Урок биологии в 6 классе на тему «Классификация листьев»
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздельный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато сложная; жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое; гетерофилия.
Рассказ учителя с элементами беседы
Лист — один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья растений! А как они отличаются по размерам! Например, лист водной ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, а лист виктории амазонской — до 1 м. Листья некоторых тропических пальм достигают 20—22 м в длину.
По каким признакам мы определяем то или иное растение?
(Ответы учащихся.)
Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.
Практическая работа
Найдите изображение растения и литературных справочнике и зарисуйте в соответствующей графе таблицы
Формы простых листьев с цельной листовой пластинкой
Название |
Примеры растений |
Изображение формы листа |
Округлый |
Манжетка, осина |
|
Яйцевидный |
Мята перечная, бук, крапива двудомная |
|
Обратнояйце видный |
Ольха клейкая, волчник, дуб |
|
Овальный (эллиптический) |
Черемуха, фикус, вишня, жимолость |
|
Копьевидный |
Щавель, лебеда копьелистная |
|
Стреловидный |
Вьюнок полевой, стрелолист |
|
Сердцевидный |
Липа, частуха подорожниковая |
|
Продолговатый |
Настоящий каштан, лавровишня |
|
Ланцетный |
Ива ломкая, лох серебристый, подорожник ланцетолистный, чина луговая |
|
Лопатчатый |
Мыльнянка клейкая (прикорневые листья) |
|
Почковидный |
Копытень европейский, печеночница, камнеломка точечная |
|
Ромбический |
Марь, береза бородавчатая |
|
Линейный |
Тис, злаки, осоки, кукуруза |
|
Игольчатый |
Ель, сосна, лиственница |
Формы простых листьев с расчлененной листовой пластинкой
Название |
Примеры растений |
Изображение формы листа |
Тройчатолопастный |
Смородина, хмель, плющ |
|
Тройчатораздельный |
Сныть (молодые листья) |
|
Тройчаторассеченный |
Воронец колосистый |
|
Пальчато-лопастный |
Клен, платан |
|
Пальчато-раздельный |
Хмель, герань |
|
Пальчато-рассеченный |
Купальница европейская, морозник кавказский |
|
Перисто-лопастный |
Дуб |
|
Перисто-раздельный |
Одуванчик, цикорий |
|
Перисто-рассеченный |
Лапчатка многонадрезанная, тысячелистник, полынь |
Формы сложных листьев
Название |
Примеры растений |
Изображение формы листа |
Тройчатосложный |
Земляника, клевер, люцерна, соя, ежевика, ракитник, аквилегия (водосбор) |
|
Пальчато-сложный |
Каштан конский, люпин, конопля |
|
Парноперистосложный |
Арахис, желтая акация, кара- гана |
|
Непарноперистосложный |
Рябина, вика, шиповник, роза |
|
Дваждыперистосложный |
Гледичия, щитовник мужской |
|
Триждыперистосложный |
Папоротник кочедыжник женский |
|
Прерывистопери-стосложный |
Картофель |
|
Лировидный |
Гравилат |
Формы края листа
Название |
Примеры растений |
Изображение формы листа |
Цельнокрайный |
Подорожник, сирень, крушина |
|
Пильчатый |
Крапива, липа, вяз |
|
Двоякопильчатый |
Мать-и-мачеха |
|
Зубчатый |
Манжетка, лещина, сабельник, крапива |
|
Городчатый |
Живучка ползучая, береза карликовая, калужница |
Жилкование листьев
Тип жилкования |
Примеры растений |
Изображение |
|||
Параллельное |
Злаки, осоки |
||||
Дуговое |
Ландыш, тюльпан, лилия |
||||
Дихотомическое |
Гинкго билоба |
||||
Сетчатое |
Пальчатое |
Клен, платан, хмель |
|||
Перистое |
Ива, осина, липа, береза |
Простые и сложные листья
Биология. Строение листа.avi
Лист (6 класс) - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций