Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей: умеют ли краски танцевать?»
Научный мастер – класс «Опыты и эксперименты для детей»: Умеют ли краски танцевать?
Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера.
В мастер-классе использованы игровые технологии, проблемное
обучение, продуктивная деятельность.
Оборудование:1 большой контейнер с водой
2.Краски для эбру
3.Клей канцелярский
4.Инструменты для рисования( кисти, шило, металлические спицы, гребешок,
Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе. Я думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрирован опыт работы с красками и будет найдет ответ на вопрос : Умеют ли краски танцевать?
Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Нами будет открыта тайна старинного турецкого искусства рисования на воде и узнать, какие краски и жидкость можно использовать для получения эффекта растекания их по поверхности жидкости, как в эбру.
Объект исследования: Взаимодействие красок и жидкостей рисования на воде.
Гипотезой : Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.
Предмет исследования: Причина растекания красок по поверхности жидкости.
Новизна исследования : Разработка рекомендаций по использованию разных красок и жидкостей для получения эффекта эбру.
Поставленные задачи :
1. Выяснить, какие материалы используют для рисования специалисты по эбру;
2. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;
3. Узнать, как жидкость может удерживать краски на поверхности;
4. Определить, какие свойства красок и жидкостей помогают создавать рисунки на воде;
5. Найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта эбру.
Методы проведения эксперимента :
1. Просмотр видеороликов по рисованию на воде;
2. Опрос взрослых и детей;
3. Эксперименты с красками и жидкостью
Первый эксперимент.
Посмотрим, как взаимодействует жидко разведённая «гуашь» с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски утонула, а отпечаток получился бледный.
То же самое произошло и с акварельными красками, акриловыми, а жидкая тушь, вообще не стала держаться на воде.
Витражные краски и лак для ногтей не тонули, но не растекались
и быстро застыли.
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.
Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Наверное, причина эффекта эбру в особых свойствах воды,
ведь туда добавляют порошок из растения гевеи, чтобы она стала густой.
Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, а также сока растения астралагуса, имеющие слабоклеющие свойства.
Такие растения мне взять было негде. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.
.
Второй эксперимент.
Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке?
Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.
Мама
Третий эксперимент .
Может попробовать силикатный клей. Значит, можно сделать из этого вещества густую воду для рисования.
Благодаря силикатной воде, краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру-краски. Я рисовала разведёнными с водой гуашью, акриловыми, масляными красками, тушью. И всегда краски плавали на поверхности жидкости и растекались. Самый красивый эффект получился масляными красками. Теперь я знаю, секрет эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности.
Я очень люблю рисовать, и мне нравится изучать новые стили рисования.
При проведения исследования , мною были достигнуты все поставленные цели. Я узнала про древний способ рисования на воде. Узнала историю возникновения Эрбу. Так же узнала значение этого слова. Изучила технику создания рисунка в стиле эбру и научилась сама рисовать в стиле эбру.
А так же я поняла, что Эбру - это больше, чем искусство. Эбру - это как танцующий рисунок, мелодия созданная тобой.
Мне очень понравилось создавать картины в стиле Эбру.
Эбру - это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге.
Даже соприкасаясь с этим впервые, Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения.
Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны. Наш мастер-класс помогает научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или останутся нераскрытыми.
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.
Шарандина Валентина Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Чухрий Вера Васильевна
Anastasia's Labaratory