Проектная работа слушателей курсов «Основные устройства компьютера» в 7 классе с использованием проектно-исследовательской технологии на основе ФГОС ООО
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС ООО»
Технологическая карта урока информатики на тему «Основные устройства компьютера» в 7 классе с использованием проектно-исследовательской технологии на основе ФГОС ООО
Авторы проекта: Мухаметбареева Аида Ринатовна – учитель информатики и математики МБОУ "СОШ №89" Ново-Савиновского района г. Казани. Красноперова Марина Рудольфовна – учитель информатики и математики МБОУ "СОШ №57" Кировского района г. Казани. Абдуллина Марина Алексеевна – учитель информатики МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Куратор: Вологодская Ольга Владимировна Проект допущен к защите: «__»____________ 2015 г. |
Казань 2015
Приложения…………………………………………………………………………14
ВведениеЗа последние годы в нашей республике произошли серьезнейшие изменения. По новым стандартам образования на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Чтобы быть успешным в таком обществе, человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Традиционное образование ориентируется на всестороннее развитие всех учеников, при этом, забывая, что все учащиеся имеют от рождения разные способности. И поэтому в своей деятельности мы, авторы данного проекта стараемся постепенно уходить от традиционных форм и методов обучения, а больше применять личностно-ориентированные технологии обучения информатике. Одним из таких методов является проектно-исследовательская деятельность.
1. Анализ ситуацииПри обучении информатике возникает целый ряд проблем:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов. И в силу актуальности данной темы предлагаем её рассмотреть.
2.Актуальность проектаНовый ФГОС требует использования системно-деятельностного подхода и увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Соответственно одной из главных задач школы становится не только давать готовые знания учащимся, но и привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
В соответствие с этим в школе должны меняться используемые технологии и методы обучения.
Систематическое использование метода проектов в школьном образовании позволит развивать познавательные умения учащихся, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектное мышление необходимо и детям и взрослым. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Кроме того, выполнение различных учебных проектов, способствует развитию критического и творческого мышления. Выработке таких навыков как адаптация в различных условиях образовательной среды, работа в команде, умение считаться с чужим мнением или наоборот уметь оспаривать его, приводя веские доводы, умение представлять свой проект с самой выгодной стороны, доказывая, что именно данный проект самый интересный, выгодный и т.д..
3. Цель и задачи проекта3.1 Цель проекта
Разработка и реализация технологической карты урока информатики для учащихся 7 класса по теме «Основные устройства компьютера», направленной на ознакомление учащимися структуры персонального компьютера, а также совершенствование проектно-исследовательских навыков учащихся и их дискуссионной культуры в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования и рекомендации ФГОС по использованию проектной деятельности на уроках, а также к достижению и оценки планируемых результатов обучения.
2. Определить структуру технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС и разработать её содержание на основе УМК Семакина И.Г. по теме «Основные устройства компьютера»
3. Разработать систему дидактических материалов к уроку.
4. Определить критерии оценки проектов и разработать бланк оценки на основании этих критериев
5. Провести урок с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.
3.3 Целевая группа проекта: учащиеся 7 кл
3.4 Объект исследования: урок информатики по теме «Основные устройства компьютера» 3.5 Предмет исследования: технологическая карта урока «Основные устройства компьютера», освоение нового материала. 4.Проектное решениеТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Основные компоненты компьютера и их функции
(Тема урока)
Базовый учебник И.Г.Семакин Информатика 7 класс, Москва. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 |
Цель урока: познакомить учащихся со структурой персонального компьютера, показать связь между устройствами.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель
определять проблему в деятельности
выдвигать версии,
выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий
Познавательные УУД:
выбор необходимой информации,
ориентироваться в терминах
делать отбор источников информации для поиска новых знаний
использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
делать обобщения, выводы
преобразовывать информацию из одной формы представления информации в другую форму
Коммуникативные УУД:
формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные УУД:
формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР и проектно-исследовательской деятельности
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
Организационный момент |
Приветствует учащихся, организует учебную деятельность учащихся. - Добрый день ребята! Мне приятно снова видеть вас! Я думаю, что у вас сегодня хорошее настроение, принадлежности к уроку на месте, и все сегодня на уроке у нас получится. |
Приветствуют учителя и друг друга, проверка наличия учебных принадлежностей. |
1 |
|
2 |
Мотивация урока. Постановка целей и задач урока. |
Предлагает учащимся ответить на некоторые вопросы, определить тему, цель и задачи урока. - Какие технические изобретения кардинально повлияли на виды интеллектуального труда? - Почему сегодня компьютер есть у каждого человека? - В чем нам помогает компьютер? - Что же такое компьютер? - И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? - Тема нашего урока: «Основные компоненты компьютера и их свойства». - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой. В конце урока мы закрепим изученный материал. Давайте посмотрим на экран и определим ваши личные цели, которых вы хотите достигнуть на нашем уроке: познакомиться с компьютером и его назначением; иметь представление об основных компонентах компьютера и их свойствах; развивать способность иметь собственное мнение; развивать умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; развивать умение учиться самостоятельно; научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем. |
Отвечаю на вопросы учителя. Предлагают свои варианты цели и задач урока. Определяют личную цель, выбирая ее из списка на экране. |
4 |
|
3 |
Введение нового материала. |
1. Компьютер и его назначение (N 134879) 2. Архитектура и структура компьютера (N 134952) 3. Основные устройства персонального компью-тера (N 118491) 4. Составляющие системного блока (N 134863) |
Организовывает познавательную деятельность учащихся. Работа с интерактивным модулем размещенным на ЕК ЦОР. Обсуждение нового материала. - Сейчас я предлагаю познакомиться более подробно с компьютером, его назначением, основными устройствами компьютера (внутренними и внешними) и их функциями (включает модули). По ходу просмотра модулей задает вопросы учащимся. |
Учащиеся просматривают модуль. По информации, представленной в презентации, отвечают на вопросы учителя и делают необходимые выводы |
15 |
4 |
Физ. минутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. А сейчас давайте с вами отдохнем. Вы помните тему нашего урока? Давайте сейчас представим, что вы устройства компьютера. Встаньте все около своих мест. Выполняйте мои команды. 1. Вы все процессоры, которые сейчас загружаются (дети имитируют загрузку компьютера) 2. Заморгал ваш монитор (имитируют монитор). 3. Мышка кнопку Пуск нажала, выбрала программу Word. 4. Пальцы наши по клавиатуре побежали (работаем всеми пальцами). 5. Вот готов наш документ. 6. Включился принтер (шумовое сопровождение) 7. Идет распечатка документа. - Работа закончена, компьютер отключаю. Все удачно изобразили устройства компьютера. А теперь продолжим нашу работу. |
Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу. |
2 |
|
5 |
Закрепление изученного на уроке. |
1. Делит класс на группы 2. Путем жребия определяет темы проектов 3. Раздает чистые листы формата А4 для будущего проекта, клей, ножницы, 1 лист с рисунками, бланк критериев оценки проектов |
Учащиеся выполняют задания самостоятельно за партами в группах |
10 |
|
6 |
Рефлексия: подведение итогов урока, оценивание знаний |
Анализ урока. Защита проектов. Выставление отметок. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итог. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер? Достигли ли вы той личностной цели, которую поставили себе в начале нашего урока? Ответы аргументируйте. |
Защищают проект. Проводят самоанализ своей деятельности, отвечают на вопросы учителя с аргументацией. |
12 |
|
7 |
Домашнее задание |
Задает и объясняет домашнее задание. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
1 |
-
Жизненный цикл и этапы реализации проекта: сентябрь-октябрь 2015 г
-
Заключение
Проектную деятельность рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.
Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:
в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;
контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
Список использованных документов и источников информации
-
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /И.Г.Семакин, / М:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015г. - 172 с.
Информатика. УМК для основной школы 7-9 классы. Методическое пособие для учителя /М.С.Цветкова, О.Б. Богомолова/ БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.,184с.
Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 5 ч. Ч. 2: Компьютер: устройство и программное обеспечение /Семакин И. Г., Ромашкина Т. В./
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой.— 2011.— № 12. - С. 12–18.
Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: - режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_173432/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: - режим доступа http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
Портал Единая коллекция ЦОР — режим доступа http://school-collection.edu.ru/
Сайт — авторская мастерская Семакина И.Г. - режим доступа http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения информатике и ИКТ в основной школе [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
Приложение 1
Приложение к плану-конспекту урока
Основные компоненты компьютера и их свойства.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Компьютер и его назначение |
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), инновационный учебный материал (ИУМ) |
Анимация |
|
2 |
Архитектура и структура компьютера |
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), инновационный учебный материал (ИУМ) |
Презентация |
|
3 |
Основные устройства персонального компьютера |
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), инновационный учебный материал (ИУМ) |
Презентация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09345b27-f645-4270-93c7-da070d8e0273 |
4 |
Составляющие системного блока |
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), инновационный учебный материал (ИУМ) |
Интерактивное задание |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ea44d47-2659-43d7-9837-d187d987270d |
Приложение 2
Раздаточный материал «Основные устройства компьютера»
Приложение 3
Темы проектных работ
-
Процессор – «мозг» компьютера.
Виды памяти компьютера.
Устройства ввода.
Устройства вывода.
Приложение 4
Бланк оценки проекта
№ п/п |
Критерии оценки проекта |
Баллы |
Набранные баллы |
1 |
Содержание (глубина раскрытия темы, логика изложения материала, наличие дополнительной информации) |
0 - 5 |
|
2 |
Дизайн работы |
0 - 5 |
|
3 |
Культура речи |
0 - 5 |
|
Итого |
Оценка
От 13 до 15 баллов - «5»
От 9 до 12 баллов - «4»
От 5 до 8 баллов - «3»
7
Сидорова Зоя Григорьевна
Красноперова Марина Рудольфовна