Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей»
Автор: Варнакова Ирина Владимировна
Учитель химии и биологии «МОУ СОШ № 16 г.Вольска»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Опыты и эксперименты для детей»
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования.
Задачи:
• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Раздаточный материал: к каждому опыту
Ход мастера - класса:
I. Приветствие. Введение в тему.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе.
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения опытов.
- Кто мне скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)
В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.
- А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)
Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.
В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:
Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах.
2. О свойствах веществ.
3. О взаимодействии веществ.
II. Совместное проведение экспериментирования.
- Итак начнем наши эксперименты.
Опыт 1. «Неугомонные зернышки»
Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.
РеквизитОхлаждённая банка с минеральной водой
Стакан
6 зёрнышек риса
Разложи нужные предметы на столе.
Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.
Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.
Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.
Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.
РезультатЧерез некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.
Объяснение
Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.
Когда ты высыпаешь в стакан зёрнышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность объединившихся зёрнышек становится ниже, чем у минеральной воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зёрнышек опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности зёрен, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зёрнышки спокойно спускаются на дно.
Опыт 2. «Лавовая лампа»
Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно... но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу. Я очень давно хотела провести опыт с лава-лампой, и вот затея приобрела реализацию.
Реквизит: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Подготовка:
1.Разложи нужные предметы на столе.
2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.
Масло будет плавать по поверхности.
Начнем волшебство:
Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
РезультатЧерез некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт 3. «Невидимый убийца огня»
А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.
Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!
Реквизит: уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.
Подготовка:
1.Разложи нужные предметы на столе.
2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.
3. Поджигаем свечи.
Начнем волшебство:
1. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ во второй стакан.
2. "Выливаем" газ из второго стакана на горящие свечи.
Результат. Свечи тухнут.
Объяснение:
При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2 , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.
Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.
Опыт 4. «Огниво» или «Вулкан Шееле»
То, о чём вы сейчас узнаете, — не просто развлечение: это может оказаться полезным, если вы вдруг случайно окажетесь в пустыне. Ингредиенты для эксперимента часто входят в комплекты для выжиания и помогают людям в пустыне разводить огонь.
Если у вас не оказалось ни спичек, ни зажигалки, то добыть огонь возможно несколькими довольно трудными способами. Добыча огня с их помощью требует определенных навыков и предварительной тренировки.
Вообще то, таким способом можно спалить всю пустыню, несмотря на то, что растительности там нет.
Реквизит:
обычная аптечная марганцовка
обычный аптечный глицерин
пипетка
кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка
Подготовка:
1.Разложи нужные предметы на столе.
2.Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки. Осторожно, не рассыпьте, ее потом очень сложно убрать и избавиться от малиновых разводов!
3.Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.
Начнем волшебство: Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина. Ждем секунд 20-30.
Результат. Через 10-15 секунд появляется небольшой дымок, который постепенно увеличивается, затем происходит резкое самовозгорание.
Затем происходит бурная реакция марганцовки с глицерином — быстрая яркая вспышка. Настолько быстрая, что даже не успеваешь ее сфотографировать.
Опробовано — работает!
Объяснение:
Химическая реакция марганцовка с глицерином помогает зажечь огонь без спичек. Вот, в общем-то, и все. Теперь вы знаете, как зажечь огонь без спичек. Если хотите сделать этот опыт эффектнее, можно предварительно положить на кафельную плитку кусочек тонкой бумаги, например, салфетки или туалетной бумаги. А уже поверх нее сыпать марганцовку. Тогда получится небольшой костер.Только не забывайте о правилах техники безопасности и будьте осторожны с огнем!
Вулкан Шееле - один из самых простых и зрелищных опытов.
Теперь этот эффектный опыт с выбросом огня, похожий на поведение внезапно проснувшегося вулкана, осуществляют следующим образом. В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия KMnO4. В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина C3H5(OH)3, не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: сейчас «вулкан» проснется!
Через 1–2 мин происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части KMnO4; глицерин при этом воспламеняется.
Реакция, вызвавшая вспышку, соответствует уравнению:
14KMnO4 + 3C3H5(OH)3 = 7K2CO3 + 14MnO2 + 12H2O + 2CO2,
и сопровождается большим выделением энергии в виде теплоты и газообразных продуктов (CO2, пары воды), которые увлекают за собой раскаленные твердые частицы диоксида марганца MnO2 и карбоната калия K2CO3.
Полная иллюзия извержения вулкана!
Опыт 5. «Кислота надувает шарик»
В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.
Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.
Реквизит: уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.
Подготовка:
1.Разложи нужные предметы на столе.
2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.
3. В бутылку наливаем немного уксуса.
4.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.
Начнем волшебство:
1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.
Результат: Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.
Совет
Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.
Объяснение:
Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.
Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым. Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой.
Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.
Это интересноМногие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!
Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.
NaHCO3 + CH3COOH → NaCH3COO + H2O + CO2
III. Выводы
- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
VI. Рефлексия
-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.
Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;
Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;
Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «тучу».
Творческих успехов!
Удачных экспериментов! Наука – это весело!
Евгений Алексеевич
Варнакова Ирина Владимировна
Ефимова Алла Ивановна
Варнакова Ирина Владимировна
Буньков Андрей Владимирович