12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Венерцева Надежда Александровна37
1

Название методических материалов. Мастер-класс: «Формирование функциональной грамотности с помощью приемов технологии развития критического мышления

Фамилия, Имя, Отчество автора, должность с указанием предмета, краткое наименование ОО;

Венерцева Надежда Александровна учитель начальных классов МБОУСОШ№22 г. Шахты.

Название методических материалов.

Мастер-класс: «Формирование функциональной грамотности с помощью приемов технологии развития критического мышления».

Аннотация.

Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия, необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста. Проведение мастер – класса полезно тем, что участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности на уроках с помощью приемов технологии критического мышления, смогут использовать приобретённые знания в своей практике.

Цель:

-показать как с помощью технологии развития критического мышления и её приемов формируется функциональная грамотность у учащихся;

-пополнить знания по функциональной грамотности учителя, как средства повышения эффективности качества образования.

Задачи:

-раскрыть содержание мастер-класса с помощью приемов технологии критического мышления;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работы на практике;

- организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.

Ключевые слова: функциональная грамотность, приемы и методы.

Новизна материалов и оригинальность педагогических подходов. Участники получат новую информацию по вопросам формирования функциональной грамотности на разных этапах.

Методы и приемы преподавания:

«Мозговой штурм», «Ёлочка ассоциаций», «Кубики Блума», интерактивные методы обучения (QR код).

Ход мастер-класса

1.Психологический настрой.

Серые будни - дней череда.

Словно часов стук, они неизменны.

В них всё обычно, в них всё как всегда.

И мы скучаем и ждём перемены.

И сегодня мы с Вами отправимся на автобусную экскурсию, а куда – скоро узнаете.

2. Постановка педагогической проблемы.

Привычка - вторая натура. Человек ходит одним и тем же маршрутом на работу, выбирает одни и те же товары. Решает рабочие задачи старым проверенным способом. До тех пор пока не сталкивается ситуацией, для которой у него нет готовых решений.

Актуальность проблемы подтверждается также и  тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями - умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.  

Очевидно, что это и есть функциональная грамотность суть, которой формируется с помощью приемов и методов, в том числе через технологию развития критического мышления.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Метод «Мозгового штурма» - способность генерировать оригинальные идеи и не стандартно подходить к решению задачи. Простое детское стихотворение дало название одному из приемов МШ для придумывания сказок.
Суть приема: находим 2 слова - существительных, которые отличаются друг от друга на одну букву, меняем объекты местами и… начинаем фантазировать. У Б. Заходера Кот оказался в воде, а Кит — на коврике Кота. Противоречие, однако. Зато, какой сюжет получился в итоге.

Алгоритм применения метода будет такой.

1. Подбираем пару слов, отличающихся одной буквой.
Например: Турист и Пурист, балет - билет. Это герои нашей истории.

2. Выясняем, где в жизни встречаются наши герои.

3. Чем занимаются, для чего нужны.

4.Меняем героев местами и придумываем сюжет.

5. Размышляем, что от такой перестановки ждать хорошего, а что плохого.

6. Что думают люди, животные, предметы, оказавшиеся рядом.

В классе я провела такой эксперимент, и получилась история Кот и Рот.

На втором этапе выяснили, что Кот — это домашнее животное. Встретить его можно дома, на улице или в зоомагазине. Котов могут окружать другие животные, насекомые, люди и вещи. Рот же находится на лице. Рядом с ним — нос, глаза, брови и волосы. В Рот можно положить еду.

На третьем этапе получилось: Кот лежит, спит, ест, охотится и гуляет. С ним можно играть, его можно гладить. Рот нужен, чтобы дышать, есть и говорить.

На четвертом этапе меняем героев местами. Рот может лизать и ласкаться как Кот. Может мяукать и кушать как настоящий питомец. Кота вместо Рта на лице можно гладить. Вместо того чтобы по утрам чистить свои зубы, можно чистить зубы Кота. Попробуйте выполнить данное упражнение.

Таким образом, прием способствует созданию у учащихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, формируют умение находить решение в нестандартной ситуации.

Итак, мы отправились в путешествие. Здесь нам может помочь такое приём, как «Ёлочка ассоциаций». Приём начинается со стартового слова, в качестве которого берется любое имя существительное. Под этим стартовым словом записываются в столбик слова, которые возникают по самым разным ассоциациям от стартового слова (5-7 слов), затем делается «переключение» - из этого столбика берется какое-нибудь новое слово, и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик. Случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать зону областей, из которых черпаются активные слова. Например:

t1671472111aa.png

Попробуем составить ассоциативный ряд со словом путешествие. Цель приема: прокачать навык активизации словарного запаса из разных ассоциативных полей. Научиться из слов, составлять предложения, а из предложений – связные рассказы. Зачем применять: чтобы научиться придумывать аналогии и ассоциации, и позднее эффективно использовать более сложные техники для написания оригинальных текстов. Ролик.

Не секрет, что прочитанное или увиденное нами часто улетает из головы. И уже через некоторое время мы об это совершенно не помним. Как же быть? Как заставить наш мозг запоминать? Нам в этом может помочь кубик Блума. Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «Кубик Блума». Учитель подбрасывает кубик, на гранях которого, написаны слова. Выпавшее слово укажет, какого типа вопрос следует задать. Возможно 2 варианта использования на уроках. Учитель задает вопросы или вопросы формулируют сами учащиеся (например: объясни причины военных успехов, и т.д.).

Кубики Блума суть приема:

-предложи

-назови

-придумай

-поделись

-почему

-объясни

Выпавшее слово укажет, какого типа стоит задавать вопрос. Совет: вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Обратимся к нашему кубику:

Скажите, почему же маршрут называется «Золотое кольцо. Почему кольцо, почему золотое?

Предложи другие города, которые бы входили в Золотое кольцо.

Поделитесь впечатлениями, кто был в городах Золотого кольца.

Назови города входящие в Золотое кольцо.

Объясни, почему нужно побывать в этих городах.

Придумай.

Таким образом, ассоциативные связи помогают запомнить текст, а эмоциональный отклик понять его. Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. А практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

И вот мы в городах Золотого кольца. Рассмотрите и поработайте с карточками. Выполните задания. А как работать QR-кодом? Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению. Считанную информацию можно сохранить на своём девайсе, перейти по ссылке или, если закодирован номер телефона, позвонить. Если на телефоне нет приложения QR-сканер:

1) Заходим в Рlay market и скачиваем бесплатно приложение QR-сканер (для Айфон заходим в App Store);

2) Запускаем программу для сканирования кода;

3) Наводим объектив камеры на код;

4) Получаем информацию!

Как создать QR-код

Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор для его создания, доступный онлайн, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний. Для этого в свободном доступе существует множество ресурсов. Вы можете и сами зашифровать информацию. Для этого в интернете есть различные бесплатные сервисы.

Этот мощный инструмент, позволяющий улучшить качество обучение и наполнить новым практическим содержанием организацию деятельности учащихся. 

Подведение итогов мастер-класса.

Таким образом, наряду с передачей ученику системы научных знаний об окружающей действительности методами научного познания необходимо создавать условия для личностного роста, формирования у него психологической готовности к дальнейшей деятельности с учетом своеобразия и ценности его внутреннего мира. Вот это и является основой функциональной грамотности. Известно выражение М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Тем самым подчеркивается различие между образованностью и интеллектуальной воспитанностью. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и в искусном применении того, что знаешь.



































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.