Статья «Повышение учебной мотивации школьников (в том числе и с ОВЗ): через проектную деятельность»

4
2
Материал опубликован 15 July 2019 в группе

Логовских Татьяна Ивановна

Учитель технологии информатики и ИКТ высшая квалификационная категория

МБОУ Шарчинская СОШ Тюменцевского района Алтайского края

Алтайский край Тюменцевский район село Шарчино, ул. 20 лет Октября 69

Социально-творческая проектная деятельность позволит педагогам построить работу с детьми с разными образовательными потребностями, так, чтобы в классе и в школе формировалась территория равных возможностей, учебные показатели и учебная мотивация возрастали, процесс социализации учащиеся проходил хорошо, и все ребята и с нормативным развитием и с особыми образовательными потребностями могли стать успешнее, учебная мотивация школьников росла, и росли учебные результаты.

«Повышение учебной мотивации школьников (в том числе и с ОВЗ): через проектную деятельность»

   Задача учителя в том, чтобы «…не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. Мы должны… воспитывать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к самоопределению…» - еще в начале прошлого века писал педагог и психолог П.П. Блонский. Одной из первостепенных задач учебной и воспитательной работы, и сегодня является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности учащихся. Несмотря на различные толкования проектной деятельности, отмечается её творческий преобразующий характер. Включаясь в проект,

1 Блонский П.П. Избр. пед и психол. соч.: В 2 т. М., 1979.

ребенок получает возможность, по-другому взглядывая на мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина, наличие коммуникативной культуры, способность к рефлексии. На мой взгляд, проектная деятельность наиболее оптимальное и эффективное средство для создания учебной мотивации школьников.

     Вопросом проектной деятельности  на протяжении многих лет занимались и занимаются  Н.В.Матяш, О.А.Кожина, В.Д.Симоненко, и  другие. Эта технология  и сегодня  еще имеет большой педагогический потенциал.  Именно знакомство с разными видами проектов подтолкнуло меня к мысли соединить воедино два вида проектов творческий и социальный. Определения социально-творческого проекта я не нашла, но  попробую сформулировать. Социально-творческий проект - это творческая возможность научиться и делать что-то новое, интересное, проявить себя, показать публично достигнутый результат и направить  результат творческой деятельности на  решение  проблемы по пути  творчества, гармонизации личности и улучшения взаимоотношений между людьми  в ограниченном социуме или в обществе в целом.  

       Именно симбиоз творческой и социальной  проектной деятельность, и мой опыт работы это подтверждает, создает оптимальные условия  для  учебной и творческой  деятельности обучающихся,  и особенно учащихся  с ОВЗ,  не только на уроках, но и  во внеурочной деятельности. А так как учащихся с ОВЗ сегодня в школах становиться все больше, то необходимость  подбора новых форм  работы  возникает сама собой.

       Социально-творческая проектная деятельность позволит педагогам построить работу с детьми с разными образовательными потребностями, так, чтобы  в классе и в школе формировалась территория равных возможностей, учебные  показатели и учебная мотивация возрастали, процесс социализации учащиеся проходил  хорошо, и все ребята   и с нормативным развитием и с особыми образовательными потребностями  могли стать успешнее, учебная мотивация школьников росла, и росли учебные результаты.

      В процессе обучения новое всегда притягивает внимание учащегося, но, столкнувшись с трудностями, с однообразием, ребёнок постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний педагога недостаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель - ученик и ученик - учитель, где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе. На мой взгляд, не менее важна связь ученик-ученик, ведь только общение равных, позволяет ставить самим учащимся реальные задачи и добиваться поставленной цели. Этот момент особенно важен для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Многообразие проектной деятельности позволяет ребенку расширить кругозор, попробовав себя в разных социальных ролях: быть руководителем проекта или членом команды, а может стать хорошим исполнителем и поверить в себя.  Главное, что работа над проектом – это коллективная работа и вовлечение в эту работу детей с ОВЗ или находящихся в трудной жизненной ситуации, всегда способствует успешной социализации  ребенка. А также проекты способствуют развитию внутренней саморегуляции и успешности учащихся.  Так для ребят с ОВЗ участвующих в апробации методики стало реальным не только участие в конкурсах на равных с остальными, но и даже победы.  

Ребенок должен получить эмоциональное  и моральное удовлетворение от реализации проекта. Поэтому  наши проекты социально - значимы, т.к. именно они позволяют раскрыть  и развить в ребенке морально-нравственные качества, способствуют «стиранию» границ между детьми разных возможностей (одаренные, ОВЗ, инвалиды, дети в тяжелой жизненной ситуации). Они позволили детям осознать свою значимость и сопричастность к большому доброму делу. Главное поверить в свои силы и талант. Так до 2014 года участие детей с ОВЗ в конкурсах и проектах 0% , 2015 год -70%, 2016 год -90 % . 2016 год – два призовых места в районных конкурсах, 2017 году три призовых места. Ну а у ребят с нормативным развитием конечно же ежегодно призовые место на всех выставках декоративно-прикладного творчества. Главное поверить в свои силы и талант.

    При разработке содержания проекта опираюсь на традиционные предметные знания, без которых сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью технологии проекта добиваюсь интеграции содержания образования, формирую предметные знания и умения, развиваю социальные практики с учетом психофизиологических особенностей ребят. Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельного». Это позволяет продуктивнее усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными, что в конечном счете, и преследует программа модернизации образования. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность моих учащихся  представляет тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальные жизненные ситуации.  Тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания и умения, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития учащегося.

 Наши три шага к успеху

Шаг первый.  Для начала через самообразование и знакомство в процессе обучения на дистанционных курсах с разными видами проектной деятельности  появилась  мысль соединить воедино несколько видов проектов. Например, творческий и социальный.

•         Творческие проекты имеют не очень строго проработанную структуру: определение потребности; исследование; обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)

•         Социальный проект, характерной чертой его является преобразование материального мира и отношений между людьми. Участники проекта получают бесценный опыт социализации, учатся продуктивному взаимодействию. Проект – это возможность делать что-то интересное, проявить себя, показать публично достигнутый результат, направленный на творческое решение интересной проблемы.

Определения социально-творческого проекта я  даже сегодня  не нашла, но именно такой симбиоз меня больше всего заинтересовал три года назад, в 2014-2015 учебном году, а мои ученицы активно включились в процесс творческой проектной деятельности. Начиная работу в этом направлении, даже не предполагала, что активными участниками наряду с одаренными и талантливыми детьми станут дети с ОВЗ, и в последующем моя работа будет строиться уже с ориентацией на эту группу учащихся школы.

Шаг второй. С учетом разных возможностей учащихся нужно было выбрать наиболее оптимальный вид декоративно-прикладного творчества. Нужно было, что бы это был новый вид творчества, еще не опробованный детьми, но также нужно и что бы он был доступен для детей с разными возможностями, ну и конечно что бы заинтересовать детей надолго необходимо было выбрать, что- либо яркое, красивое, и что бы результат не заставлял себя ждать долго. Пробовали разные виды декоративно-прикладного творчества и разные направления: декупаж, роспись по ткани, джутовую филигрань, плетение из газетных трубочек и т.д.  Витражная роспись, которой занимаются учащиеся на внеурочных занятиях в процессе реализации социально-творческого проекта,  мной выбрана не случайно.  Именно этот вид творчество подошел  по наибольшему числу критериев. Рисовать витражи могу все дети, даже не умеющие рисовать, так как работа выполняется по шаблону. Результат работы можно увидеть уже через 2-3 часа работы, что очень немало важно.  А наблюдать за тем как «расцветает» ребенок еще час назад уверенный что он «совершенно не умеет рисовать» и вдруг у него в руках готовая картина, выполненная его собственными руками. Видеть, как от занятия к занятию растет уверенность в себе и в своих силах, а значит и успешность ребенка уже не только во внеурочных занятиях, но и на уроках. Но при всех плюсах этого вида творчества,  у него был один минус - дорогие расходные материалы.  И тогда появилась идея участия в конкурсе  социально значимых проектов на предоставление грантов в сфере молодёжной политики, для получения средств на реализацию проекта,  который мы назвали «Радуга на стекле - солнышко в душе».

Вовлечение учащихся в творческую проектную деятельность способствовало их изменению отношения к предмету «Технология». Учебная мотивация школьников через возросший интерес к урочной и внеурочной деятельности был на лицо.

Третий шаг – это  разработка и применение на практике  собственной программы внеурочной деятельности «Мир витражей. Рисуем на стекле». Обобщив и доработав опыт работы в проекте с учащимися, разработала воспитательную программу и программу детского творческого объединения «Мир витражей. Рисуем на стекле», которая стала победителем всероссийского конкурса для педагогов «Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности». С программой можно познакомиться на сайте «Урок. РФ» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_vneurochnoj_deyatelnosti_detskogo_obedin_183510.htmlВ 2016-2017  учебном  году эту программу успешно реализовала через занятия в  центре детского творчества на базе нашей школы.

Территория творчества в нашей школе стала территорией равных возможностей. 

     «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда,…наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первая задача педагогики»        В.А. Сухомлинский

 Источники

    Блонский П.П. Избр. пед и психол. соч.: В 2 т. М., 1979

    Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/05/25/statya-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsialnogo-i (дата обращения к источнику 17.07.2019)

    Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2010г.

    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1974

    Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Увы! Перепечатка отдельных высказываний из статьи: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/05/25/statya-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsialnogo-i

16 July 2019

Татьяна Владимировна, не могу с вами согласиться. Смысл статей совершенно разный, но действительно цитата и несколько фраз схожи. Свою статью отредактировала, добавила больше о собственном опыте работы, ну и чтобы избежать ваших намеков о плагиате добавила ссылку на статью по биологии в список источников. Спасибо за замечание

17 July 2019

Похожие публикации