План - конспект урока: «Персональный компьютер: устройство и назначение» (Информатика и ИКТ, 7 класс)
Ресурсы: |
Основные: Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 Презентация Дополнительные: материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75346/ Комарова Юлия Вячеславовна, учитель информатики |
План - конспект урока
Тема урока: Персональный компьютер: устройство и назначение.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: знакомство с назначением и устройствами компьютера, принципами организации внутренней и внешней памяти
Задачи:
1. Образовательные: систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера;
2. Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.
Формирование УУД:
Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Регулятивные: научить ставить цель для выполнения поставленной задачи, уметь соотносить полученные знания с реальной жизнью, уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: изучить устройство компьютера, научиться определять назначение устройств, составляющих системный блок, применить полученные знания при работе с компьютером
Коммуникативные: формулировать высказывание и свое мнение о предмете изучения; уметь обосновывать и доказывать свое мнение; уметь находить компромисс и принимать общее решение при работе с товарищами; грамотно использовать свои знания и речь
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент (1-2 минуты) |
(АМО Здороваемся глазами) Приветствие. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. |
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2 Повторение пройденного материала (2-3 минуты) |
(АМО Лицензия на приобретение знаний.) Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний". Вопросы для анализа: - Соответствует ли тема моей текущей жизненной ситуации? Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. (АМО Ульи) Раздать карточку на парту, работают по парам на карточке с вопрос? Основной вопрос: Что помогает нам в учебе и отдыхе? Вспомогательный вопрос:Как называется устройство, которое повседневно с нами и помогает найти нужную информацию быстро? Что для меня лично связано с темой этого урока? Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам. С этой целью дети пишут свои ответы на карточки, позднее они будут представлены для общего |
Дети в тетради составляют «Лицензию на приобретение знаний», отвечают на поставленные вопросы. Возможно, вначале дети растеряются. Начнут давать ответы не связанные с информатикой. Но скорее всего они ответят, что компьютер. Добавят, что планшет и телефон. По третьему вопросу возможно ответят, что без компьютера, планшета и телефона нельзя подготовить уроки и поиграть. |
Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
3. Изучение нового материала (23 — 25 минут) |
(АМО Инфо-карусель) на доске нарисован прямоугольник в виде монитора в его центре указано название темы. Остальное пространство квадрата разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные при демонстрации презентации существенные аспекты заносятся в сектора Демонстрация презентации. Слайд2: Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер? С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Слайд 3: Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. По принципам устройства компьютер — это модель человека, работающего с информацией. По своему назначению компьютер — универсальное техническое средство для работы человека с информацией. Слайд4: Вопрос: Какие у компьютера были прабабушки и прадедушки. Слайд5: Вопрос: Какие современные компьютеры вы знаете. Слайд6: Вопрос: Чем похожи компьютер и человек. Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком. Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информацией может делать компьютер. Компьютер похож на человека с интеллектуальными возможностями. Компьютер – модель человека, работающего с информацией. Вопрос: чем отличается компьютер от человека? Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе Слайд7: И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы (заносится в сектора на доске) Слайд8: Компьютерные программы. Слайд9: Данные. Слайд10: Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах Вопрос: Что нужно человеку, чтоб сохранить информацию? Где находиться мозг у человека? Какая это память? Где находиться дневник? Какая это память? Как оперативней (быстрее) найти информацию о прошлом уроке? Где мы можем много и надолго сохранить информацию? Слайд 11: Также и у компьютера. Есть два вида памяти внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Слайд 12: Внутренняя память. ОЗУ. Слайд 13: Внутренняя память. КЭШ. Слайд 14: Внутренняя память. ПЗУ. Слайд 15: Свойства внутренней памяти. Слайд 16: Внешняя память компьютера Перечислите различные магнитные носители. Почему жесткий диск относиться к внешней памяти, а находиться внутри системного блока? Вопрос: Какую функцию выполняет системный блок? |
Учащиеся записывают конспект с экрана. И под цифрами сектора в тетрадь заносят существенные моменты. Отвечают: Счеты, арифмометры. Отвечают: Ноутбуки, ноутбуки, планшеты, айфоны, айпады, смартфоны и даже могут что-то придумать еще. Учащиеся вступаю в дискуссию с учителем и одноклассниками для решения проблемы. У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации. Конспектируют информацию с экрана. Дают свои варианты ответов. Конспектируют с экрана и с доски. Изображают в тетради схему: «Схема ЭВМ фон Неймана» с экрана. Ответы учеников: Мозг, тетрадь, флешкарта, фотоаппарат и т. п. Мозг — внутри человека — внутренняя память. Дневник — вне человека — внешняя. Вспомнить. В тетради, дневнике и т. п. Конспект с экрана по секторам Конспект с экрана. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Конспект с экрана. Ответ: Его можно вынуть и переставить в другой компьютер. А сейчас есть переносные ж/д. Ответ: Роль чемодана, ящика, контейнера или т. п. |
3. Изучение нового материала (23 — 25 минут) |
4. Практическая работа (3 - 5 минут) |
(АМО Инфо-угадайка) Повторяем правила ТБ при работе с ПК (при работе с электроприборами). Класс делиться на команды по 3-4 человека. Каждая группа за своим столом анализирует информацию. Задаются вопросы. Слайд 17: Задача: Распределите в две колонки виды памяти соответственно. Кто быстро и без ошибок выполнит работу получают за урок оценку «5». Слайд 18: Проверка правильных ответов. Как оперативней (быстрее) найти информацию о прошлом уроке? Где мы можем много и надолго сохранить информацию |
-выполняют практическую работу; - по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю; - в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок; - если задача решена верно, а другие команды еще работают, ждут результата на рабочих местах. |
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
5. Итоги урока (3 - 5 минут) |
«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. вопросы: Что вы узнали нового на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось? Молодцы! Все справились с заданием!
|
Просмотр конспектов в тетради. Ответы учеников. |
Личностные: самоосознание, рефлексия. Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи. Регулятивные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. |
6. Домашнее задание (2 мин) |
На дом выдается домашнее задание: Параграф 5 и 6, вопросы после параграфа. Ознакомиться с материалами ЦОР из учебника. (АМО Прогноз погоды). Возвращаясь к рисунку на доске обращаем внимание, что с одной стороны нарисовано яркое красивое улыбающееся солнышко, на другом мрачная серая туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки. Подойти к доске и приклеить их. |
- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания.
Выходят и приклеивают |
Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |