestvo/#