Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей» «Приключения воздушного шарика»

18
1
Материал опубликован 24 February 2018 в группе

Скочилова Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Сергинская СОШ»

Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей»

Приключения воздушного шарика

В этом учебном году в 1 классе в рамках внеурочной деятельности веду курс по общеинтеллектуальному направлению «Опыты и эксперименты». Данный мастер класс подготовлен после изучения темы «Опыты с воздушными шариками» и предназначен для показа обучающимся 2 класса и детям подготовительной группы детского сада. Герои сказки – ученики 1 класса.

Цель: создание условий для интеллектуального развития и учебно-познавательной активности обучающихся в процессе детского экспериментирования с воздушными шарами.

Задачи:

    1. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию, воображение.
    2. Расширить представление детей о физических свойствах воздушного шарика.
    3. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Возраст: 6-10 лет

Продолжительность: 40 минут


 

Ход мастер-класса:

Вед. Жили-были баба с дедом.

       Скучно им на старость лет

       И вот как-то за обедом,

       Бабке говорит наш дед:

Дед. «А давай-ка мы с тобой,

        Чтобы было чем заняться,

        Купим шарик золотой»

Вед.  Бабка «За». Куда деваться.

        Шар доставили им на дом.

       Но они большой хотели.

Баба «Так надуть его нам надо».

Вед.  Дед и принялся за дело.

Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.

Баба. Давай, я тебе помогу.

ОПЫТ 1. «Надуваем шарик»

Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.

Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель!!!). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины

Стали они жить-поживать

И друг другу помогать.

Однажды бабушка готовила обед, захотела положить приправу. Приправа оказалась с солью, а блюдо она уже посолила. Помогите бабушке отделить соль от приправы.

- Как отделить соль от перца? Ваши предположения.

ОПЫТ 2. «Отдели соль от перца»

Оборудование: приправа с солью, цветной лист бумаги, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.

Описание: насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.

Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.

Примечание: лучше использовать крупную соль. Полностью отделить соль от приправы не удалось. Но дети увидели и услышали как примагничивались частички.

Баба. Очень крепко шарик свой
          Я держу рукой.
          Не пущу его гулять,
          Хоть он и большой!*

Вед. Но поднялся ветер вдруг...
        Шарик выхватил из рук.*

       Крикнул шарик нам: «Пока»

       И умчался в облака.*

Шарик. Над полями и лесами

          Летит красивый мячик.

          Я здесь счастливый самый,

          Но встретился мне зайчик.

Заяц. Шарик, шарик, я тебя лопну. (Вытаскивает из кармана иголку).

- Как вы считаете, ребята, лопнет шарик, если его проткнуть иголкой?

Не растерялся шарик, подставил ему бочок.

ОПЫТ 3. «Игла в шарике»

Оборудование: воздушный шарик, иголка

Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.

Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.

Примечание: шарик надуть средней величины.

Шарик. Не страшна мне игла, ведь многое знаю я.

Отправился шарик дальше.

        Над полями и лесами

        Я лечу под облаками.

        В отдыхе я знаю толк,

        Но встретился мне волк.

Волк. Шарик, шарик. Я тебя сейчас лопну.

Шарик. Меня заяц хотел иголкой проткнуть, не получилось. И ты не сможешь.

Волк. Я тебя тогда огнём уничтожу. (Достаёт из кармана спички)

-Как вы думаете, если огонь поднести к шарику, он лопнет?

ОПЫТ 4. «Огнеупорный шарик»

Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой

Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.

Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.

Шарик. Не боюсь я огня, есть спасение у меня.

Полетел шарик дальше.

        Над полями и лесами

        Далеко ещё лететь.

        Я счастливый самый,

       Но встретился медведь.

Медведь. Шарик, шарик! Я тебя лопну.

Шарик. Заяц меня иголкой протыкал, Волк огнем хотел уничтожить. Ничего у них не вышло. И у тебя не получится.

Медведь рассыпал кнопки и хочет положить на них шарик.

-Ребята, сможет Медведь таким образом лопнуть шарик? А если будет давать на шарик?

ОПЫТ 5. «Кнопки»

Оборудование: воздушный шарик, кнопки

Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.

Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.

Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.

Шарик. Хороший массаж получился. Спасибо!

Отправился шарик дальше.

        Над полями и лесами

       Лечу теперь как птица.

       Я здесь счастливый самый,

       Но встретилась лисица.

Лиса. Какой красивый шарик! Ты один по лесу гуляешь? Иди ко мне поближе (Лиса берётся за верёвочку.)

Шарик. Не обманешь меня, Лисица. Я сказки читал. Всё о тебе знаю. Прощай.

Лисица пытается взять шарик, но он улетает.

ОПЫТ 6. «Реактивный шарик»

Оборудование: воздушный шарик

Описание: надуть воздушный шар и отпустить его, шарик совершает полёт

Объяснение: Чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.

Примечание: фото к данному опыту не представляю, так как это можно показать только на видео. Шарик для этого опыта скрутили и закрепили прищепкой. Лиса убрала прищепку, шарик полетел.
Как ракета быстро

Шарик улетел.

На крыльцо родное

Без сил уже присел.

Баба с дедом радуются, что шарик вернулся. Шарик обещает больше не покидать их.

 

Дед с бабкой проводят конкурсы.

- Кто сможет надуть шарик в бутылке?

ОПЫТ 7. «Шарик в бутылке»

Оборудование: 2 бутылки, 2 воздушных шарика

Описание: засунуть шарик внутрь бутылки и натянуть шарики на горлышко. Надувать шарики. В одной бутылке надуется шарик, в другой нет.

Объяснение: для того, чтобы надуть шар в бутылке нужно место, куда он будет расширяться. Бутылка уже заполнена воздухом, и шарику надуваться некуда. Поэтому надо сделать в бутылке дырку, через которую будет выходить лишний воздух.

Примечание: для этого опыта лучше взять шарик из тонкой резины и бутылку небольшого размера. Шарик надулся большего размера, пока закрывала крышкой, он сдулся.

- Можно ли шарик поместить в банку?

ОПЫТ 8. «Шарик в банке»

Оборудование: стеклянная банка, воздушный шарик, горячая вода

Описание: надуть шарик немного больше горлышка банки. Банку нагреть с помощью горячей воды.

Примечание: опыт требует времени. Слегка проталкивала шарик сама. Когда часть шарика поместилась в банку, выпустила воздух. Чтобы достать шарик, развязала нитку.

Уже после проведения опыта узнала, что можно было налить в шарик воду. В банку положить зажжённую бумажку. Опыт получился бы эффектнее.

Каждый зритель получает воздушный шарик. Предложить оценить занятие, нарисовав фломастером лицо воздушному шарику. Если понравилось, то с улыбкой. Если нет, то с грустным выражением. Далее ребятам была предоставлена возможность принять участие с этим шариком в понравившемся опыте.

*строчки стихов взяты с сайта http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9942

Примечание: в сказке для каждого опыта был подготовлен свой шарик.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за дополнительные идеи для нашего познавательного канала (https://www.youtube.com/channel/UCuYkq5a-JCtG5w3-lxNrg5w?view_as=subscriber). Заходите и к нам за новыми идеями!

18 March 2019