СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Чадина Елена Викторовна364
Россия, Москва
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Дидактическая настольно - печатная игра для дошкольников

«Наши инструменты – помощники наши»

Пояснительная записка


 

Название игры: «Наши инструменты – помощники наши»

Актуальность. Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Работая в коррекционной группе, заметила, что дети не умеют пользоваться своими органами чувств, а ведь вся работа строится на зрительном и слуховом анализаторах, кинестетических и кинетических ощущениях.

Поэтому проводя работу с детьми, постоянно говорю им, что у них есть «помощники», волшебные инструменты, которые всегда есть у них. «Сам увидел (например, букву) - сам назвал. Сам произнес звук - сам услышал. Что в это время почувствовал твой язычок, где он находится?».

Познакомить детей с органами чувств и их функциями легло в основу создания данной игры. Сформировать понятие о том, что наши органы чувств (помощники) имеют большое значение в жизни человека.

Дидактическая игра – эффективное средство закрепления навыков и умений детей, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка . Именно в игре ребенок свободно действует и часто сложное для него становиться доступным и понятным. В игре осуществляется развитие и ознакомление в разных областях, например, область познания, развитие речи.

Предлагаю игру, которая направлена на развитие у детей ассоциативных связей зрительного восприятия предмета и соответствия его с определённым органом чувств.

Если сформировать у детей  представления о роли органов чувств  в  жизнедеятельности  человека, научить ими пользоваться, понимать их функции,  то   у детей возникнет желание в дальнейшем  самостоятельно владеть ими.

Аудитория:  Игра адресована логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 4-6 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Игрой можно воспользоваться, как для изучения нового материала, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.

Использование игры варьируется от 10 до 20 минут. В игре могут принять участие не более пяти человек.

Цель игры:  Формирование представлений о различных видах и способах познания окружающего мира; определение роли органов чувств, в восприятии окружающего мира; совершенствование внимания, памяти, наблюдательности и словесно-логического мышления.

Задачи:

Образовательные: расширять словарь по теме «Органы чувств»;

- способствовать правильному построению высказывания;

- учить соотносить условное обозначение органов чувств с предметами, которые им соответствуют.

Коррекционные: активизировать словарь по теме «Органы чувств»;

- упражнять в употреблении качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т. д.);

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать взрослого;

- работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками.

Материалы, которые были использованы при создании игры: картон, фотобумага, принтер, бумага для ламинирования, ламинатор, ножницы.

Ожидаемые результаты:

- у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме «Органы чувств»;

- у детей выработается навык образования качественных прилагательных;

- дети научатся правильно высказывать свои аргументы;

- научатся соотносить органы чувств с их функциями;

- научатся работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками.

Описание игры

Игра авторская, выполнена с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А4 и заламинирована. Игра состоит из 20 маленьких карточек и пяти больших карт с символами - «орган чувств» (рука, ухо, язык, глаз, нос) в центре карты.

1 карта: символ «Руки» и к ней карточки: кактус (колючий), кошка (мягкий), снег (холодный), свеча (горячий).

2 карта: символ «Рот» и к ней карточки: сахар (сладкий), соль (солёный), горчица (горький), лимон (кислый).

3 карта: символ «Уши» и к ней карточки: барабан (барабанит), будильник (звонит), погремушка (гремит), молоток (стучит).

4 карта: символ «Нос» и к ней карточки: духи, дым, цветы, газ.

5 карта: символ «Глаза» и к ней карточки: светофор, день-ночь, часы, погода.

Карточки складываются в коробку - «инструментальный» ящик.

Правила использования игры:

Подобрать к каждому символу – «органу чувств», соответствующие картинки.

Инструкция применения:

Из «инструментального» ящика педагог раздаёт или дети берут сами большую карту с изображением анализатора и располагают перед собой. Затем педагог (в самостоятельной игре воспитанник) наугад достаёт маленькую карту с изображением, например, будильника и спрашивает: «Чья картинка? Что нам помогает услышать звук будильника?» Игрок, у которого находиться игровая карта с изображением «УШИ», отвечает: «Моя картинка! Нам помогают услышать звук будильника уши». Забирает карточку себе, накладывая на пустой квадрат карты. Игра заканчивается, когда все игроки заполнят свои карты. Затем подводится итог игры. Каждый ребенок рассказывает, какой у него орган чувств и что он помогает выполнять и делать (услышать, увидеть, почувствовать на ощупь, услышать носом (унюхать), почувствовать на вкус).

 Данную игру можно использовать для достижения других целей:

1. Для развития лексико-грамматических категорий:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (нос – носик, рот – ротик и т.д)

- образование существительных с помощью суффикса - ищ- (нос – носище, рот – ротище и т.д)

- согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои (мой молоток, моя - погремушка).

- подбор слов – антонимов (сладкий – кислый, холодный – горячий и т. д)

2. Словесно-логического мышления игра «4-й лишний». Например, на большую карту педагог выкладывает одну неправильную карточку. Ребёнок должен найти и объяснить свой выбор.

 «Инструментальный» ящик

 

«Инструментальный» ящик

 

 

«Инструментальный» ящик

 

Карта 1 - символ «Руки»

Разрезные карточки к карте «Руки»

Карта 2 - символ «Рот»

Разрезные карточки к карте «Рот»

Карта 3 - символ «Уши»

Разрезные карточки к карте «Уши»

Карта 4 - символ «Нос»

Разрезные карточки к карте «Нос»

Карта 4 - символ «Глаза»

Разрезные карточки к карте «Глаза»

Спасибо за внимание.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Шабанова Алёна, 28.02.19 в 17:38 1 Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за идею.
Рябокобыленко Елена Николаевна, 02.04.19 в 06:08 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!!
Чадина Елена Викторовна, 02.04.19 в 07:54 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно!!!
Светлана, 04.04.19 в 19:51 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!!
Фролова Елена Николаевна, 04.04.19 в 22:26 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.