Технологическая карта урока информатики «Назначение и устройство компьютера» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 25 December 2015

Технологическая карта урока

Закревская Евгения Ивановна, учитель информатики

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс 7 А

 

УМК «Информатика и ИКТ» для основой школы: 7 – 9 классы (ФГОС), автор Семакин И. Г. и др., 2013 г.

Тема

Назначение и устройство компьютера.

Цель

Знакомство с назначением и устройствами компьютера, принципами организации внутренней и внешней памяти

Тип урока

урок изучения нового материала;

Задачи:

Образовательные: систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера;

Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

правила техники безопасности и при работе на компьютере;

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

типы и назначение устройств ввода/вывода;

Уметь:

включать и выключать компьютер

умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Основные понятия

Персональный компьютер, устройства ввода, устройства вывода, процессор, долговременная и оперативная память, адресуемость, дискретность, данные, жесткий диск.

Средства обучения

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, маркерная доска; ПК учащихся.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013

Презентация по адресу: http://prezi.com/1nznctodjihr/utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0share

Дополнительные: материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75346/

Формы обучения

Фронтальная, групповая

Технологии

информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская

 

Описание этапов урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД( универсальные учебные действия)

1 Организационный момент (1-2 минуты)

приветствие;

проверка явки учащихся;

проверка готовности учащихся к уроку ;

настрой учащихся на работу.

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2 Актуализация знаний (2-3 минуты)

Основной вопрос: Что помогает нам в учебе и отдыхе?

Вспомогательный вопрос:

Мы изучали этот объект на уроках в 5 классе?

Возможно, вначале дети растеряются. Начнут давать ответы не связанные с информатикой. Но скорее всего они ответят, что компьютер. Добавят, что планшет и смартфон.

Личностные:

умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу;

умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Изучение нового материала (20 — 22 минуты)

Демонстрация презентации*.

Слайд: Компьютер.

Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер? С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

По принципам устройства компьютер — это модель человека, работающего с информацией.

По своему назначению компьютер — универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

Вопрос: Какие у компьютера были прабабушки и прадедушки.

Вопрос: Какие современные компьютеры вы знаете.

Следующий слайд.

Вопрос: Чем похожи компьютер и человек. Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информацией может делать компьютер Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями. Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

Вопрос: чем отличается компьютер от человека? Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе

Следующий слайд.

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы

Следующий слайд.

Программы

Следующий слайд.

Данные

Следующий слайд.

Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Вопрос: Что нужно человеку, чтоб сохранить информацию?

Где находиться мозг у человека? Какая это память? Где находиться дневник? Какая это память?

Как оперативней (быстрее) найти информацию о прошлом уроке?

Где мы можем много и надолго сохранить информацию?

Следующий слайд.

Также и у компьютера. Есть два вида памяти внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная).

Следующий слайд.

Внутренняя память.

Следующий слайд.

Дискретность

Следующий слайд.

Адресуемость

Следующий слайд.

Внешняя память компьютера

Перечислите различные магнитные носители.

Почему жесткий диск относиться к внешней памяти, а находиться внутри системного блока?

Вопрос: Какую функцию выполняет системный блог?

Что из того что вы сегодня узнали храниться в системном блоке?

Что присоединяется снаружи?

Учащиеся записывают конспект с экрана.

Отвечают: Счеты, арифмометры.

Отвечают: Ноутбуки, нетбуки, планшеты, айфоны, айпады, смартфоны и даже могут что-то придумать еще.

Учащиеся вступаю в дискуссию с учителем и одноклассниками для решения проблемы. У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.

Конспектируют информацию с экрана.

Дают свои варианты ответов.

Конспектируют с экрана.

Изображают в тетради схему: «Схема ЭВМ фон Неймана» с экрана.

Ответы учеников: Мозг, тетрадь, флешкарта, Фотоаппарат и т. п.

Мозг — внутри человека — внутренняя память. Дневник — вне человека — внешняя.

Вспомнить.

В тетради, дневнике и т. п.

Конспект с экрана.

Конспект с экрана.

Конспект с экрана.

Конспект с экрана.

Конспект с экрана.

Ответ: Его можно вынуть и переставить в другой компьютер. А сейчас есть переносные ж/д.

Ответ: Роль чемодана, ящика, контейнера или т. п.

Микросхемы памяти, процессор и жесткий диск.

Устройства ввода и вывода.

Познавательные:

вычитывание необходимой информации;

построение логических рассуждений;

использование информации для достижения цели;

анализ и синтез.

Личностные:

создание эффективного взаимодействия в команде.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные:

планирование последовательных действий и получение результата

4. Практическая работа (8 -10 минут

Повторяем правила ТБ при работе с ПК (при работе с электроприборами).

Класс делиться на команды по 3-4 человека.

Задача: Отсоединить все имеющие устройства ввода и вывода от системному блоку, а затем присоединить обратно.

Кто быстро и без ошибок выполнит работу получают за урок оценку «5».

-выполняют практическую работу;

- по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю;

- в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок;

- если задача решена верно, а другие команды еще работают, ждут результата на рабочих местах.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях.

Коммуникативные взаимодействовать в группе;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений;

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

5. Итоги урока (3 - 4 минуты)

вопросы:

Что вы узнали нового на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Молодцы! Все справились с заданием!

Просмотр конспектов в тетради.

Ответы учеников.

Личностные:

самоосознание, рефлексия.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи.

Регулятивные:

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные:

уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде.

6. Домашнее задание

На дом выдается домашнее задание:

Параграф 5 и 6, вопросы после параграфа.

Ознакомиться с материалами ЦОР предлагаемые авторами учебника.

- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания.

Личностные :

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Демонстрация презентации*. Нелинейная презентация создана на сайте https://prezi.com/. Демонстрация происходит по слайдам (при нажатии стрелки внизу экрана) или по желанию учителя в произвольном порядке.

Источники:

Издательство Бином. Методическая служба. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

Открытый класс http://www.openclass.ru/node/305985

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

Веб-сервис https://prezi.com/.

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/

Учительский портал http://www.uchportal.ru/

Завуч.инфо www.zavuch.info/
Сеть творческих учителей it-n.ru/
Бесплатные разработки уроков и др. http://www.uroki.net./
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/
Портал для учителей «В помощь современному учителю». http://k-yroky.ru/
Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации