12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
33

Мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей»



Мастер-класс по физике «Мы за чаем не скучаем…»

Пояснительная записка.

Мастер-класс по физике «Мы за чаем не скучаем…» можно провести в 7 классе после изучения тем «Строение веществ», «Воздухоплавание», как урок повторения и закрепления материала. Кроме того, я использую его на итоговых занятиях факультатива «Физика вокруг нас» для учащихся 7-8 класса.

Итоговое факультативное занятие по физике «Мы за чаем не скучаем…»

Дата проведения 2-3 неделя мая.

Учитель Забелина М.В.

Урок № 32

Количество часов по программе факультатива «Физика вокруг нас» (7 класс): 34часа.

Тема

«Мы за чаем не скучаем…»

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели урока

отработать умения применять предметные знания в условиях решения экспериментальных задач.

Задачи:

Образовательные:

1.создать условия для развития умения выполнять экспериментальные исследования согласно алгоритму.

2.повторить теоретические и практические знания, полученные при изучении тем «Строение веществ» и «Воздухоплавание».

Развивающие:

1.обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

2.обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.

3.обеспечить условия для овладения обучающимися алгоритмом решения исследовательских задач.

Воспитательные:

1. воспитывать коммуникативные навыки работы в группах.

2.воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, аккуратность, культуру мышления.

3.в ходе занятия вовлекать учащихся в активную практическую, исследовательскую деятельность.

Планируемый результат

 

УУД

Познавательные:

1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Личностные:

1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2.осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Регулятивные: 

1. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

2. умение наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся;

Коммуникативные: 

1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2. работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

Диффузия, выталкивающая сила, молекулы.


 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

1.Слушание объяснений учителя.

2. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

3.Работа с оборудованием и материалами.

4. Выступают. Обсуждают. Делают выводы.

5. Слушают выступления одноклассников.

Технология сотрудничества и проблемного диалога.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Групповая, парная, общеклассная

Оборудование и материалы для опытов: чайные пакетики, листовой чай, стакан, вода, чайник, ступка и пестик, лупа, спички. Презентация, мультимедийный проектор, репродукции картин.


 

План урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

1. Вводно-мотивационный этап.

Обеспечивает благоприятный настрой. Вступительное слово учителя.

Настраиваются на работу. Слушают. Обсуждают.

Личностные Познавательные

2. Операционно-содержательный этап.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Советы любознательным.

Выступают с сообщением.

Выполняют эксперименты. Обсуждают. Делают выводы.

Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

3.Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают.

Личностные Регулятивные


Конспект занятия.

Примерное оформление доски.

«Пьют чай все, умеют пить немногие».

«Вчерашний чай хуже ядовитой змеи».

«С чая лиха не бывает».

«Самовар кипит - уходить не велит».

«Пей чай - удовольствие получай».

“Выпей чайку – забудешь тоску”.

“Чай не пить – на свете не жить”.

“Чай не хмельное – не разберет”.

“Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем”.

“Чаем на Руси еще никто не подавился”.

Репродукции картин.

Бакшеев В.Н. “Житейская проза”

Волосков А.Я. “За чайным столом”

Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”

1. Вводно-мотивационный этап.

Люди по всему миру любят чай. Они пьют его каждый день. Утром, чтобы проснуться и взбодриться, а вечером, чтобы согреться и расслабиться. Люди пьют чай на работе и в гостях, на праздниках и в походах. Но мало кто знает, откуда появился чай. Существует красивая легенда. Давным-давно, примерно 5 тысяч лет назад, один китайский император, отдыхал в лесу. Слуги по приказу своего господина грели на костре воду. Неожиданно поднялся ветер, и в котел с водой упало несколько листьев с чайного куста. В тот же миг вода потемнела, от неё начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Итак, родина чая Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не».

На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 г. Боярский сын Василий Старков привёз царю Михаилу Федоровичу в подарок от монгольского хана пакеты с чаем. Этот напиток царю понравился. Долгое время чай пили только по большим праздникам или пользовались им как лекарством. Чай стоил очень дорого, ведь своего не было, в Россию его завозили. Первый чайный куст был выращен в 1814 г. в Никитском ботаническом саду, а 31 декабря 1821 года вышел правительственный указ. В нем разрешалось «производить продажу в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 пополудни и содержать в ресторациях чай».

Пакетированный чай – один из самых популярных в мире напитков. Продавец чая Томас Салливан решил, что ему будет выгоднее отправлять своим клиентам небольшие образцы чая в шелковых мешочках, а не в коробках. Получатели ошибочно сочли, что нужно заваривать именно эти мешочки. Вскоре Салливана буквально завалили заказами на его «чайные пакетики». С конца 70-х годов пакетированный чай практически вытеснил с рынка выпускавшийся до этого прессованный чай.

Почему чай вкусен и ароматен? Почему у него такой красивый цвет? Отчего он действует на нас бодряще? Чтобы узнать это, мы проведем с вами серию интересных экспериментов. За качественно выполненный эксперимент, за правильный ответ, за активное участие в обсуждениях вы будете получать от меня сушку. Сколько сушек к чаепитию вы сегодня заработаете, увидим в конце занятия.

2. Операционно-содержательный этап.

По качеству и составу продаваемые в пакетиках чаи достаточно разнообразны.

Опыт№1.

Рассмотрите, используя увеличительное стекло, содержимое чайного пакетика и сравните с листовым чаем из пачки. Измельчите листовой чай. Почему такое возможно? Сделайте выводы.

Выводы:

1. Путем дробления мы можем получить более мелкие крупинки чая. Дробление – это косвенное доказательство того, что все вещества состоят из молекул.

2. Большинство исследуемых чайных пакетиков содержат не размельчённые листья, а чайную пыль и ветки.

Обычно для производства пакетированного чая используют мелколистовой чай или отходы, добавляя ароматизаторы и красители. Не смотря на это, доля потребления в Европе пакетированного чая составляет 77% , а в Англии – 90%.

Опыт№2. «Диффузия в жидкостях. Зависимость скорости диффузии от температуры воды».

Разделите пополам содержимое чайного пакетика и опустите в стакан с холодной водой и в стакан с горячей. Изменился ли цвет воды? В каком стакане цвет более насыщенный? Сделайте выводы по результатам наблюдений.

Выводы:

1. Молекулы движутся хаотично и непрерывно. 

2. Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ.

3. Скорость диффузии зависит от температуры. В горячей воде чай заварился быстрее, чем в холодной.

4.Натуральный чай в холодной воде практически не заваривается, поэтому появление окраски говорит о наличии искусственных красителей.

Опыт№3. «Диффузия в газах».

Чувствуете ли вы аромат заваренного чая? Почему?

Выводы:

1. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.

2. Скорость диффузии зависит от температуры.

3. Молекулы движутся хаотично и непрерывно. 

Крепкий чайный раствор поможет придать белой бумаге благородный оттенок и сделать из неё настоящий антикварный пергамент. Слабый чай сделает из белой ткани коричневую, оранжевую или бледно-зелёную.

Опыт№4. «Диффузия в твердых телах».

Опустите небольшой кусочек белой бумаги в чайный раствор. Что произойдет с бумагой? Как изменится цвет бумаги, если мы будем дольше держать ее в растворе? Как можно ускорить процесс окрашивания? Сделайте вывод.

Выводы:

1. Диффузия в твердых телах происходит медленнее, чем в жидкостях и газах.

2.Скорость диффузии зависит не только от температуры, но и от агрегатного состояния вещества.

3.Молекулы движутся хаотично и непрерывно. 

Опыт№5.«Летающие пакетики».

У нас с вами остались бумажный пакетик от чая. Не стоит их выбрасывать. Мы проведем с ними один занимательный эксперимент, который вам очень понравиться. Давайте все свои пакетики поставим ко мне на демонстрационный стол. Если поджечь чайные пакетики и дать им догореть почти до конца, то они взлетят вверх. Почему?

Вывод:

1. Теплый воздух поднимается вверх, так как его плотность меньше, чем плотность холодного, и он увлекает за собой догорающие пакетики.

2. Действует выталкивающая сила.

Советы любознательным «Физика и чайные пакетики».

Выступление учеников.

Не спешите выбрасывать использованные чайные пакетики. Но помните, что влажные чайные пакетики хранятся при комнатной температуре не более одного дня. Предлагаю вам несколько полезных советов.

1. Тёплый, влажный пакетик чая, приложенный к коже, поможет уничтожить инфекцию, ускорит процесс заживления, уменьшит боль при таких проблемах, как конъюнктивит, герпес, язва, подошвенные бородавки и других подобных заболеваниях.

2. Отличный натуральный способ снятия раздражения – это влажный и прохладный чайный пакетик. Поместите его на веки и дискомфорт, связанный с усталостью глаз, начнёт быстро проходить.

3. Они также помогут уменьшить воспаление вследствие солнечного ожога. Если вы приложите использованный пакетик к синяку, то это ускорит заживление и снимет дискомфорт.

4.Вывести токсины, снизить боль и отёк от укусов также можно с помощью протирания повреждённых мест чайным пакетиком.

5. Всем известно, что в чае содержится большое количество антиоксидантов. Поэтому купание в тёплой воде, настоянной на чайных листьях, - это прекрасный способ ухода за кожей.

6. Мыши не любят запах чая. Разместите старые чайные пакетики в тех местах, через которые грызуны проникают в ваш дом. Для дополнительного эффекта пропитайте пакетики маслом мяты. В этом случае они не просто избавят ваш дом от надоедливых мышей, пауков и муравьёв, но и наполнят ваш дом приятным ароматом мяты.

7. Всё очень просто: капните на высушенный чайный пакетик несколько капель своего любимого эфирного масла, и вы получите отличный освежитель для воздуха в доме, автомобиле или в офисе.

Я думаю, вы захотите воспользоваться нашими советами, а также еще раз повторить материал учебника. Объяснить такие действия чая можно с помощью физики.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Взгляд «назад».

1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

2.Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

3.Когда я выполнял задания, что я чувствовал при этом?

4.Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?

5.Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителю)?

Обсуждение.

Я думаю, что сегодня вы за чаем не скучали, а все вместе мы проводили исследования, изучали, проверяли, узнавали. Теперь нам можно отдохнуть! Приглашаю на чай с сушками. По количеству заработанных сушек можно поставить ученику оценку.

Калачи, ватрушки, сушки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Приглашаем к самовару!

Вкусным чаем угощаем!

И внакладку, и вприкуску.

Пейте чай, друзья, по-русски!

Фотоотчет мастер - класса «Мы за чаем не скучаем…».


Фотоотчет
PPTX / 5.28 Мб

Опыт.

Инструкция к выполнению работы.

Фотография эксперимента.

Материалы и принадлежности, необходимые для проведения экспериментов.

Опыт№1.

Рассмотрите, используя увеличительное стекло, содержимое чайного пакетика и сравните с листовым чаем из пачки. Измельчите листовой чай. Почему такое возможно? Сделайте выводы.

Опыт№2. «Диффузия в жидкостях. Зависимость скорости диффузии от температуры воды».

Разделите пополам содержимое чайного пакетика и опустите в стакан с холодной водой и в стакан с горячей. Наблюдайте. Сделайте выводы.

Опыт№3. «Диффузия в газах».

Чувствуете вы аромат заваренного чая? Почему?

Опыт№4. «Диффузия в твердых телах».

Опустите небольшой кусочек белой бумаги в чайный раствор. Что произойдет с бумагой? Как изменится цвет бумаги, если мы будем дольше держать ее в растворе? Как можно ускорить процесс окрашивания? Сделайте вывод.

Опыт№5. «Летающие пакетики»

Если поджечь чайные пакетики и дать им догореть почти до конца, то они взлетят вверх. Почему?

Источники.

1. maxpark.com/community/5858/content/3258264

2. pro4ai.ru/vse-o-ch/chajnye-paketiki-ot-zapaha.html


 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (28)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 23.02.18 в 19:35 4Ответить Пожаловаться
Спасибо! Надо вас капорским чаем побаловать, настоящим, а не из пакетиоков
Забелина Маргарита Владимировна, 24.02.18 в 04:14 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич! Капорский - это какой?
Евгений Алексеевич, 24.02.18 в 05:05 3Ответить Пожаловаться
Готовим сами из иван-чая.
Янакова Ольга Александровна, 23.02.18 в 22:57 4Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, спасибо. Если бы Вы были моим учителем физики, то я тоже бы стала физиком. Очень интересно у Вас все получилось.
Забелина Маргарита Владимировна, 24.02.18 в 04:18 2Ответить Пожаловаться
Ольга Александровна, благодарю!!!! Высшая оценка моего труда!!! Очень приятно!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 23.02.18 в 23:24 3Ответить Пожаловаться
Опять удивили СУПЕРСКОЙ работой!!!!! Интересно, познавательно!!!

Забелина Маргарита Владимировна, 24.02.18 в 04:20 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна!!! Ваш комментарий, как "бальзам" на душу!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.02.18 в 20:31 3Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, спасибо!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.