12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
olga609418
0

Научно - исследовательская работа на тему «Научно-познавательная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Научно - исследовательская работа на тему

«Научно-познавательная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей

В настоящее время, одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности.

Основной целью экологического воспитания - является  становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Актуальность исследования заключается в том что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Кроме того, большое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление с окружающей средой детей через научно-художественную литературу, ведь научно- познавательная литература дает детям необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей

В ходе работы мы изучили исследования Н.С. Волгиной, Л. Балаценко и других и сделали вывод, что экологическое воспитание, по мнению С.Н. Николаевой, это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии.

Проанализировав программу дошкольного образования «Мир открытий», мы выяснили, что основными задачами экологического воспитания старшего дошкольника являются:

1. Понимание ценности природы (природа может существовать без человека, а человек без природной среды – не может).

2. Осознание себя как части природы.

3. Понимание того, что в природе все взаимосвязано.

4. Эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

5. Активной жизненной позиции, любви и бережного отношения к природе и всего живого в ней.

6. Осознание того, что состояние здоровья человека зависит от качества окружающей среды.

7. Осознание необходимости знать правила поведения в природе и соблюдать их.

В ходе работы мы выяснили, что основными методами и формами экологического воспитания являются следующие: методы (наглядные, практические, словесные) и формы (наблюдение, экологическая тропа, игра, предметно- пространственная среда, проектная деятельность).

Так же мы изучили труды В.В. Здир, Т.В. Рыжковой и других и выяснили, что научно-познавательная (или природоведческая) литература состоит из двух разновидностей: научно-художественной и научно-популярной, каждая из которых обладает определенными признаками. Цель научно-познавательной детской книги – «воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки». Хорошая научно-познавательная книга невозможна без четкой нравственной направленности, а усвоение новых знаний всегда связано с воспитанием у детей определенных точек зрения и человеческих качеств. Ознакомление дошкольников с научно-познавательной литературой как нельзя лучше способствует формированию целостной картины мира, помогает рассматривать явления в их последовательности, развивает у дошкольников мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы.

Также нами был изучен педагогический опыт воспитателей дошкольных образовательных организаций: Л.В. Натальиной, Н.А.Васильевой, Н.Е.Яковлевой, М.А. Звягиной. В ходе работы был сделан вывод, что чаще всего в процессе работы с произведениями научно-познавательной литературы как средством развития экологического воспитания детей дошкольного возраста используются беседы, игры-драматизации, инсценировки, выставки, тематические родительские собрания и консультации.

Опыт работы педагогов показывает, что целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие бережного отношения к природе.

Мы изучили образовательную программу дошколь­ного образования «От рождения до школы», по итогам работы с данным источником составили примерный список произведений, которые, на наш взгляд, можно применять в процессе экологического воспитания детей старшего дошколь­ного возраста. Можно привести следующие примеры:

Старшая группа (от 5 до 6 лет): О С. Черный. «Волк»; А.Левин. «Лошадь»;Р. Киплинг. «Слоненок».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): Л. Станчев. «Осенняя гамма», А. Куприн. «Слон»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); Е. Носов. «Как ворона на крыше заблуди­лась»; А. Блок. «На лугу»;И. Суриков. «Зима»;

Таким образом, экологическое воспитание является одним из главных направлений в дошкольном воспитании.

Научно-познавательная литература является одним из главных средством развития экологического воспитания старшего дошкольника, благодаря которой у детей формируется первоначальное представление о природе.

В перспективе развития данной темы возможно изучение одной из разновидностей научно-познавательной литературы (например, научно-популярной) как средства экологического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.














Список литературы


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: УЦ «Перспектива», 2014. – 32 с.

Волгина В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Режим доступа: http://mineco- nn.ru/File/okr_sreda/Ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2012. – N 5. – С. 80-82.

Васильева Н.А. Формирование представление детей о природоведческой литературе [Электронный ресурс] / Н.А.Васильева; EduContest.Net: – Режим доступа: https://educontest.net/ru/2006766 /конспект-чтения-природоведческой-ли/ ( дата обращения: 20.03.2019).

Звягина М.А. Путешествие по книгам Виталия Бианки [Электронный ресурс] / М.А.Звягина; nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiymir/2016/04/02/konspekt-nod-puteshestvie-po-knigam-vitaliya-bianki . (дата обращения: 24.03.2019).

Здир В.В. Функции научно-познавательной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http: // www.solnet . (дата обращения: 15.02.2019).

Киселева Е. В. Особенности экологического воспитания дошкольников старшего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В. Киселева, Т.М. Советова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 560-562.

Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе / М.Д. Маханева. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 171 с.

Натальина Н.В. Конспект занятия «Волшебница Вода» [Электронный ресурс] / Л.В. Натальина. – Режим доступа: [ http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv44.htm ]. (дата обращения 12.03.2019).

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 243 с.

Новиков Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – Москва: Просвещение, 2006; – 123 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – Москва: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, – 2006. – 340 с.

Яковлева Н.Е. Использование художественной природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольника [Электронный ресурс] / Н.Е.Яковлева; Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-hudozhestvennoy-prirodovedcheskoy-literaturi-1259597.html . (дата обращения: 23.03.2019).



4

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.