12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

НАВОДНЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ (7 класс)

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – интегрированный (с географией).

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать представление о наводнении как об опасном гидрологическом явлении;

рассмотреть классификации наводнений по причинам возникновения и по масштабам распространения;

познакомиться с основными характеристиками наводнения.

Развивающие:

формирование интеллектуальных умений на основе сравнения, обобщения и анализа основных типов наводнения;

развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником, ведения тетради, составления схем;

развитие коммуникативных навыков, памяти, внимания и наблюдательности.

Воспитательные:

формирование толерантного отношения друг к другу, умения принимать мнение другого человека;

формирование культуры безопасного поведения и мышления.

Оборудование: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» (М.П. Фролов), мультимедиа.

Литература:

ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2001. – 158 с.

Разработка урока по теме «Наводнения и причины их возникновения» учителя ОБЖ Федоровой А.П.

Большая вода: топ 5 наводнений 21 века - URL: http://c- in.ru/smi/76900-bolshaya-voda-top-5-navodnenij-xxi-veka.html (дата посещения 22.04.2018)

Ход урока

Структура и содержание урока

Методы/приемы

Наглядность

Время (мин)

I

Вводная часть:

А) организация класса;

Б) постановка задач;

В) связь с предыдущим материалом

Рассказ учителя

-

2

II

Проверка домашнего задания по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера, их источники. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Вопросы:

Что такое чрезвычайная ситуация (ЧС)?

Что представляют собой ЧС природного характера?

Что является источником природных ЧС? Приведите примеры.

Может ли природное явление не приводить к ЧС? Ответ обоснуйте.

На какие группы можно разделить все ЧС природного характера? Какое основание послужило для их выделения?

Какая структура занимается ликвидацией ЧС? Каковы ее основные задачи?

Какие ЧС природного характера характерны для вашей местности? Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос

-

10-15

III

Изучение нового материала

Понятие наводнения

Наводнение – это затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море.


Крупнейшие наводнения XXI века


Классификация наводнений по причине возникновения

Половодье – периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках.

Паводок – интенсивный периодический и кратковременный подъем уровня воды в реке. Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах реки.

Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях излучинах реки.

Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.

Наводнение при прорывах плотин - интенсивный и значительный подъем уровня воды, вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды.


Классификация наводнений по масштабу проявления: низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические.


Типы рек по условиям формирования стока (по условиям возникновения наводнения):

А) реки с максимальным стоком от таяния снега на равнинах;

Б) реки с максимальным стоком от таяния горных снегов и ледников;

В) реки с максимальным стоком, обусловленные выпадением интенсивных осадков в виде дождей;

Г) реки с максимальным стоками, образующимися от совместного влияния снеготаяния и осадков.

Вопросы к проблемной беседе:

Какой водный объект чаще всего является источником наводнений? Ответ обоснуйте.

Каковы основные источники наводнения для равнинных рек?

Каковы основные источники наводнения для горных рек?

Каковы источники наводнения для рек Восточной Сибири и Дальнего Востока?

Какие еще бывают источники наводнений?


Основные характеристики наводнения:

максимальный уровень подъема воды, площадь затопления, продолжительность затопления, скорость подъема уровня воды.


Рассказ учителя с элементами беседы; запись определения в тетрадь


Рассказ учителя

Работа с учебником, работа в группах,

составление схемы, обсуждение, объяснение учителя















Рассказ учителя,

объяснение



Проблемная беседа,

работа со слайдами,

обобщение
























Рассказ учителя с элементами беседы


Слайды 1-3





Слайды 4-7


Слайды 8-14



















Слайд 15




Слайды 16-18


























Слайд 19

20

IV

Закрепление материала

Вопросы:

Что такое наводнение и каковы причины его возникновения?

В чем сходства и различия паводка и половодья?

В чем принципиальное отличие затора от зажора?

Что представляет собой ветровой нагон?

Где чаще всего происходят наводнения, порождаемые ветровым нагоном и прорывом плотины?

Как называется класс наводнения, который происходит раз в 60 лет? Охарактеризуйте его.

Как называется класс наводнения, который приносит незначительный ущерб? Охарактеризуйте его.

К какому типу относятся реки Западной Сибири? Почему?

Какой основной критерий наводнения?

Фронтальная беседа


-

7

V

Заключительная часть:

А) подведение итогов урока;

Б) домашнее задание:

1) прочитать § 2 (стр. 12-18), устно ответить на 1 вопрос (стр. 25);

2) выучить определения - наводнение, половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин;

3) написать синквейн по одному из типов наводнений (половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон).


Рассказ учителя

Инструктаж

Слайд 20

2



Конспект урока

I. Вводная часть

Здравствуйте, рада вас всех видеть, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Дежурные, скажите кого сегодня нет в классе (обучающие называют отсутствующих). Хорошо, давайте начнем урок. Настраиваемся на положительный лад и готовимся продуктивно работать на уроке. Сегодня у нас сложная тема, но если мы вместе постараемся, то сможем легко ее освоить.

На прошлом занятии мы проходили тему «Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера, их источники. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Сегодня мы с вами начнем рассматривать один из блоков ЧС, а именно ЧС гидрологического характера. Но об этом чуть позже. Для начала проверим, как вы усвоили материал по предыдущей теме.

II. Проверка домашнего задания

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое ЧС? (Ответ 1-го обучающегося: ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения). Правильно, молодец! Следующий вопрос. Что представляет собой ЧС природного характера? (Ответ 2-го обучающегося: ЧС природного характера – неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения). Совершенно верно! А теперь, назовите источник ЧС природного характера и приведите примеры. (Ответ 3-го обучающегося: опасное природное явление или процесс; примеры – вулканизм, смерч, оползень, ураган, гроза и т.д.). Молодец, это правильный ответ! А может ли природное явление не приводить к ЧС? (Ответ 4-го обучающегося: природное явление может не приводить к ЧС, так как ЧС складывается тогда, когда возникает угроза человеку и окружающей его природной среде). Да, действительно это так! Продолжим. На какие группы можно разделить все ЧС природного характера? Что послужило основанием для их выделения? (Ответ 5-го обучающегося: все природные явления можно разделит на 6 групп - геофизические, геологические, метеорологические, морские гидрологические, гидрологические, природные пожар; основание для выделения – механизм их происхождения). Правильно, молодец! Следующий вопрос. Какая структура занимается ликвидацией ЧС? Каковы ее основные задачи? (Ответ 6 обучающегося: ликвидацией ЧС занимается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее основные задачи: сбор, обработка и выдача информация в области защиты населения; подготовка населения к действиям в условиях ЧС; ликвидация ЧС; создание финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС). Совершенно точно, умница! И последний вопрос, к которому вы должны были подготовиться дома. Какие ЧС характерны для вашей местности? (Обучающиеся рассказывают о ЧС, приуроченных к их местности). Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал прошлого урока и правильно отвечали на все вопросы. За проверку домашнего здания я ставлю всем «5».

III. Изучение нового материала

1. Понятие наводнения.

Теперь перейдем к изучению новой темы. Сегодня мы с вами познакомимся с природным явлением, наиболее характерным для города Санкт-Петербурга. Чтобы не мучиться в догадках, давайте разгадаем ребусы, которые помогут нам определить тему урока. Посмотрите на слайд. Какие слова здесь зашифрованы? (Обучающиеся разгадывают ребусы). Правильно, это река, потоп и паводок! Давайте подумаем, какое общее понятие объединяет эти слова? (Обучающиеся высказывают предположения). Это наводнение.

Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Наводнения: понятия и классификация». А что представляет собой наводнение? (Обучающиеся описывают признаки наводнения). Теперь посмотрите на слайд и запишите определение наводнения (Обучающиеся записывают в тетрадь определение).

2. Крупнейшие наводнения XXI века.

Около 40 процентов всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Почти ¾ суши Земли находится в районах, где существует опасность затопления.

Крупнейшее наводнение XXI века произошло на территории Таиланда. Началось оно летом 2011 года, и успокоилась только в январе 2012 года. Проливные дожди заливали страну шесть месяцев, под воду уходили целые провинции. В результате погибли более 600 человек.

Обратите внимание на слайд. В этом же году произошло крупное наводнение на севере Австралии. Оно было вызвано тропическим циклоном, затопило территорию, по площади равную Франции и Германии вместе взятым. Тогда пострадали более 200 тысяч человек.

Крупнейшее наводнение в Европе произошло в августе 2002 года. От дождей, которые не прекращались неделю, больше всех пострадала Чехия. Главная река страны Влтава вышла из берегов, затопила дороги, дома и едва не уничтожила одну из достопримечательностей столицы – Карлов мост. Сильнее всего пострадал местный зоопарк, в котором погибло более 100 животных.

А самое мощное и разрушительное наводнение на нашей планете произошло в 1931 году в Китае. Тогда уровень воды в реках Янцзы и Хуанхэ поднялся на 16 метров! Это практически высота девятиэтажного дома! Порядка 4 миллионов человек погибли.

А о каких наводнениях, произошедших на территории нашей страны, знаете вы? (Обучающиеся вспоминают и рассказывают о случившихся наводнениях).

3. Классификация наводнений по причине возникновения

Каковы же причины возникновения наводнений? Давайте посмотрим на слайд и разберем классификацию наводнений по причине возникновения. Согласно этой классификации выделяют 6 типов наводнений: паводок, зажор, ветровой нагон, половодье, затор, наводнения при прорывах плотин. Как вы думаете, если ли на данном слайде, виды наводнений похожие между собой? (Обучающиеся высказывают предположения). Да, схожи между собой затор и зажор, паводок и половодье. Рассмотрим, в чем черты сходства и различия между данными явлениями. Давайте поделимся на 2 группы и поработаем с параграфом учебника. Первая группа будет сравнивать паводок и половодье, а вторая – затор и зажор. Оставшиеся два типа наводнений – ветровой нагон и наводнения при прорыве плотин также рассматриваются в двух группах. После мы составим схему основных типов наводнений в тетради. (Обучающимся дается 3-5 минут на прочтение текста параграфа).

(Примечание: при заполнении схемы делается акцент на межпредметных связях географии и ОБЖ).

Примерная схема основных типов наводнений

t1603517987aa.gif

4. Классификация наводнений по масштабу проявления

Наводнения можно классифицировать не только по причинам, но и по масштабу распространения и повторяемости. Посмотрите на слайд. Согласно данной классификации наводнения можно разделит на 4 группы – низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие наводнения случаются раз в 5-10 лет. Они охватывают небольшие территории и затопляют менее 10% сельскохозяйственных угодий. Наносят незначительный ущерб и почти не нарушают ритма жизни населения.

Высокие наводнения охватывают большие земельные участки речных долин, затопляя 10-15%

сельскохозяйственных угодий. Они случаются раз в 20-25 лет. Такие наводнения приносят ощутимый материальный ущерб и приводят к частичной эвакуации людей и животных.

Выдающиеся наводнения случаются гораздо реже – раз в 50-100 лет. Они охватывают целые речные бассейны, затопляя 50-70% сельскохозяйственных угодий. Наносят большой материальный ущерб, парализуя хозяйственную деятельность. Выдающиеся наводнения приводят к массовой эвакуации людей, животных и материальных ценностей.

Катастрофические наводнения самые редкие. Они могут быть раз в 100-200 лет. Такое наводнение как раз произошло в Китае в 1931 году. Данные наводнения охватывают территории нескольких речных систем, затопляя свыше 70% сельскохозяйственных угодий. Наносят колоссальный материальный ущерб, полностью парализуют хозяйственную деятельность человека, приводя к гибели людей.

5. Типы рек по условиям формирования стока

Давайте подумаем, какой водный объект чаще всего является источником наводнений? (Обучающиеся высказывают предположения). Совершенно верно, это река. Так как реки являются основным водным объектом на суше.

Подъем воды в реках зависит от условий формирования стока. Давайте вспомним из курса географии, что такое сток. (Ответ обучающихся - перемещение воды в виде потока по речному руслу). Правильно!

По условиям формирования стока и по условиям возникновения наводнений, реки можно поделить на 4 типа. Рассмотрим эти типы рек на примере территории России.

Давайте посмотрим на физическую карту России, представленную на слайде. Какие две крупнейшие формы рельефа существуют? (Ответ – горы и равнины). Да, это горы и равнины. На территории России выделяют две крупные равнины – Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую. Как вы считаете, какой основной источник наводнения для данных рек? (Обучающиеся излагают свои варианты. Ответ – таяние снежного покрова весной). Для рек европейской части России и западной Сибири основным источником наводнений будет весеннее снеготаяние, поэтому данные реки получили название - реки с максимальным стоком от таяния снега на равнинах.

Другой формой рельефа являются горы. Снова обратимся к физической карте России, а именно к территории Закавказья и Северного Кавказа, где протекают горные реки. Каковы же здесь основные источники наводнений? (Обучающиеся излагают свои варианты. Ответ – ледники и снега). Интенсивное таяние ледников и снегов, расположенных высоко в горах, может наблюдаться здесь несколько раз в год. Это реки с максимальным стоком от таяния горных снегов и ледников.

Теперь рассмотрим реки в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вспомним из курса географии, что может привести к наводнениям на этой территории? С каким ветром это связано? (Обучающиеся излагают свои варианты. Ответ – дожди, приносимые муссонами со стороны океана). Для рек данного типа характерно наличие нескольких пиков стока воды в течении года, преимущественно из-за муссонных дождей. Это реки с максимальным стоком, обусловленные выпадением интенсивных осадков в виде дождей.

Снова вернемся к территории Кавказа и подумаем, какие еще бывают источники наводнений. (Обучающиеся излагают свои варианты. Ответ – грунтовое питание). Режимы рек Кавказа характеризуются весенним половодьем от таяния снегов, грунтового питания и осенними осадками. Тип получил название – реки с максимальным стоком, образующимся от совместного влияния снеготаяния и осадков.

На этом мы заканчиваем рассмотрение основных классификаций наводнения.

6. Основные характеристики наводнения

Последний вопрос сегодняшнего урока - основные характеристики наводнения. Скажите, пожалуйста, как можно измерить такое явление как наводнение? (Обучающиеся излагают свои варианты). Давайте запомним! Основным критерием наводнения является максимальный уровень подъема воды за время его действия. Кроме этого используют и другие характеристики.

Площадь затопления - местность, покрытая водой.

Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.

Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды за определенное время.

IV. Закрепление материала

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с таким опасным гидрологическим явлением как наводнение. Рассмотрели основные классификации наводнений и выявили его основные характеристики. Вспомним еще раз основные моменты сегодняшнего урока. (Беседа по вопросам – см. ход урока).

V. Заключительная часть

Молодцы! Вы сегодня отлично поработали, были активными и внимательными. За работу на уроке ставлю всем присутствующим «5».

Запишем домашнее задание на следующий урок (см. ход урока).

На этом наш урок завершён. Всем спасибо, все свободны!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.