Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей» «Приключения воздушного шарика»
Скочилова Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Сергинская СОШ»
Научный мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей»
Приключения воздушного шарика
В этом учебном году в 1 классе в рамках внеурочной деятельности веду курс по общеинтеллектуальному направлению «Опыты и эксперименты». Данный мастер класс подготовлен после изучения темы «Опыты с воздушными шариками» и предназначен для показа обучающимся 2 класса и детям подготовительной группы детского сада. Герои сказки – ученики 1 класса.
Цель: создание условий для интеллектуального развития и учебно-познавательной активности обучающихся в процессе детского экспериментирования с воздушными шарами.
Задачи:
-
- Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию, воображение.
- Расширить представление детей о физических свойствах воздушного шарика.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Возраст: 6-10 лет
Продолжительность: 40 минут
Ход мастер-класса:
Вед. Жили-были баба с дедом.
Скучно им на старость лет
И вот как-то за обедом,
Бабке говорит наш дед:
Дед. «А давай-ка мы с тобой,
Чтобы было чем заняться,
Купим шарик золотой»
Вед. Бабка «За». Куда деваться.
Шар доставили им на дом.
Но они большой хотели.
Баба «Так надуть его нам надо».
Вед. Дед и принялся за дело.
Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.
Баба. Давай, я тебе помогу.
ОПЫТ 1. «Надуваем шарик»
Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.
Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель!!!). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.
Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины
Стали они жить-поживать
И друг другу помогать.
Однажды бабушка готовила обед, захотела положить приправу. Приправа оказалась с солью, а блюдо она уже посолила. Помогите бабушке отделить соль от приправы.
- Как отделить соль от перца? Ваши предположения.
ОПЫТ 2. «Отдели соль от перца»
Оборудование: приправа с солью, цветной лист бумаги, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.
Описание: насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.
Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.
Примечание: лучше использовать крупную соль. Полностью отделить соль от приправы не удалось. Но дети увидели и услышали как примагничивались частички.
Баба. Очень крепко шарик свой
Я держу рукой.
Не пущу его гулять,
Хоть он и большой!*
Вед. Но поднялся ветер вдруг...
Шарик выхватил из рук.*
Крикнул шарик нам: «Пока»
И умчался в облака.*
Шарик. Над полями и лесами
Летит красивый мячик.
Я здесь счастливый самый,
Но встретился мне зайчик.
Заяц. Шарик, шарик, я тебя лопну. (Вытаскивает из кармана иголку).
- Как вы считаете, ребята, лопнет шарик, если его проткнуть иголкой?
Не растерялся шарик, подставил ему бочок.
ОПЫТ 3. «Игла в шарике»
Оборудование: воздушный шарик, иголка
Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.
Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.
Примечание: шарик надуть средней величины.
Шарик. Не страшна мне игла, ведь многое знаю я.
Отправился шарик дальше.
Над полями и лесами
Я лечу под облаками.
В отдыхе я знаю толк,
Но встретился мне волк.
Волк. Шарик, шарик. Я тебя сейчас лопну.
Шарик. Меня заяц хотел иголкой проткнуть, не получилось. И ты не сможешь.
Волк. Я тебя тогда огнём уничтожу. (Достаёт из кармана спички)
-Как вы думаете, если огонь поднести к шарику, он лопнет?
ОПЫТ 4. «Огнеупорный шарик»
Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой
Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.
Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.
Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.
Шарик. Не боюсь я огня, есть спасение у меня.
Полетел шарик дальше.
Над полями и лесами
Далеко ещё лететь.
Я счастливый самый,
Но встретился медведь.
Медведь. Шарик, шарик! Я тебя лопну.
Шарик. Заяц меня иголкой протыкал, Волк огнем хотел уничтожить. Ничего у них не вышло. И у тебя не получится.
Медведь рассыпал кнопки и хочет положить на них шарик.
-Ребята, сможет Медведь таким образом лопнуть шарик? А если будет давать на шарик?
ОПЫТ 5. «Кнопки»
Оборудование: воздушный шарик, кнопки
Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.
Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.
Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.
Шарик. Хороший массаж получился. Спасибо!
Отправился шарик дальше.
Над полями и лесами
Лечу теперь как птица.
Я здесь счастливый самый,
Но встретилась лисица.
Лиса. Какой красивый шарик! Ты один по лесу гуляешь? Иди ко мне поближе (Лиса берётся за верёвочку.)
Шарик. Не обманешь меня, Лисица. Я сказки читал. Всё о тебе знаю. Прощай.
Лисица пытается взять шарик, но он улетает.
ОПЫТ 6. «Реактивный шарик»
Оборудование: воздушный шарик
Описание: надуть воздушный шар и отпустить его, шарик совершает полёт
Объяснение: Чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.
Примечание: фото к данному опыту не представляю, так как это можно показать только на видео. Шарик для этого опыта скрутили и закрепили прищепкой. Лиса убрала прищепку, шарик полетел.
Как ракета быстро
Шарик улетел.
На крыльцо родное
Без сил уже присел.
Баба с дедом радуются, что шарик вернулся. Шарик обещает больше не покидать их.
Дед с бабкой проводят конкурсы.
- Кто сможет надуть шарик в бутылке?
ОПЫТ 7. «Шарик в бутылке»
Оборудование: 2 бутылки, 2 воздушных шарика
Описание: засунуть шарик внутрь бутылки и натянуть шарики на горлышко. Надувать шарики. В одной бутылке надуется шарик, в другой нет.
Объяснение: для того, чтобы надуть шар в бутылке нужно место, куда он будет расширяться. Бутылка уже заполнена воздухом, и шарику надуваться некуда. Поэтому надо сделать в бутылке дырку, через которую будет выходить лишний воздух.
Примечание: для этого опыта лучше взять шарик из тонкой резины и бутылку небольшого размера. Шарик надулся большего размера, пока закрывала крышкой, он сдулся.
- Можно ли шарик поместить в банку?
ОПЫТ 8. «Шарик в банке»
Оборудование: стеклянная банка, воздушный шарик, горячая вода
Описание: надуть шарик немного больше горлышка банки. Банку нагреть с помощью горячей воды.
Примечание: опыт требует времени. Слегка проталкивала шарик сама. Когда часть шарика поместилась в банку, выпустила воздух. Чтобы достать шарик, развязала нитку.
Уже после проведения опыта узнала, что можно было налить в шарик воду. В банку положить зажжённую бумажку. Опыт получился бы эффектнее.
Каждый зритель получает воздушный шарик. Предложить оценить занятие, нарисовав фломастером лицо воздушному шарику. Если понравилось, то с улыбкой. Если нет, то с грустным выражением. Далее ребятам была предоставлена возможность принять участие с этим шариком в понравившемся опыте.
*строчки стихов взяты с сайта http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9942
Примечание: в сказке для каждого опыта был подготовлен свой шарик.
Anastasia's Labaratory