12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосова Елена Фоминична65
учитель музыки и педагог дополнительного образования, веду вокально-хоровой кружок "Фантазия"
Россия, Карачаево-Черкессия респ., село Коста Хетагурова
2

«Национально – региональный компонент и его использование на уроках музыки в соответствии с ФГОС ООО»

«Национально – региональный компонент и его использование на уроках музыки в соответствии с ФГОС ООО»


  В рамках внедрения новых образовательных стандартов Национально – региональный компонент (далее – НРК) становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.

Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

Для достижения этой цели, необходимо «подогревать» интерес к родной культуре у учащихся  с первой встречи и на протяжении всех дальнейших лет обучения.  К счастью, у нас есть уникальная возможность внедрять НРК в уроки с первых же дней учебного года.

Одной из основных задач предмета «Музыка» является формирование чувства любви к Отечеству, без которого невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства.

Введение ребёнка в мир музыки через интонации и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев  и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

На сегодняшний день, когда обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры своего народа, и поэтому проблемы, связанные с сохранением и преемственностью языка, традиций и обычаев, духовной и музыкальной культурой народа, сохраняют свою актуальность. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.  Еще Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».

Ценности карачаевской, черкесской, абазинской, осетинской, ногайской музыкальных культур (как народной, так и профессиональной), при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности.

В МКОУ “СОШ с. Коста Хетагурова”, где я работаю, предмет «Музыка» преподается на основе программы Сергеевой - Критской. НРК введен в программу уроков музыки со 2-го по 8-й классы, где ряд тем изучается с упором на народную музыку нашего региона, информацию об обычаях и традициях самобытной народной культуры, изучение жизни и творчества композиторов региона, информация о национальных народных инструментах.

Исходными принципами при составлении национально-регионального компонента уроков музыки явились:

    • доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;
    • разнообразие материала и соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
    • возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;
    • развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;
    • возможность использования на уроках музыки и во внеклассной работе.

Таким образом, в рамках внедрения ФГОС ООО предмет «Музыка» является одним из значимых предметов в эстетическом развитии подрастающего поколения, а систематизация и использование знаний НРК играют огромную роль не только и не столько в музыкальном воспитании, сколько в нравственном воспитании учащихся средствами музыкального искусства.

В качестве примера, приведу введение национально-регионального компонента в содержание ряда тем по предмету «Музыка» в начальной школе.

Все мы знаем, что процесс вхождения в музыкальное искусство базируется на «трех китах» - песне, танце, и марше – основы многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Кроме того, уроки должны подвести ребят к осознанию роли музыки в жизни каждого человека и приучать ребят находить оценку всему миру в человеческих чувствах. Поэтому в начальной школе для раскрытия тем «Музыкальный образ», «Музыкальные жанры – песня, танец, марш», «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» мы используем помимо классических образцов, представленных в программе, небольшие музыкальные пьесы для детей из "Альбома детских пьес для фортепиано" Азрет-Али Юсуфовича Байрамукова, Детские пьесы Маджита Узеировича Ногайлиева, пьесы из «Сборника детских пьес» Аслана Алиевича Даурова.

В раскрытии темы «Народная музыка в творчестве композиторов» наряду с изучением Чайковского и Римского-Корсакова (использование русских народных песен), рекомендуется к слушанию: 2-й квартет С.Прокофьева (написан на балкарские темы), 3-я часть квартета № 7 Н. Мясковского (звучит карачаево-балкарская народная песня "Наныкъ"), "Горский праздник" (Къарачай той) Салима Манусовича Крымского, основанный на народных свадебных песнях.

Кроме того, слушание и разучивание Гимна КЧР, а также песен Аслана Даурова, Альберта Узденова, Зурият Боташевой, Хасана Хубиева и др. способствует повышению заинтересованности учеников культурой современной Карачаево-Черкесии.

Меня лично, как, надеюсь, и вас, совсем не радует, что в последние годы интерес к народной культуре (языку, литературе, музыке) сведен практически к нулю. Поэтому активное внедрение НРК на уроках может сыграть наиважнейшую роль для того, чтобы окончательно не утратить самобытную культуру народов нашего региона. Внеклассная и внеурочная работа в школе также могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.

Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
     Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что народной песне и музыке  как уникальному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса,  должное внимание в свое время уделяли такие видные деятели русской школьной музыкальной педагогики, как А.Л. Маслов, Н.Я. Брюсова, Г.С. Виноградова, В.Н. и С.Т. Шацкие, Б.В. Асафьев, а также такие выдающиеся европейские композиторы и музыкально-общественные деятели, как Золтан Кодай и Карл Орф.  Многие из них настаивали на введении в программы музыкального воспитания народных песен, рекомендовали использовать как можно больше самых лучших и ярких образцов народного наследия в целях воспитания молодого поколения на самобытном, близком и родном материале.


 Используемая литература:


1. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара - совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996.

2. Ворохова З.  Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. - ISBN 5 -691 -00462 – X.

4.  С. А. Лисицын  Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3212/itemid,118

5.Пелагеина Е. В. Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
http://m.nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/15/vnedrenie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh-muzyki-i-vo








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.