Образовательная настольная игра «Этимологическое путешествие»
Предмет: русский язык.
Целевая аудитория: обучающиеся 6 – 7-х классов.
Актуальность разработки
Языкознание, или лингвистика, включает в себя множество разделов, среди которых этимология является одним из самых интересных, так как позволяет погрузиться в глубины истории языка, совершить настоящее путешествие во времени, сделать своё, небольшое или значительное, открытие.
Но в такое путешествие лучше отправиться не в одиночку. В современном обществе, к сожалению, коллективные игры уступают место индивидуальным виртуальным развлечениям, не всегда положительно влияющим на физическое и психологическое здоровье.
Образовательная настольная игра поможет организовать общение, пополнить словарный запас, расширить кругозор, развить интерес к изучению русского языка, потому что игра – это отличный способ организовать группу людей для совместных занятий, побудить человека к определённым действиям, повысить мотивацию и взглянуть на рутинный труд с новой стороны. Всем известный пример Тома Сойера, описанный Марком Твеном, показывает, что можно увлечь других даже таким скучным занятием, как покраска забора, если подойти к делу с фантазией.
Цель игры: развитие познавательного интереса к изучению русского языка.
Достижение цели обеспечивается через решение следующих задач:
- обогатить активный и потенциальный словарный запас;
- расширить лингвистический и культурный кругозор;
- формировать внимательное отношение к слову;
- совершенствовать логические и коммуникативные УУД;
- развивать эмоционально-волевую сферу личности (уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; умение проигрывать достойно; способность получать удовольствие от процесса игры, а не от её результата и др.).
Необходимое оборудование и материалы:
- принтер;
- белая и цветная бумага для офисной техники;
- игральный кубик и 4 фишки.
Правила игры
Игра «Этимологическое путешествие» состоит из игрового поля, на котором проложен маршрут от надписи «Старт» до надписи «Финиш», и этимологических карточек.
В игре принимают участие 2 – 4 человека. Одна игра рассчитана на прохождение двух полных кругов.
Игроки по очереди бросают кубик и продвигают свою фишку по игровому полю вперёд на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если игрок останавливается на красном кружке, то другой участник читает ему этимологическую карточку из соответствующей тематической группы.
Игрок, отгадавший слово из этимологической карточки, получает право на дополнительный ход. Игрок, не отгадавший сло́ва, пропускает ход. Использованные этимологические карточки откладываются в сторону.
Побеждает тот, кто первым пройдёт два круга и достигнет надписи «Финиш».
Демонстрация игры
Для удобства и сохранности игра оформлена в виде папки, в центре которой находится игровое поле. Этимологические карточки распределены по тематическим группам и распечатаны на листах разного цвета, чтобы их легко было раскладывать по окончании игры.
На оборотной стороне папки помещены название (левый форзац), правила игры и краткая теоретическая информация (правый форзац).
Игра апробирована на занятиях по внеурочной деятельности в 6г классе весной 2021 года и сейчас активно используется. Кроме прямого назначения с учётом разработанных правил игры, этимологические карточки применяются также для проведения викторины.
Приложения
Правила игры
PDF / 574.9 Кб
Игровое поле
PDF / 707.77 Кб
Этимологические карточки
PDF / 1 Мб
Список информационных ресурсов
PDF / 72.86 Кб
Ольга Юрьевна Мазанова
Шиляева Елена Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шиляева Елена Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Шиляева Елена Геннадьевна
Галина Владимировна
Шиляева Елена Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна