Технологическая карта урока информатики «Назначение и устройство компьютера» (7 класс)
Технологическая карта урока
Закревская Евгения Ивановна, учитель информатики
Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс 7 А
УМК «Информатика и ИКТ» для основой школы: 7 – 9 классы (ФГОС), автор Семакин И. Г. и др., 2013 г.
Тема |
Назначение и устройство компьютера. |
Цель |
Знакомство с назначением и устройствами компьютера, принципами организации внутренней и внешней памяти |
Тип урока |
урок изучения нового материала; |
Задачи: |
Образовательные: систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера; Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности. Воспитательные: воспитывать умение работать в команде. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); типы и назначение устройств ввода/вывода; Уметь: включать и выключать компьютер умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь. Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
Основные понятия |
Персональный компьютер, устройства ввода, устройства вывода, процессор, долговременная и оперативная память, адресуемость, дискретность, данные, жесткий диск. |
Средства обучения |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, маркерная доска; ПК учащихся. |
Ресурсы: |
Основные: Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 Презентация по адресу: http://prezi.com/1nznctodjihr/utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0share Дополнительные: материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75346/ |
Формы обучения |
Фронтальная, групповая |
Технологии |
информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская |
Описание этапов урока
Этап урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД( универсальные учебные действия) |
1 Организационный момент (1-2 минуты) |
приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку ; настрой учащихся на работу. |
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2 Актуализация знаний (2-3 минуты) |
Основной вопрос: Что помогает нам в учебе и отдыхе? Вспомогательный вопрос: Мы изучали этот объект на уроках в 5 классе? |
Возможно, вначале дети растеряются. Начнут давать ответы не связанные с информатикой. Но скорее всего они ответят, что компьютер. Добавят, что планшет и смартфон. |
Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
3. Изучение нового материала (20 — 22 минуты) |
Слайд: Компьютер. Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер? С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. По принципам устройства компьютер — это модель человека, работающего с информацией. По своему назначению компьютер — универсальное техническое средство для работы человека с информацией. Вопрос: Какие у компьютера были прабабушки и прадедушки. Вопрос: Какие современные компьютеры вы знаете. Следующий слайд. Вопрос: Чем похожи компьютер и человек. Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком. Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информацией может делать компьютер Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями. Компьютер – модель человека, работающего с информацией. Вопрос: чем отличается компьютер от человека? Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе Следующий слайд. И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы Следующий слайд. Программы Следующий слайд. Данные Следующий слайд. Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах Вопрос: Что нужно человеку, чтоб сохранить информацию? Где находиться мозг у человека? Какая это память? Где находиться дневник? Какая это память? Как оперативней (быстрее) найти информацию о прошлом уроке? Где мы можем много и надолго сохранить информацию? Следующий слайд. Также и у компьютера. Есть два вида памяти внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Следующий слайд. Внутренняя память. Следующий слайд. Дискретность Следующий слайд. Адресуемость Следующий слайд. Внешняя память компьютера Перечислите различные магнитные носители. Почему жесткий диск относиться к внешней памяти, а находиться внутри системного блока? Вопрос: Какую функцию выполняет системный блог? Что из того что вы сегодня узнали храниться в системном блоке? Что присоединяется снаружи? |
Учащиеся записывают конспект с экрана. Отвечают: Счеты, арифмометры. Отвечают: Ноутбуки, нетбуки, планшеты, айфоны, айпады, смартфоны и даже могут что-то придумать еще. Учащиеся вступаю в дискуссию с учителем и одноклассниками для решения проблемы. У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации. Конспектируют информацию с экрана. Дают свои варианты ответов. Конспектируют с экрана. Изображают в тетради схему: «Схема ЭВМ фон Неймана» с экрана. Ответы учеников: Мозг, тетрадь, флешкарта, Фотоаппарат и т. п. Мозг — внутри человека — внутренняя память. Дневник — вне человека — внешняя. Вспомнить. В тетради, дневнике и т. п. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Ответ: Его можно вынуть и переставить в другой компьютер. А сейчас есть переносные ж/д. Ответ: Роль чемодана, ящика, контейнера или т. п. Микросхемы памяти, процессор и жесткий диск. Устройства ввода и вывода. |
Познавательные: вычитывание необходимой информации; построение логических рассуждений; использование информации для достижения цели; анализ и синтез. Личностные: создание эффективного взаимодействия в команде. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий и получение результата |
4. Практическая работа (8 -10 минут |
Повторяем правила ТБ при работе с ПК (при работе с электроприборами). Класс делиться на команды по 3-4 человека. Задача: Отсоединить все имеющие устройства ввода и вывода от системному блоку, а затем присоединить обратно. Кто быстро и без ошибок выполнит работу получают за урок оценку «5». |
-выполняют практическую работу; - по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю; - в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок; - если задача решена верно, а другие команды еще работают, ждут результата на рабочих местах. |
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
5. Итоги урока (3 - 4 минуты) |
вопросы: Что вы узнали нового на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось? Как оцениваете свою работу на уроке? Молодцы! Все справились с заданием! |
Просмотр конспектов в тетради. Ответы учеников. |
Личностные: самоосознание, рефлексия. Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи. Регулятивные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. |
6. Домашнее задание |
На дом выдается домашнее задание: Параграф 5 и 6, вопросы после параграфа. Ознакомиться с материалами ЦОР предлагаемые авторами учебника. |
- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. |
Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Демонстрация презентации*. Нелинейная презентация создана на сайте https://prezi.com/. Демонстрация происходит по слайдам (при нажатии стрелки внизу экрана) или по желанию учителя в произвольном порядке.
Источники:
Издательство Бином. Методическая служба. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Открытый класс http://www.openclass.ru/node/305985
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Веб-сервис https://prezi.com/.
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Завуч.инфо www.zavuch.info/
Сеть творческих учителей it-n.ru/
Бесплатные разработки уроков и др. http://www.uroki.net./
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/
Портал для учителей «В помощь современному учителю». http://k-yroky.ru/
Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/