Метод проектов, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Метод проектов, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Подготовила старший воспитатель
МДОУ «Амвросиевский детский сад №7 «Красная Шапочка»
Курилко Оксана Анатольевна
АННОТАЦИЯ
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. C каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. И начальным звеном в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития детей, является проектная деятельность.
Цель работы: обобщить опыт работы по использованию метода проектов в решении задач экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
Выявить специфику проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Определить проекты экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ.
Провести анализ предметно-пространственной среды ДОУ по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Обосновать эффективность использования метода проектов в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Объект – процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия экологического воспитания в ДОУ
Методы исследования. На разных этапах работы использовался широкий набор методов, а именно: изучение научно-педагогической литературы, анализ понятийно-терминологической базы исследования, практическая реализация проектов экологической направленности с детьми дошкольного возраста, анализ и систематизация полученных результатов, обобщение, формулирование и обоснование выводов.
В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме обновления экологического содержания в педагогической науке, рассмотрено содержание проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Во втором разделе рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников и приведены примеры организации и проведения педагогических проектов экологической направленности в ДОУ с заложенной в них основой взаимодействия педагога с детьми.
В ходе исследования было выявлено, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста 8
1.1 Особенности экологического воспитания детей в условиях ДОУ. 6
1.2 Характеристика проектной деятельности детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10
Раздел 2. Практическая реализация метода проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста …………………………..……....15
2.1 Анализ развивающей предметно-пространственной среды…………..15
2.2 Проекты экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста……….……………………………………………….….19
Проект «Ферма» (младшая группа)……………………………….……20
Проект «Покорми птичек зимой»(средняя группа)………………..….22
Проект «Цветник Феи»( средняя группа )……………………….…….25
Выводы………………………………………………………………………..…33
Список литературы………………………………………………………....…36
Приложение…………………………………………………………..…………38.
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, и требуют переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных и формирование предпосылок экологического сознания.
Согласно ГОС ДО ДНР дошкольное образование направлено на формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности, направлено на поддержку детской инициативы, содействие и сотрудничество и сотворчество детей и взрослых[ 2.п.1.8 ].
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование элементарных экологических представлений;
формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
воспитание умения правильно вести себя в природе;
воспитание любви к природе, желания беречь ее [3, стр. 36].
Содержание раздела «Формирование основ безопасности» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.[3, стр. 23].
Однако, в современном дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) не часто можно встретить использование вариативных форм организации работы по экологическому воспитанию, так как методических рекомендаций по их использованию недостаточно. Таким образом, считаем, что тема исследования «Метод проектов как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» актуальна на современном этапе.
Актуальность определила цель исследования: обобщить опыт работы по использованию метода проектов в решении задач экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
Выявить специфику проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Определить проекты экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ.
Провести анализ предметно-пространственной среды ДОУ по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Обосновать эффективность использования метода проектов в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Объект – процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия экологического воспитания в ДОУ
Методы исследования. На разных этапах работы использовался широкий набор методов, а именно: изучение научно-педагогической литературы, анализ понятийно-терминологической базы исследования, анализ и систематизация полученных результатов, обобщение, формулирование и обоснование выводов.
РАЗДЕЛ 1
Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Особенности экологического воспитания детей в условиях ДОУ.
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников становиться приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Так психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца [10], Н. Н. Поддьякова, С. Н. Николаевой [14, 16] и др. позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание.
Между тем анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.
Это обусловило выбор темы выпускной работы: «Метод проектов как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Необходимость обновления содержания экологического воспитания в педагогической науке рассматривается в работах: Н.Ф.Виноградовой[7], И.Д.Зверева[12], Б.Т.Лихачева[13] и др.
Собственно проектный метод обучения в своих работах рассматривали: Ш.А. Амонашвили [4], В.А. Сухомлинский[21], Д.Б. Эльконин [22], и многие др.
А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни [5].
Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание, как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы [13].
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром.
В системе экологического образования большое значение имеет начальное звено – дошкольное детство. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.
3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.
А главный результат экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
1.2 Характеристика проектной деятельности детей дошкольного возраста
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, усвоение программных задач снижается. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
В европейских языках слово «проект» (от лат. projectus – «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, экспериментальная и т.д.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы об этом знаем?»
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.
Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.
Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Так, для детей дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.
Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, IV этапом работ над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:
низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
РАЗДЕЛ 2.
Практическая реализация метода проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы МДОУ «Амвросиевский детский сад №7»Красная Шапочка» и МДОУ «Степано-Крынский детский сад» Амвросиевского района
2.1 Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда в МДОУ №7 «Красная Шапочка», ориентирована на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности, является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей посещающих наш детский сад.
Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ педагоги и сотрудники ориентировались на то, что она должна создавать условия для:
познавательно-речевого развития ребенка (создание условий для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и не живой природы, усиление интереса к явлениям природы)
формирования нравственных качеств ребенка, экологически грамотного поведения детей.
эколого-эстетического воспитания (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира)
оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьера, игрушек, грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе)
экологизации различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, театрализация и т. п.)
Экологическая среда в группе детского сада включает в себя несколько центров.
«Центр экспериментирования»
- соль, сахар, материалы для изучения свойств воды, красители (изучение свойств воды)
-телефоны, колокольчики, нетрадиционные материалы, увеличительные стёкла,зеркала (мир звуков, свет)
-материалы для детского эксперементирования (пробирки, пипетки различные ёмкости, ватные диски. т. п.)
- материалы для изучения свойств магнита
-образцы глины, песка, камней.
«Центр природы»
Уголок природы в группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками
Комнатные растения постоянные обитатели. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью - это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой - это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдений. Весной – это ящики с рассадой для огорода, букеты весенних первоцветов.
А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, круговорот воды в природе и т. д.
Уголок природы включает в себя и другие элементы, материалы и пособия, например:
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- гербарии, поделки из природного материала;
- дидактические игры («Времена года», «Кто где живёт», мемо- карточки «Чудеса природы», лэпбуки и т. д.);
- аудиозаписи со звуками природы.
«Центр воды и песка»
Созданы все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.
«Территория детского сада»
Территория детского сада представлена различными породами деревьев и кустарников. На территории есть огород, цветник, экологическая тропа.
2.2. Проекты экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
Мы начинали работу с детьми младшей группы с составления информационной карты проекта, в которой указывается:
тип проекта,
участники,
возраст детей,
проблема,
цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),
форма проведения итогового мероприятия,
продукты проекта для всех участников,
ожидаемые результаты.
Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа.
Педагогический проект экологической направленности в младшей группе «Ферма»
1. Подготовительный этап - создание проблемной ситуации.
Пример: Проект «Ферма» - в строительном уголке сооружена постройка “мини - ферма”. Воспитатель вносит набор пластмассовых домашних животных, расставляет их. Спрашивает детей: что это за животные? Что они делают? Что они кушают? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если не было бы домашних животных? После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: все домашние животные несут определенную пользу людям, но за ними нужен особый уход. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, мотивируя детей к организации сюжетной игры “А у нас на ферме”.
2. Основной этап - не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).
Центр искусства (рисование на тему «Домашние животные», понаблюдать и нарисовать домашних животных, раскраски «Бабушкин двор», «Домашние животные», лепка домашних животных из пластилина и др.)
Центр математики (посчитать собак по пути в детский сад и др., обратить внимание как ведут себя домашние животные на улице)
Центр информационный (иллюстрированные задания по теме: «Домашние животные»; книги: «Kот и повар», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Kот, петух и лиса», «Ходит свинка по бору», «Козел», и многие др., рассматривание плакатов, иллюстраций и альбомов, просмотр презентаций.)
Центр строительства (постройка мини – фермы: жилой дом, сараи, заборы, амбары; сделать макеты из подручного материала; пластмассовый набор «домашние животные» расставить на макете).
Центр игры (игра на улице ««Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Ловкие зайчата», игра «Лошадка».)
Центр речи (игры «Узнай животное по звуку», «Зверюшки на дорожке», «Угадай, кого загадали».)
Для развития внимания, памяти детей младшего дошкольного возраста также используем многочисленные дидактические игры.
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.
В «Ферме» итоги подводились в виде сюжетной игры с викториной.
На этом этапе ребёнок является активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.
Трудности этого этапа вызывал разный уровень подготовки детей.
Преодолеть их помогла грамотная подготовка к проекту, которая учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.
И в заключении мы провели анализ проделанной работы.
Презентация, как итог работы над проектом (выставка поделок, рисунков, инсценировка (см. приложение)
Педагогический проект экологической направленности проект «Покоpми птиц зимой».
В средней группе мы реализовали проект «Покоpми птиц зимой».
Название проекта: «Покормите птиц зимой».
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. В нашем случае Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Мониторинг формирования представлений о птицах родного края показал, что у детей не сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта: В холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того ,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни ,о том, чем человек может им помочь, чем их кормить.
Задачи проекта.
Образовательные: Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Донбасс). Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой» Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие: Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь. Pазвивать творческие способности в продуктивной деятельности. Pазвивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе. Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога: Дать детям знания о зимующих птицах Донбасса. Развивать любознательность, «живой» интерес. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат: Повышение уровня знаний детей о окружающем мире, о зимующих птицах. Формирование у детей заботливого отношения к живой природе. Повышение уровня знаний родителей о способах формирования у детей экологической культуры. Изготовление родителями кормушек для птиц. Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах, желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :
Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой ,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая». Аппликация «Синичка». Презентация «Перелётные и зимующие птицы». Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день» Разукрашивание шаблонов снегиря ,синички ,воробья. Изготовление родителями кормушек для птиц.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Oпределили тему проекта.
Сформулировали цели и задачи проекта.
Составить план реализации проекта.
Подобрали наглядный, информационный материал для реализации проекта.
Приготовили материал для продуктивной деятельности.
Основной этап.
Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Проведение занятия по ознакомлению с природой: «Птицы родного края»
Проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром «12 ноября Синичкин день»
Проведение занятия по аппликации, тема: «Синичка»
Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку». Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
Участие в экологической акции «Покормите птичек зимой 2021» Ландшафтно-рекреационного парка «Донецкий кряж» (сертификаты прилагаются)
Завершающий этап.
Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой, ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки) красками: «Птичья столовая»
Проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром : «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
Подведение итогов конкурса кормушек.
Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор детей и их представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе .Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта. Птицы нашего края стали чаще прилетать на участок детского сада.
Педагогический проект экологической направленности «Цветник Феи»
Проект «Цветник Феи». Средняя группа
Природа окружает ребёнка с ранних лет, она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.
Поэтому проект «Цветник Феи» доступен, интересен и близок детям.
В процессе проектной деятельности родители являются активными участниками проекта, педагоги выступают в роли организаторов, которые дают детям простор самостоятельности, приветствует любую их творческую деятельность.
Проект проходит в игровой форме и носит познавательно - экспериментальный характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки, сравнивая отдельные части, отмечая существенные и второстепенные. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.
Одной из важных составляющей проекта стало создание «Цветника Феи» на подоконнике. Сюжетная линия проекта «Цветник Феи» раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, вовлекая их в практическую деятельность. Эта деятельность развивает эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Прививая любовь и интерес к природе, у детей формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития.
Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Паспорт проекта.
Название: Проект экологической направленности «Цветник Феи»
Участники проекта
Воспитанники дошкольного возраста, родители воспитанников старшей группы, воспитатели.
Актуальность
Организация проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о садовых цветах у дошкольников.
В связи с этим перед педагогами стоит задача активизации познавательно - исследовательской деятельности детей. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям любовь и интерес к природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, учитывая их возрастные особенности.
В процессе восприятия природного объекта у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Цель:
Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития познавательно исследовательской деятельности детей.
2. Обобщить и расширить преставления у дошкольников о садовых растениях и их пользе для человека.
3. Формировать у детей представление об объектах и явлениях мира природы с помощью сохранных анализаторов.
4. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
5. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать данные в дневнике - наблюдения.
Методы и приемы используемые в процессе реализации проекта:
Экспериментирование.
Опытно-исследовательская деятельность
Сравнительно–исследовательская деятельность
Словесные, наглядные методы,
Практическое выполнение трудовых поручений.
Новизна и ценность проекта.
Ценность проекта «Цветник Феи» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта
Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста, способствует формированию высокого уровня интегративных качеств.
Срок реализации:
С 01.03.2021г. по 01.05.2021г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Выявление представлений детей о садовых растениях.
Определение целей и задач проекта.
Информационно – методическое обеспечение проекта.
Составление плана мероприятий по реализации проекта
Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Обновление содержания предметно-развивающей среды.
2. Основной:
Познавательная деятельность с детьми по реализации проекта в соответствии с образовательными областями.
Работа с родителями по заданной теме(Сбор семян цветов, приобретение емкостей для посева, грунта)
Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр на тему «Цветы»
Продуктивная деятельность детей по закреплению представлений о садовых растениях.
Мероприятия по реализации проекта
Оснащение дидактическими настольно-печатными играми, плакатами, таблицами, картотеками, атрибутами сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Подготовка семян цветов (ипомея, вьюнок, бархатцы)
Чтение художественной и познавательной литературы:
Экологическая сказка Воротникова Л.Ф. «Как человек приручил растения»
Скребцова Л.В. «Душистые ароматы» «Царица ночи» «Чудесный домашний садик»
Рубцова Т. «Сказка о маргаритках»
Легенда о трехцветной фиалке.
Легенда о ландыше
Легенда о лилии.
Легенда о маргаритках.
Стихи, загадки, пословицы о комнатных цветах.
Беседы:
«Цветы на участке детского сада»
«Как растут растения?»
«Мы знатоки садовых растений»
«Из чего можно вырастить растение»
«Что необходимо для роста растений»
Создание и обсуждение проблемных ситуаций:
«Рассаду цветов ипомеи поливали каждый день»
« Не поливали рассаду цветов бархатцев»
Занятия по развитию речи:
«Беседа о садовых растениях»
«Поливка садовых растений»
«Правила ухода за садовыми растениями»
Опытно – экспериментальная деятельность:
Вода в жизни растения
Дышит ли растение?
Влияние музыки на рост растения.
Растение меняет цвет
Свет в жизни растений
Социально коммуникативное развитие:
сюжетно – ролевые игры: «Цветочный магазин», «Цветовод», «День рождения», «Семья»
Дидактические игры:
«Растения (деревья, кусты, цветы)»
«Подбери семена к растению»
«Угадай растение по описанию»
«Собери цветок из частей»
«Собери букет садовых растений»
«Продайте, то, что опишу»
«Подбери контур к цветку»
«Что сначала, что потом?»
«Найди растение по названию»
«Чего не стало?»
«Цветочный магазин»
Продуктивная деятельность:
Высевание семян цветов в контейнеры
Пересадка садовых цветов в индивидуальные стаканчики «домики»
Уход за садовыми растениями.
Ведение индивидуальных дневников наблюдения за ростом и развитием садовых растений
Рисование, лепка:
«Цветы на участке детского сада»
«Роза», «Фиалка»
Моделирование из бумаги «Тюльпан»»
Конструирование «Выкладывание цветов из мозаики»
Аппликация «Красивый цветок»
Работа с родителями:
Собрание тема: «Цветы на участках»
Беседа за круглым столом «Сбережем родную природу»
Выпуск информационных листков.
3. Обобщающий:
Фотовыставка «Мы – цветоводы»
Выставка поделок из бросового материала «Цветы вокруг нас»
Презентация мини – энциклопедии «Путеводитель садовых растений» на родительском собрании ДОУ.
Акция «Украсим участки детского сада цветами»
Презентация проекта на педсовете ДОУ
Результаты реализации проекта
Систематизация знаний детей о садовых цветах.
Стремление удовлетворить потребности наблюдаемых живых объектов, самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей
Развитие коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Высаживание на клумбы детского сада рассады однолетних цветов (ипомея, бархатцы, вьюнок)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. И начальным звеном в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в ДОУ, необходимо использовать, метод проектов – это, достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Так как, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Список литературы
Закон ДНР «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 05.10.2020г
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР 2018г
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. – 1997. - № 6. – С.31-36.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: «Просвещение , 1993 г.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и мл. школьного возраста (концепция и методические подходы). - М., 1996
Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2015. 200 с.
Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. 288 с.
Запорожец, А.В. Мышление и деятельность ребенка / А.В. Запорожец. – Москва-Воронеж // Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000.
Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. -М., 1986.
Зверев А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс, 2015. - 782 c.
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993., № 2- с. 19-21
Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. И ст. групп дет. Сада.: кн. Для воспитателей дет. Сада. Николаева С.Н., -М.: Просвещение, 2004 г. – с. 208
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. – с. 48-49, 85-87
Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание № 12, 1994 г.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – с. 208.
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. Балаценко Л., 2002 г. № 5, с. 80-82
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников». – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.
Соломенкова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2011
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» - Киев: 2013 г.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. 197с.
Приложение 1
Подвижные игры на тему: «Домашние животные».
«Наседка и цыплята». Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне зала (площадки) огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см от уровня пола) – это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко». Они подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!» - цыплята бегут домой. Игра повторяется.
«Найдем цыпленка». Воспитатель заранее прячет игрушку-цыпленка, так чтобы дети не видели. Все ходят по залу (площадке) и стараются найти цыпленка.
«Конь». Дети передвигаются по кругу (можно произвольно с одной стороны на другую) поскоком – как лошадки. По мере продвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:
Гоп – гоп – гоп!
Ты скачи, скачи в галоп!
Все в галоп, все в галоп!
Гоп – гоп – гоп!
После паузы задание повторяется.
«Воробышки и кошка». Дети изображают воробышек, они располагаются на крыше (сидят на скамейке). В стороне сидит кошка, роль кошки исполняет ребенок. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Дети бегают по всему залу врассыпную, машут поднятыми руками-крыльями. Кошка просыпается, произносит: «Мяу-мяу!» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки и занять свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом (дети пропускают одну игру) Игра повторяется 3-4 раза.
«Лошадки». Ходьба, перешагивая через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка. Два кубика или брусок той же высоты сдвинуты близко друг к другу. Дети держат руки на поясе и идут, выоко поднимая колени – как лошадки, спину и голову держат прямо.
«Кролики». По одну сторону зала (площадки) ставят дуги (4-5 шт.). На противоположной стороне – стул – дом сторожа. Роль сторожа выполняет воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети становятся в кружки (4-5 человек). «Кролики сидят в клетках», - воспитатель говорит, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают под дугой, бегают, прыгают. «Бегите в клетки», - говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая под дугу. Игра повторяется.
«Лохматый пес». Один из детей изображает пса. Он располагается в центре зала (площадки) – ложится на пол и кладет голову на вытянутые вперед руки. Остальные играющие тихонько приближаются к нему по мере произнесения текста воспитателем:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, поизносят его кличку (Шарик), хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг пес поднимается и громко лает. Дети разбегаются, ) с изображениями животных: а пес гонится за ними, стараясь кого-нибудь поймать (осалить). Когда все дети убегут и спрячутся в свой дом (за обозначенную линию), пес возвращается на свое место. Игра повторяется.
Дидактические игры на тему: «Домашние животные»
«Зверюшки на дорожках»
Задачи: учить детей пользоваться заместителями –уметь соотносить картинки с определенными значками. Формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.
Материал: набор картинок (размер 4х4 см) с изображениями животных: петух, собака, цыпленок, кошка, лошадь. По 50 изображений каждого животного. 10 полосок бумаги с различными значками (треугольник, квадрат, круг, овал, «плюс»). На каждой полоске по 6 значков. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чертой. Разные значки (от двух до пяти) повторяются в разных сочетаниях. 5 полосок – образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значков) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.
Руководство: Педагог показывает играющим материал: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками.
Картинки кладутся в центр стола, за которым рассаживаются дети для игры. Полоска-образец ставится ребром, чтобы дети все ее хорошо видели. Ребята получают полоски со значками.
Воспитатель говорит, что нужно все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, предлагает всем смотреть на общую полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (например, петушком надо закрыть треугольник, а собачкой – квадрат, и так до конца полоски). Затем предлагается задание: «Накройте свои значки нужными картинками» или «Посадите на дорожки зверюшек». После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении тгры ребята меняются дорожками или получают новые.
Примечание: Вместо одноцветных значков можно использовать кружки разного цвета. Тогда надо иметь новые наборы материала.
«Загадки и отгадки».
Задачи: Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.
Материал: 12 пустых карточек (8х10 см); 12 карточек (5х10 см) с загадками; 4 таблицы (16х20 см), на каждой из которых нарисованы по 3 разных картинки-отгадки.
Загадки:
Идет, бредет, бородой трясет, травки просит: «Ме-е-ее». (Козел)
На заборе сидит, «ку-ка-ре-ку» кричит. (Петух)
Мычит: «Му-у». Кто это? – Не пойму. (Корова) и др. загадки.
Руководство. Детям раздаются таблички с картинками. Взрослый берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и «структуру» имеющейся отгадки – картинки. Анализ одного и того же предмета или явления двумя встречными способами очень полезен детям, так как способствует умственному развитию.
Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки и карточка с загадкой снова кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.
Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.
Примечание. Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о хорошо известных им предметах.
«Найди такого же».
Игра на развитие внимания.
Предложите малышам выбрать из 4-6 животных точно таких же (по цвету, по величине, по рисунку), как у вас в руках. Чтобы ребятам было интереснее играть, можно загадывать с ними животных по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыши обязательно заметят. Порадуйтесь вместе их догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количеством рисунков, различия которых не так заметны.
«Угадай, кого загадали».
Эта игра поможет детям лучше ориентироваться в пространстве.
В ней вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки (домашние животные). Например, петушок, собака, кошка. Важно, чтобы они были достаточно крупные, и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что задумали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева.
«Чудесный мешочек».
В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления.
Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов – игрушек (домашних животных). Положите один набор в мешочек (из плотной ткани), затянутый резинкой. Задача играющего – на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями – будьте по очереди то играющим, то ведущим.
Другой вариант игры – второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант – ведущий просто называет предмет, который нужно найти: «Найди корову», «Найди кошку» и т.п.
«Угадай животное по звуку».
Задачи: рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с животным.
Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разными животными, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.
Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.
Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звездочку, цветной билетик и др. тот кто соберет больше всех значков, тот и выиграл.
Оборудование игры. Магнитофон с записью звуков издаваемых домашними животными. Поднос со значками – для тех, кто правильно узнает животного по звуку.
Руководство. Воспитатель объясняет детям для чего нужно нам глаза и уши. Затем говорит, что все животные издают разные звуки. Их мы и будем узнавать по звукам. Дает установку, чтобы было тихо и включает звукозапись с одним из животных. Кто угадывает животное, тот может положить один значок перед собой. Это будет означать, что он выиграл. У кого будет больше кружочков, тот станет победителем.
Примечание. Дети сразу могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ.
«Четвертый лишний».
Это игра на развитие логического мышления.
Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: лошадь, кошка, собака и волк, и т.п. не удивляйтесь, если ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадывается что нужно убрать. Подскажите ему правильный ответ: «собака, кошка, лошадь – это домашние животные, а волк – дикое животное, поэтому его и надо убрать». Если ребенку сложно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Фото поделок созданных в ходе реализации проекта «Ферма»
Сертификаты за участие в экологическом конкурсе, кормушки на участке.
Коллективная работа «Птички. Снегири, синички»
Синичка. Работа с нитками.
Кормушки на участках
Цветник Феи