Настольная игра для дошкольников «Звуковые истории»
Настольная игра «Звуковые истории»
Пояснительная записка
Актуальной задачей для учителя-логопеда является поиск новых технологий, методов и приемов обучения, позволяющих осуществлять свою работу наиболее эффективно. Основной приоритетной задачей учителя-логопеда остаётся исправление звукопроизношения и закрепление поставленных звуков в речи ребёнка. Процесс по автоматизации звуков не всегда бывает быстрым, особенно если у ребёнка нарушено большое количество звуков. Поэтому приходится постоянно искать и придумывать такие многофункциональные игровые пособия, которые позволяли бы делать логопедические занятия интересными и увлекательными, а монотонные и многократные повторения речевого материала на закрепление трудных звуков не столь утомительными для детей. Также при создании такого игрового пособия ставилась задача использования его не только с целью автоматизации трудных звуков, но и в решении других коррекционных задач (закрепление предлогов, согласование существительных с прилагательными, согласование существительных с числительными и т.д.). Это пособие должно быть очень мобильным и легкодоступным, не требующим много места для хранения. И самое главное - эта игра должна быть яркой, красочной и вызывать живой интерес у ребёнка.
Представляю вашему вниманию одно из таких пособий: логопедическую настольную игру «Звуковые истории».
Эта игра проста как в изготовлении, так и в использовании. Состоит она из 12 игровых полей, формата А4 и большого количества маленьких круглых карточек-фишек с картинками на разные звуки. Игровые поля и фишки распечатаны на цветном принтере на тонком картоне и заламинированы. На игровом поле в определённых местах расположены липучки, карточки-фишки также с обратной стороны также имеют липучки. Игровые поля удобно хранить в папке-скоросшивателе на кольцах, для этого в игровых полях с помощью дырокола проделаны сбоку отверстия. Картинки-фишки хранятся в небольшом контейнере с крышкой.
Логопедическая настольная игра «Звуковые истории» предназначена для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 4-7 лет.
Цель игры:
- автоматизация трудных звуков в связной речи.
Задачи:
- автоматизация звуков [С, С', З, З', Ш, Ч, Щ, Л, Р];
- дифференциация звуков / С' - З'/, / С' - Щ/, / Л - Р/, / Р - Р'/, / Ч - Щ/
- формирование грамматически правильной речи;
-закрепление предлогов /В, НА. ПОД, ЗА, ОКОЛО/;
- согласование существительных с прилагательными;
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование мелкой моторики.
Игра «Звуковые истории» включает в себя следующие истории:
- «Ромины парашюты» (автоматизация звука /Р/);
- «Предлоги «НА», «ПОД», «ОКОЛО», «В»» (закрепление предлогов в речи);
- «О чём мечтает бабочка?» (автоматизация звука /Ч/);
- «Что у белки в дупле?» (автоматизация звука /Л/);
- «Кто летит на ракета?» (автоматизация звука /Р/);
- «Что съела акула?» (автоматизация звука /Л/);
- «Рыбки ныряют в море» (автоматизация и дифференциация звуков /Р - Р'/);
- «Что у свинки Зюзи в корзинке?» (автоматизация и дифференциация звуков /З - З'/);
- «Что ищет щенок?» (автоматизация звука /Щ/);
- «Что видит дракон на радуге?» (автоматизация звука /Р/);
- «На кого рычит тигр?» (автоматизация звука /Р/);
- «Что увидела Мила в колодце?» « Что увидел Володя в колодце?» (автоматизация звука /Л/);
При создании игровых полей и картинок-фишек использовалась программа «Конструктор картинок» Мерсибо.
Для игры выбираем игровое поле в соответствии с тем, какой звук нам нужно автоматизировать с тем или иным ребенком. И поочередно предлагаем ему ряд заданий. Задания могут варьироваться по ситуации, с учетом интересов и речевых возможностей ребенка.
Варианты заданий на примере игрового поля «Ромины парашюты» для автоматизации звука [Р]:
Первый вариант.
Логопед сам отбирает карточки-фишки со звуком /Р/, в зависимости от речевых возможностей ребёнка и располагает их на игровом поле при помощи липучек. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать все картинки правильно, проговаривая звук [Р], затем усложняем задание и просим дать ответ полным предложением на вопрос: «Какой Рома видит парашют?» Ответ ребёнка: «Рома видит парашют с ракетой и т.д.
Второй вариант.
Перед ребёнком игровое поле и набор разных фишек. Предлагаем ребёнку найти картинку со звуком /Р/ и прикрепить на игровое поле проговаривая свои действия. Например, У Ромы парашют с барабаном.
Третий вариант.
Предлагаем ребёнку отобрать карточки со звуком /Р/ только в начале слова (середине или конце) в зависимости от этапа автоматизации звука в речи ребёнка.
Варианты заданий на примере игрового поля «Предлоги «НА», «ПОД», «ОКОЛО», «В»:
Первый вариант.
Уточнение понимания предлогов. Логопед предлагает ребёнку расположить картинки на игровом поле в соответствии с его инструкцией. Например, положи чайник НА печку; положи чашку ПОД башню; положи кирпич В чемодан и т.д.
Второй вариант.
Картинки-фишки прикреплены на игровом поле в определённых позициях. Ребёнок должен построить предложения правильно использую закрепляемые предлоги. Например, Чашка стоит на башне; мышка сидит в шкафу и т.д.
Третий вариант.
«Исправь ошибки взрослого». Карточки расположены на игровом поле. Взрослый проговаривает намеренно допуская ошибки в употреблении предлогов, а ребёнок исправляет взрослого.
Варианты использования данного игрового пособия могут быть самыми разнообразными в зависимости от целей, которые ставит логопед перед логопедическим занятием.
Эти же варианты заданий можно применять и в работе с игровыми полями на другие проблемные звуки.
Детям нравиться то, что с одним и тем же игровым полем можно проигрывать разные задания. Использование игры «Звуковые истории» делает процесс автоматизации трудных звуков интереснее и легче.