Настольная игра «Космическое путешествие»
Наверное, каждый из нас любит смотреть на ночное небо и нас манят светящиеся в ночи огоньки. Кто-то восхищается их красотой, кто-то мечтает о чём то, а кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе эта великолепная картина.
Наша с Вами задача, заинтересовать ребят этими загадками, и рассказать на понятном им языке про космос, и про солнечную систему. Но так как я работаю в группе компенсирующего вида по развитию речи то конечно же это должно быть с элементами развития всех сторон речи. В увлекательной игре ребенок с интересом учится не только произносить звуки правильно, но и изучает новые слова, активно использует воображение, развивает память, внимание и творческое мышление.
"Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели" Циолковский К.Э.
Игра-бродилка «Космическое путешествие к планете Земля»
Цель: Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы и способствовать развитию речи детей.
Задачи:
- развивать игровые навыки;
- закреплять представления детей о понятиях «космос», «астероид», «орбита», «космонавт», «пришельцы», «комета», «спутник» и т.д.;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей;
- развивать целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества и ответственности перед командой;
- развивать личностные качества честности и справедливости, позволить испытать чувства победы и поражения (научиться достойно проигрывать и радоваться за чужую победу);
-тренировать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий.
Описание ходов игры:
Участники игры выбирают для себя фишки (инопланетян) и устанавливают их на старте (большом камне) и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных камней на выпавшее количество ходов. Если игрок останавливается на черном камне – он должен пропустить ход. При остановке на камнях другого цвета необходимо выполнить одно из заданий на карточке такого же цвета на выбор (выбор может быть слепой - карточки все перевёрнутые, и осознанный, все карточки переворачиваем и показываем детям) что же они хотят нарисовать или выложить, или сказать. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша – планеты Земля.
Количество игроков:
Всего в игре может принимать участие до 4 человек (можно создать команды. Участники одной команды вместе выполняют выпавшие им задания.
Однако с увеличением количества игроков снижается эффективность обучающей и развивающей части игры. Лучше ограничиться 1-3 игроками на раунд.
Подготовка к игре:
Игроки выбирают фигурки инопланетян и размещают их на игровом поле в начале. Первым ходит самый младший из игроков или разыгрываем очерёдность с помощью бросания кубика, первым ходит тот игрок у кого выпала самая большая цифра, потом с меньшей цифрой и так далее. Далее игроки ходят по очереди по кругу. Детям говорим, что к нам на Землю готовятся прилететь добрые инопланетяне и очень хотят с нами подружиться поэтому пока они летят они изучают наш язык, и иногда играют с нами предлагаем детям помочь в изучении русского языка.
В игре есть 2 вида заданий:
• артикуляционная гимнастика (задания, выполняемые сразу после броска кубика);
• карточки «Сложи узор», «Дорисуй половину», «Назови три», «Каким может быть?», «Богатырская сила», «Придумай предложение».
Перед началом игры следует определиться, какие задания артикуляционной гимнастики будут выполняться после броска кубика. Каждая группа направлена на работу с определенным звуком или группой звуков: свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч]), [р] и [л].
Выбор носит индивидуальный характер и зависит от особенности речи ребенка.
Карточки, которые не будут использоваться в игре, следует оставить в игровой коробке.
Важно: работу над постановкой звуков можно начинать с 4 - 4,5 лет, а над звуками [р] и [л] — с 5-5,5 лет.
Осуществление хода: Любой ход состоит из двух шагов:
1-й шаг: игрок бросает кубик и выполняет артикуляционную гимнастику (если у ребенка нет трудностей с произношением звуков, то этот шаг можно пропустить).
2-й шаг: игрок переносит пришельца на выпавшее на кубике количество шагов по часовой стрелке, берет соответствующую карточку и выполняет её задание.
Артикуляционная гимнастика:
Выбор заданий артикуляционной гимнастики зависит от трудностей с произношением звуков у ребенка. Если в речи наблюдаются сразу несколько трудностей, то следует начинать со свистящих звуков ([с], [з], [ц]), затем переходить к шипящим ([ш], [ж], [ч]), и лишь после этого браться за звуки [р] и [л]. Все упражнения, используемые в игре, относятся к подготовительному этапу постановки звуков.
Пример выбора задания артикуляционной гимнастики: допустим, у ребенка наблюдаются трудности с произношением звука [с], [з], [ц], то выполняем артикуляционную гимнастику с карточек «Слоник за забором», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки».
Пример выбора задания артикуляционной гимнастики: допустим, у ребенка наблюдаются трудности с произношением звука [ш], [ж], [ч]), то выполняем артикуляционную гимнастику с карточек «Слоник за забором», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Качели», «Чистим зубки».
Пример выбора задания артикуляционной гимнастики: допустим, у ребенка наблюдаются трудности с произношением звука [р] то выполняем артикуляционную гимнастику с карточек «Иголочка», «Грибок», «Маляр», «Качели», «Чистим зубки», «Барабан», «Мотор».
Пример выбора задания артикуляционной гимнастики: допустим, у ребенка наблюдаются трудности с произношением звука [л], то выполняем артикуляционную гимнастику с карточек «Слоник за забором», «Парус», «Индюк», «Маляр», «Лошадка», «Качели».
Ниже приведены рекомендации по выполнению заданий артикуляционной гимнастики. Однако проще всего освоить правильную технику выполнения заданий с помощью видео правил (стоит посмотреть видео в интернете и хорошо изучить этот вопрос перед тем как практиковать это с детьми).
«Слоник за забором». Улыбнуться, показать зубы (забор). Удержать это положение 2-3 секунды. Потом вытянуть губы вперед и тоже удержать 2-3 секунды. Снова улыбнуться, показав зубы. Повторить 8-10 раз.
«Иголочка». Широко открыть рот. Высунуть язык вперед и положить на нижнюю губу. Язык должен быть узким и напряженным. Следить за тем, чтобы язык не двигался из стороны в сторону. Держать такое положение под счет до 10.
«Горка». Широко открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубки, широкие боковые края языка поднять вверх и прижать к боковым верхним зубам. Удерживать это положение под счет до 10. Следить за неподвижностью челюсти и языка.
«Часики». Широко отрыть рот. «Узким» языком дотрагиваемся до одного уголка рта, потом до другого. Повторить 8-10 раз.
«Качели». Широко открыть рот. Поднимаем «узкий» язычок за верхние зубы, потом опускаем за нижние. Следить за неподвижностью челюсти. Повторить 8-10 раз.
«Чистим зубки». Широко открыть рот. «Узким» язычком провести из стороны в сторону по верхним зубам сначала снаружи, потом изнутри. Повторить тоже самое с нижними зубами. Следить за неподвижностью челюсти. Повторить 8-10 раз.
«Лопаточка». Широко открыть рот. Высунуть «широкий» язык и положить его на нижнюю губу. Держать под счет до 10. Следить за тем, чтобы язык не шевелился из стороны в сторону, а кончик языка был расслабленным и не поднимался вверх.
«Вкусное варенье». Широко открыть рот. «Широким» языком обхватить верхнюю губу и убрать его обратно в рот, облизав верхнюю губу. Следить за тем, чтобы рот был широко открыт, челюсть должна оставаться неподвижной. Повторить 8-10 раз.
«Чашечка». Рот широко открыт. «Широкий» язык лежит на нижней губе. Поднимаем широкие края и кончик языка вверх. Должна получится форма чашечки. Удерживаем такое положение под счет до 10.
«Лошадка». Широко открыть рот и прижать «широкий» язык к верхнему небу, как в упражнении «грибок». Немного подержав язык наверху, резко опустить его вниз. Получится щелкающий звук. Повторить 8-10 раз. Следить за неподвижностью челюсти.
«Грибок». Широко открыть рот. «Широкий» язык поднять в полости рта и прижать к верхнему небу. Удерживать в таком положении под счет до 10. Следить за тем, чтобы края языка одинаково хорошо присасывались с обеих сторон. Рот не закрывать. Повторить 3-4 раза.
«Маляр». Широко открыть рот. Поднять «узкий» язык к верхним зубам и провести его как можно глубже по небу и обратно — как будто красим потолок. Следить за неподвижностью челюсти. Повторить 8-10 раз.
«Барабан». Широко открыть рот. «Широкий» язык поднять за верхние зубы на альвеолы. Произносить звук [д], не закрывая рот. Сначала делаем медленно, потом постепенно увеличиваем темп произношения. Следить за неподвижностью челюсти.
«Мотор». Рот закрыт, губы расслаблены. Вдох через нос, сильный выдох через рот, через закрытые губы. Должна получится вибрация губ и звук, как у мотора. Повторить 8-10 раз.
«Индюк». Открыть рот и «широким» языком быстро облизывать верхнюю губу — как в упражнении «вкусное варенье», только быстрее. При таком движении должен получиться балакающий звук. Выполнять упражнение 8-10 секунд.
«Парус». Рот широко открыт. Поднимаем «узкий» язычок за верхние зубы и расправляем широкие края языка в стороны, как будто расправляем парус на лодке. Челюсть неподвижна. Держим под счет до 10.
Для каждого упражнения делаем отдельную карточку, на одной стороне картинка на другой описание упражнения.
Размер карточки 20 см на 14 см. сделаны из цветного оракала с одной стороны, картинка это апликация из таково же оракала (все кроме индюка).. Текст распечатан и приклеен на клейкий слой самого оракала.
Карточки «Сложи узор». Палочки мы используем из счётного материала, а шнурки мы нарезали пополам из простых цветных шнурков для обуви.
Карточки «Дорисуй половину». Используя цветные карандаши, игрок должен дорисовать такой же узор, как и в задании.
Карточки «Назови три».
Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три | Назови три |
Диких животных | Ягоды | Слова со звуком [а] | Женских имени | Предмета мебели | Предмета, которые можно увидеть в лесу | Белых предмета | Домашних животных | Фрукты | Железных предмета |
Насекомых | Овоща | Слова со звуком [у] | Мужских имени | Предмета, которые можно увидеть на улице | Предмета, которые можно увидеть под водой | Круглых предмета | Слова со звуком [ы] | Героя мультфильмов | Стеклянных предмета |
Морских жителей | Ореха | Слова со звуком [и] | Имени своих друзей | Предмета посуды | Предмета, которые можно увидеть в космосе | Прозрачных предмета | Предмета одежды | Предмета, которые можно увидеть дома | Деревянных предмета |
Карточки «Каким может быть».
Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Каким может быть | Какими могут быть |
Мальчик | Дерево | Врач | Собака | Медведь | Кресло | Книга | Лес | Вода | Насекомые |
Мама | Ягода | Футболист | Корова | Рысь | Шкаф | Музыка | Дерево | Небо | Животные |
Папа | Цветок | Космонавт | Кошка | Пингвин | Стол | Фильм | Цветок | Ветер | Мебель |
«Богатырская сила».
Движения руками | Движения головой | Руки на пояс | Бег | Прыжки | Общие движения | Прыжки, наклоны |
Руки вперед, вращения кистями в разные стороны по 3 раза | Наклоны в стороны (ухо к плечу) по 3 раза | Наклоны в стороны по 3 раза | 3 круга бегом вокруг стула в правую сторону | Прыгни вверх 5 раз | Одна рука вверх, другая – вниз, одновременно меняем положения рук по 3 раза | Потянутся пальчиками к полу, ноги прямые |
Руки в стороны, локти согнуты, вращения локтями в разные стороны по 3 раза | Наклоны вперед – назад по 3 раза | Наклоны вперед –назад по 3 раза | 3 круга бегом вокруг стула в левую сторону | Допрыгай до двери и обратно | Круговые вращения по 2 раза в разные стороны | Перепрыгни через реку, как можно дальше |
Руки в стороны, коснуться плеча, выпрямить обратно по 3 раза | Повороты вправо – влево по 3 раза | Присесть 3 раза | Присесть 3 раза | Два прыжка с поворотом на 90 градусов | Повороты в стороны по 3 раза | Попрыгай из стороны в сторону по 3 раза |
«Придумай предложение»
Придумай предложение со словом | Придумай предложение со словом | Придумай предложение со словом | Придумай предложение со словом | Придумай предложение | Придумай предложение | Придумай предложение | Придумай предложение | Придумай предложение со словом | Придумай предложение со словом |
Лампа | Лапа | Лопата | Лошадь | Владимир делает | Яга наколдовала | Длинные лыжи | Искала белка | Узел | Лучи |
Луг | Глаз | Планета | Батон | Лошадь заблудилась | Путешествие пешком | Лучшие слова | Это дом | Клубника | Лодочка |
Сила | Салфетка | Вилка | Пчела | Волшебный замок | Закопал клад | Любимые яблоки | Мама мылом и мочалкой | шалун | Цветок |
Игровые карточки:
После выполнения артикуляционной гимнастики игрок переносит фишку-пришельца на выпавшее на кубике количество шагов, берет соответствующую карточку и выполняет её задание. На большинстве карточек по три задания. За ход по замыслу выполняется только одно из них. Как выбрать задание? На выбор взрослого или ребёнка (можно выполнять все задания).
Завершение игры:
После того как один из игроков добирается до Земли, он помогает другим игрокам, выполняя вместе с ними задания. Игра завершается, когда все игроки добираются до Земли. Таким образом, в игре побеждают все добравшиеся до финиша участники.
Рекомендации:
Выполняя артикуляционные упражнения, помните:
• у ребенка должен быть пример выполнения упражнения. Покажите ему, что и как он должен сделать, или покажите ему пример выполнения упражнения из видео
• желательно, чтобы ребенок видел, что и как у него получается, для этого можно взять зеркало и дать его ребёнку в руки.
«Сложи узор». Используя палочки и шнурки, ребёнок должен выложить такой же узор, как в задании. На карточках заданий видно расположение отдельных палочек, но не показаны начало и конец шнурков, участвующих в узоре. При выкладывании одного узора можно использовать несколько шнурков, если не хватает длины одного шнурка.
«Дорисуй половину». Игрок кладет карточку на лист бумаги и дорисовывает узор. Карточку следует придерживать свободной рукой.
«Назови три». Нужно назвать слова, например, три ягоды, вариант ответа: «земляника костяника, ежевика») со временем взрослому можно усложнять задания и добавить лесные ягоды или садовые, или красные, или белые.
«Каким может быть». По этим карточкам предлагаем детям подобрать слова, которые будут соответствовать нужным признакам. Например, три круглых предмета – мяч, глобус, арбуз.
«Богатырская сила». Задание направлено на развитие общей моторики и координации движений. Пример: «Попрыгай на правой ноге 5 раз» ребёнок встаёт и прыгает на правой ноге 5 раз., после чего продолжает игру.
«Придумай предложение». Игроку предлагается составить предложение из слов задания. Наример: «Путешествие, пешком» («дядя Саша отправился в путешествие пешком»);
Важно: обязательно хвалите ребенка, даже если у него поначалу что-то не выходит. Чуточку терпения — и все получится! Упражнения должны выполняться в игровой форме и с позитивным настроем; Обязательно будьте участником игры, а не ведущим. Выполняйте все задания, как и ребенок. Следуйте правилам игры и будьте одной командой!
Рекомендации для специалистов:
Дополняйте задания, исходя из потребностей детей и учебных задач. Фантазируйте, придумывайте свои задания или используйте готовые. Предложите ребенку поучаствовать в составлении заданий. Дети охотно придумают интересные варианты. Обязательно будьте участником игры, а не ведущим. Выполняйте все задания, как и ребенок. Следуйте правилам игры и будьте одной командой! Эта игра придумана по мотивам игр Елены Кругловой учителя-логопеда, и в последствии мы планируем для группы закупить пару таких игр.
Мастер класс изготовления фона для игры и карточек:
Материалы: Фон изготовлен из куска пористого картона (это крышка от коробка из-под светильника), резак и железная линейка (обрезка картона до нужного нам размера, простые и цветные карандаши (акварельные) и гуашевые краски классические 12 цветов АКВА-КОЛОР, кисточки №6 и №2 (разукрашивание фона и карточек), ламинирующая плёнка и ламинатор (ламинированние карточек), белая и цветная бумага (для изготовления карточек и остановок - астероидов), кубик, бархатный (или лёгкий) пластилин (для изготовления инопланетян), клей - карандаш (для приклеивания остановок – астероидов), ножницы, скотч бесцветный и цветной (для фона и краёв).
Мы будем играть на столе поэтому размеры картона пришлось подкорректировать.
Шаг 1. Лист картона подрезали (размер 35 см. на 30 см.) Получился большой прямоугольник.
Шаг 2. Начинаем рисовать фон.
рисуем планеты
Шаг 3. Остановки вырезам в виде астероидов из белой бумаги и цветными карандашами (цветов наших карточек) рисуем значки карточек. На них рисуем значки карточек тоже цветными карандашами. Все линии обводим максимально ярко.
Распределяем на фоне, расстояния между кружочками должны быть небольшие – 0,5 – 1 - 2 (вырезаем чтобы заполнить как можно больше пространства, но и так чтобы можно было понять, что за картинка нарисована фоном. Затем приклеиваем (клеем карандашом) на цветную бумагу (цветов наших значков и карточек) и вырезаем. Этим сам мы добиваемся объёма и увесистости нашим астероидам.
Придумываем особые правила игры (рисуем черный камень – пропуск хода). Обводим поярче планеты (чтобы выделить их) двумя цветами синим и тёмно синим.
Шаг 4.
Лепим из бархатного пластилина (он, когда высыхает становится плотным и фигурки как пластиковые, надо обязательно найти такой) пришельцев – это наши фишки (можно взять просто маленькие игрушки).
Шаг 5. Вырезаем из белой бумаги карточки размером, это прямоугольники 9 см. на 5,5 см. с округлёнными краями (такие очень удобно держать в руке и детям и взрослым и в то же время достаточно крупно можно написать задание) в количестве 69 штук:
15 штук – «Выложи узор»
15 штук – «Дорисуй половину»
10 штук – «Назови три»
10 штук – «Каким может быть»
9 штук – «Богатырская сила»
10 штук – «Придумай предложение»
Карточки оформляем и ламинируем.
Со стороны рубашки карточки рисуем тот же символ как на камне в игре и пишем задание (я когда делала игру на карточках «Дорисуй половину» забыла нарисовать значок на остальных карточках есть и рубашка и задание.
Каждый набор карточек скрепляем резиночкой (резиночку мы подобрали цвета карточек).
Нарезаем и поджигаем кончики шнурков 4 цветов (синего, красного, оранжевого и зелёного) и тоже складываем в отдельный пакетик.
Находим коробочку для игры обклеиваем её синим цветом (можно подписать «Космическое путешествие к планете Земля» и складываем туда все карточки, шнурочки, кубики и пришельцев (фишки), фон я сделала не разъёмным.
Шаг 6. После того, как карта готова ее полностью обклеиваем с лицевой стороны бесцветным скотчем, а по краям цветным (чтобы края не махрились и надолго сохранились). Первая полоса скотча приклеивается вдоль и каждый последующий слой приклеивается немного, накладывая на предыдущий.
Вот игра и готова!! Пробуем с ребятами поиграть ))) главные судьи остались довольны )))
Ксения
Татьяна
Светлова Оксана Николаевна
Татьяна
Сопронюк Мария Александровна
Татьяна