Статья «Выявление и поддержка одаренных детей в единоборствах (кикбоксинг и киокусинкай)»
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЕДИНОБОРСТВАХ (КИКБОКСИНГ И КИОКУСИНКАЙ)
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли »бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми.»
А. Блум
(американский исследователь)
Одаренность — явление не только многообразное, но и противоречивое. Одаренность крепким здоровьем, выносливостью еще не означает, что человек наделен специальными задатками (высоким ростом, или прочностью костной ткани, или эластичностью связок и т. д.), соответствующими определенному виду спорта. Нередко то, что считается необходимым для одной спортивной деятельности, противопоказано другой (например, огромная мышечная масса тяжелоатлета — атлету).
Врожденные индивидуальные качества, отвечающие требованиям конкретного вида спорта, определяются уже не как спортивная одаренность вообще, а как конституциональная профессиональная пригодность к этому виду спорта. Но и выдающиеся физические задатки сами по себе не гарантируют еще наличия способностей, обусловленных психической одаренностью. Благодаря способностям быстро приобретаются искусные навыки эффективных спортивных действий — спортивная техника. [2]
Психологический аспект спортивной одаренности, так же как и физические задатки, не проявляется как некий монолит. Сенсомоторная одаренность и связанные с нею скорость, точность, координированность телодвижений могут сочетаться с плохой памятью, слабоорганизованным вниманием, неоперативным мышлением. Психическая конституциональная пригодность в разных видах спорта разная.
Наконец, даже комплексно выраженная спортивная одаренность без развитых личностных качеств (упорство, трудолюбие, умение рационально организовать деятельность) не обеспечит достижения высоких результатов.
Одаренность спортсмена позволяет сохранить эффективность деятельности при экономии сил. Так как то, что лучше получается, выполняется с меньшим напряжением или с напряжением иного качества, сопровождающимся положительными процессуальными ощущениями. В свою очередь, физические задатки благоприятствуют эффективной деятельности тем, что длительное время поддерживают необходимое условие высокой работоспособности. К примеру, сильная нервная система предотвращает развитие утомления, способствует устойчивой деятельности в стрессогенных условиях соревнований[Там же].
На сегодняшний день вопрос выявления и поддержки одаренных детей рассматривается Правительством и Президентом Российской Федерации. Министерством спорта РФ в августе 2020г. издан приказ «Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей». Согласно этому приказу, выявление спортивно одаренных детей проводится в 4 этапа:
- педагогические наблюдения, антропометрические измерения и анализ морфологических и психофизических качеств;
- успешное прохождение индивидуального отбора для зачисления в организацию, на этап начальной подготовки;
- комплектование групп на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) спортивной подготовки, создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спортивного потенциала спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, необходимого для включения в спортивные сборные команды;
- выявление спортивно одаренных детей при комплектовании групп на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, способных войти в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, спортивных сборных команд Российской Федерации. [3]
В нашем учреждении на постоянной основе ведется работа с одаренными детьми. С целью решения приоритетных задач по организации работы в данном направлении нашим коллективом была разработана программа МБОУ ДО ДЮСШ «Организация работы по развитию актуальной и выявлению потенциальной одаренности обучающихся на 2019-2024гг.»
Задача спортивной школы выявить задатки и развить индивидуальные способности ребенка. В нашей ДЮСШ есть отделение единоборств, которое включает в себя такие виды спорта, как кикбоксинг и киокусинкай. Учащиеся отделения единоборств в период с 2019 по 2021 годы показали высокие спортивные результаты, что свидетельствует о эффективной работе тренеров с одаренными детьми [1, с. 12].
Соотношение одаренных детей к общему числу обучающихся отделения единоборств
Обучающиеся отделения единоборств, в период с 2019 по 2021 годы выступая на соревнованиях различного уровня, достигли значительных успехов, где и виден их профессиональный рост. Так Белоусов Кирилл занял 2 место на Чемпионате мира среди детей, кадетов и юниоров WAKO 2019 и является победителем Первенства России и Первенства ЦФО по кикбоксингу в дисциплине «К-1». Корнилова Арина является победительницей Первенства России по кикбоксингу в спортивной дисциплине «фулл-контакт», Первенств ЦФО по кикбоксингу и боксу. Бахолдин Илья является призером Открытого Чемпионата ОФСОО «Федерации Киокушин России».
С 2019 по 2021 годы на отделении единоборств было присвоено 11 спортивных разрядов, в региональный банк «Одаренные дети Тамбовщины» было внесено 13 человек, а в муниципальный банк «Одаренные дети муниципалитета» - 22 человек. Таких высоких результатов удается добиваться благодаря работе тренера с учащимися, с родителями, а также большую роль играет заинтересованность самих детей в достижении результатов.
В конце каждого учебного года в ДЮСШ дети сдают контрольно-переводные нормативы, по результатам которых они переводятся на следующий год обучения. Сдача контрольно-переводных нормативов служит не только показателем подготовки детей, а также стимулом для занятий спортом и серьезная мотивация для достижения высоких результатов.
В постконкурсный период одаренные дети также нуждаются в поддержке и мотивации. Для этого результаты соревнований детей публикуются на официальном сайте ДЮСШ, дети привлекаются к участию в различных проектах, конкурсах и других мероприятиях. Так Белоусов К. и Корнилова А. являются участниками федерального партийного проекта «Единой России» «Детский спорт» в Тамбовской области в направлении «Герои с нашего двора», являются обладателями грантов администрации Тамбовской области.
Таким образом, выявление и развитие одаренности у детей – это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ученые и педагоги-практики успешно ведут поиски стратегий и методов обучения одаренных детей, однако данная проблема не решена окончательно и требует своего дальнейшего исследования.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность - энергичная, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" указывается, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем гражданам.
Литература (источники):
Организация работы по развитию актуальной и выявлению потенциальной одаренности обучающихся на 2019-2024 гг/Программа МБОУ ДО ДЮСШ – 2019 – 22 с.
Петухова И.Ю. Принципы и методы выявления одаренных детей/И.Ю. Петухова//Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/10/22/printsipy-i-metody-vyyavleniya-odarennyh-detey-sportivnaya
Docs.cntd.ru — электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/565612074 (дата обращения 07.02.2022). - Текст: электронный.