Технологическая карта урока информатики по теме «Обработка информации» (7 класс)
Технологическая карта урока информатики по теме «Обработка информации»
Учитель : Андреева Владислава Олеговна
Класс: 7
Авторы УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, моноблоки для обучающихся, презентация «Обработка информации».
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Цель урока: формирование знаний о типах обработки информации, построение таблиц в текстовом процессоре.
Задачи урока:
образовательная:
- сформировать у учащихся понятия: обработка, исходная информация, новая информация.
- рассмотреть типы обработки.
- раскрыть схему процесса обработки информации.
- научить обрабатывать информацию.
развивающая:
- развивать у учащихся умение работать в среде Microsoft Word 2007.
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.
- развивать у учащихся умения анализировать, проводить аналогии.
воспитательная:
формировать у учащихся бережное отношение к имуществу.
развивать максимальную работоспособность на уроке.
Структура урока
Организационный момент – 1 минута.
Актуализация знаний учащихся – 4 минуты.
Формирование новых знаний – 15 минут.
Закрепление нового материала – 20 минут.
Подведение результата урока – 2 минуты.
Подведение итогов урока – 2 минуты.
Домашняя работа-1минута-1 мин.
Ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1.Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. |
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой.
|
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение. |
2.Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организует устную работу. Я хочу начать наш урок следующим стихотворением: Парта – это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении всех уроков, но сделаем это рассмотрев схему, где зашифрованы основные понятия. Перед вами на столах и на доске, схема с ребусами. Ваша задача разгадать их и правильно записать схему Игра «Вопрос – ответ» Я буду вам задавать вопросы, а вы должны мне дать правильный ответ:
3. Какой из информационных процессов является односторонним или двухсторонним? -молодцы! |
Учащиеся разгадывают ребусы и вместе с учителем заполняют схему: Отвечают на вопросы учителя: (Получаем информацию 2)Дискета, диски, флешки, переносной жесткий диск 3)Передача информации |
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
3.Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы |
-Какой из информационных процессов вы еще не знаете? -Сегодня мы с вами и будем разбираться, что же такое Обработка информации. -Как вы думаете, что такое Обработка информации? -Все, что вы сказали, правильно. Давайте дадим определение этому понятию. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. -А где вы решаете задачи? Правильно, на уроках математики. -Как можно предсказать погоду на завтра летом? Если громко квакает лягушка, небо на закате чистое, нет ветра, прохладно, в воздухе чувствуются запахи, то погода обещает быть хорошей. Если на закате тучи, больно кусаются комары, дует порывистый ветер, низко летают ласточки, то погода будет плохой. Собирая информацию, которую даёт природа и применяя перечисленные правила, мы получаем информацию о погоде на завтра. Информация, которую обрабатывают, называется После обработки получается новая информация. исходной. Получаем, что процесс обработки информации, можно представить в виде схемы: Учитель выстраивает ему на доске Информация обрабатывается людьми, животными, техническими устройствами Пример 1. Ученик решает задачу Исходная информация – условие задачи. Обработка – думает, выполняет действия Новая информация – ответ к задаче Пример 2. Повар пробует суп
Исходная информация – вкус супа Обработка – думает Новая информация – чего в супе не хватает Пример 3. Служебная собака по запаху ищет человека
Исходная информация – запах Обработка – рефлексивно ищет знакомый запах Новая информация – направление поиска Обработка информации обязательно осуществляется по какому-нибудь правилу. Задача: Петя и Катя придумали игру в информацию. Петя изображает компьютер. Он придумывает способ обработки информации, но не говорит о нём. Катя сообщает Пете исходные данные, Петя обработав их, говорит результат. Катя должна отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию: (Показываю игру на презентации) Отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию А) Замена буквы следующий за ней в алфавите Б) Количество букв в слове В) Запись слов наоборот Г) Количество букв А в слове В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных. Но также при решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. То есть обработка информации бывает двух видов: а) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; Какие примеры, мы с вами уже рассмотрели на данный тип обработки? б) обработка, связанна с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания. В) Запись слов наоборот Г) Количество букв А в слове |
Ответ детей: Обработка информации Ответы детей Дают определение На уроках математики Отвечают Учащиеся вместе с учителем разбирают примеры. 1-3 |
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
4.Первичное закрепление материала |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Предлагает выполнить задание. |
Выполняют задание. |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов; |
5. Физкультпауза. |
Эмоциональная разрядка. |
Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. |
Выполняют физкультминутку для снятия утомления. |
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления. |
5. Первичный контроль (самостоятельная работа). |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
Предлагает выполнить задание практической работы. Теория всегда подтверждается практикой! Поэтому мы с вами пересаживаемся за компьютеры и начинаем работать. У вас у каждого на столах лежат карточки с заданиями, которые вы должны выполнить. Действия учителя: Консультации по ходу выполнения практической работы учащихся. |
Выполняют парами задание практической работы «Создаем простую таблицу». Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. |
Личностные: формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе; формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную; закрепление умений поиска и систематизации информации. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Домашнее задание §12 с. 83-86. |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
7. Рефлексия. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. -Спасибо всем за урок |
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. |
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Литература
Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.