12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксиния60
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

Рылова Оксана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ многопрофильный лицей

г. Кирово-Чепецк Кировской области

Тема урока: «Не ишши (ищи) клад на стороне...» (Урок родной литературы по бывальщинам Т.А. Копаневой «Как Ванчё себе невесту выбирал»).

Класс: 5 класс

Цели урока.

Образовательные: знакомство с нравственной проблематикой бывальщин Т.А. Копаневой «Как Ванчё себе невесту выбирал», совершенствование навыков анализа художественного текста.

Развивающие: развитие образного, логического, критического мышления, развитие речи, развитие творческих и аналитических способностей учащихся.

Воспитательная: воспитание уважительного отношение к культуре и прошлому вятской земли; воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Планируемые образовательные результаты: обучающиеся познакомятся с биографией Т.А. Копаневой, проанализируют текст «Как Ванчё себе невесту выбирал», приобретут опыт систематизации материала в форме схемы и синквейна.

Универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся на уроке.

Познавательные УУД : умение анализировать текст; умение проводить анализ информации; умение обобщать .

Личностные УУД : проявление творческого отношения к процессу обучения; умение нравственно-этически оценивать содержание текста; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД : умение сотрудничать в ходе анализа текста; умение учитывать позиции собеседников; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Регулятивные УУД : умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с представленными задачами; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Средства обучения: дидактический материал на бумажной основе (рабочий лист), электронная презентация в программе «Power Point».








Сценарий занятия

Показ либо отрывка из репортажа ГТРК Вятка с Татьяной Копаневой (https://www.youtube.com/watch?v=RunCghAI9-0, открытый доступ, 1,11-1,29) , либо отрывка из спектакля театра-студии «Алые паруса» г.Киров (https://www.youtube.com/watch?v=OzA48gHmSF8, открытый доступ). Возможен показ любого видеоролика с использованием вятских диалектных слов.

-Ребята, всем ли понятны слова, которые сейчас прозвучали? Можете ли вы, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?

-Нет.

Вот как говорил о подобных словах Владимир Иванович Даль, создатель Словаря живого великорусского языка: один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старые времена ездили мало, часто человек ни на один день не покидал того места, где он родился и вырос. Вместе с человеком неподвижно жили и слова. Были слова общие – понятные всякому человеку, а были местные – их знали и понимали жители одного края.

В Кировской области очень много слов, которые не поймет житель южных районов России или даже соседних. Такие слова, привязанные к определенной территории, называются диалектными. Т. А. Копанева в своих произведениях употребляет огромное количество вятских диалектизмов и устаревших слов. В связи с этим речь её героев звучит очень непривычно, как будто совершенно другой язык, хотя смысл всех слов в контексте понятен.

-Почему автор использует данные слова в своих произведениях? Как он относится к непонятным для вас словам?

Вот что об этом говорит об этом сама Татьяна Александровна: «Диалектные слова нашего вятского говора придают речи своеобразный колорит. В нём обаятельная живость, ошеломляющая неповторимость, остроумная дерзость.

Эти слова, которым народ дал жизнь в то «вятское далёко», неожиданно открывают нам первозданную красоту человеческих чувств и эмоции, тонкую ироничность взаимоотношений, дивную меткость сказанного, точное попадание в самую суть личности, явления, предмета. В них наша история, наши корни - прошлое, которое забывать нельзя…И их надо бережно хранить как драгоценное наследство.»


Если есть игра «Вятская куролесица», то можно поиграть с обучающимися. Если её нет, то можно составить несколько карточек самим, используя словарь диалектных слов, который есть в книге.


Сегодня в качестве предмета исследования на занятии я хочу предложить вам произведение « Как Ванчё себе невесту выбирал» Татьяны Александровны Копаневой, которое вы прочитали дома.

Какую цель мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-Рассмотреть нравственные проблемы, которые писатель ставит перед нами, читателями.

- Ребята, а что мы знаем об этом человеке?

Сообщение с презентацией (можно предложить выполнить обучающимся). Это может быть и рассказ учителя (можно использовать предложенный материал) с показом видеоролика из передачи «Слово Веры» от 18.03.2017г

-детская писательница, автор 6 книг для детей;

- по профессии — педагог, учитель русского языка и литературы;

- член Союза журналистов России;

- 30 лет проработала редактором детских передач на студии телевидения;

- победитель многих областных и всероссийских литературных конкурсов;

В анкете «Исповедь писателя» Копанева Т.А. так ответила на вопросы журналистов:

1. Расскажите о своей семье, где и когда родились, учеба, семья сегодня.

Копанева Тамара Александровна родилась в поселке Кильмезь в 1933 году. Жилось нам голодно, но семья была дружная и веселая. Папа-служащий, мама, была заведующей районной библиотекой. Нас было пятеро: папа, мама, старшая сестра Рита, я и младший брат Саша. Главной ценностью в нашем доме всегда считалась книга. Я читала очень много, у нас была старинная библиотека.

Закончила Кильмезскую среднюю школу. В 1952 году поступила на истфилфак Кировского педагогического института имени В.И.Ленина.

После института работала в Такашурской школе Кильмезского района учителем русского языка, литературы, пения, рисования. Была директором школы.

Была замужем. Имею дочь, которая работает учителем.

2. Самые яркие воспоминания детства.

Самые яркие воспоминания детства- поездки с папой по району на лошади Ваньке по деревням: природа, ночные костры с рыбалкой, встречи с интересными людьми.

Потом я написала много сказок по результатам этих поездок о старинных вещах и народных мастерах-умельцах. По сказкам ставились фильмы, делались телевизионные передачи. Но больше всего меня привлекал необыкновенный вятский говор. У нас в семье так не говорили. Слова какие-то особые: емкие, звонкие, озорные, точные по смыслу и сути.

3. С какого возраста стали писать?

Сочинять я начала рано- с 7 лет. Сочиняла сказки. Началась война. Голод. У меня был «остров одиночества» в лесу, я туда уходила и сочиняла стихи, сказки. Первое стихотворение написала в 9 лет.

На острове одиночества Тамара Александровна положила в кованый сундучок свой дневник и любимый колокольчик и закопала все это на острове под старой елью и дала себе клятву достать свой драгоценный клад в 2000 году.

2000 год. Пошла в лес и нашла поседевшую от времени ель и выкопала клад. Сундучок, конечно, проржавел от дождей и рассыпался, листки дневника истлели, а вот колокольчик остался жив. «он прошел со мной через все детство, даруя самые радостные мгновения. А во взрослой жизни. Когда его не было рядом, все равно его образ жил во мне, наполняя воспоминаниями детства мои сказки и фильмы».

4. Ваша первая публикация.

Первая публикация была в 14 лет в «Пионерской правде» -что-то о победе. Затем в 1956 году большой рассказ «Роль» в «Комсомольском племени» по нему был снят фильм «Годы молодые» («Беларусьфильм»).

5. Каких книг не хватает современным детям?

- Нашим детям не хватает умных, добрых, интересных сказок.


- А что такое сказка?

-Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

-Скажите, пожалуйста, ребята, а сказка относится к какому разделу литературы?

-Фольклору или устному народному творчеству

- Какие ещё жанры фольклора вам известны?

- Пословицы, потешки, загадки, былины, сказки, скороговорки, считалки, песни.

- Татьяна Копанева жанр своего произведения «Как Ванчё невесту выбирал» определила как бывальщина. Найдите в рабочих листах определение бывальщины (зачитать)., это тоже жанр фольклора. Ученые подразделяют фольклорные произведения на два вида: сказочный и несказочный. В рабочих листах есть схема с пропусками, вам необходимо заполнить эти пропуски. Вы можете совещаться в парах, пользоваться определения.

- У сказочного фольклора установка на вымысел, сказка. У несказочного – установка на истинность, бывальщины.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Вятский край - удивительное царство. Нам предстоит путешествие по непроезжим дорогам, непроходимым болотам, дремучим лесам, таинственным холмам. Возможно, нам посчастливится отыскать древний клад. В этом удивительном краю жили и живут замечательные люди. Как в своей книге вятских людей характеризует Татьяна Копанева?

- «Известно, что «вятские -люди хватскиё», в них много чего понамешено: и умныё-то оне, и дурашливыё, и ленивыё, и умелистыё, простодушныё, и лукавыё, плутоватыё и бесхитросныё, мастеровитыё и бездельники, пересмешники и сурьёзныё, и доброё-то оне, и завистливыё, удалыё и осторжныё»

- Как вы понимаете хватскиё? Подберите синонимы к этому слову.

- Хватскиё- сноровистые , умелые..

- На первый взгляд, в вятском человеке сочетается несочетаемое. Но если вдуматься, то, то действительно, вятский характер очень противоречив. Уникальность земляков подчеркивают слова: «шла про вятчан молва…что у них на всё свой взгляд, свои понятия и обычаи». В «Вятском далёко» много пословиц, поговорок, народных примет, отражающих мировоззрение и устои вятчан XIXвека. Главный герой книги Т. Копаневой - Ванчё. Нетрудно заметить, Ванчё является производным от имени Иван. Неслучайно Т. Копанева дала главному герою это имя, так как в русском фольклоре Иван, Иванушка, Иван-дурак – всегда герой положительный: беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет собственной выгоды, во всём видит хорошее, живёт по совести.

-Кто такой Ванчё у Копаневой? Дайте характеристику герою.

-«Был парень круглым сиротой, мать померла, когда ему еще только третий годок пошел. Жил он сначала с отцом, который ходил с артельщиками по деревням: колодцы они рыли. И был у его отца Тихона дар, за который его Колдуном прозвали. Да и как не прозвать, когда он мог на месте, где колодец копать, воду учуять, и не было случая, когда он промахнулся. И дар этот по наследству… перешел к сыну его Ванчё. «Он парень-от смекалко, - говорили по него мужики, - токо зглянет – тутотко и вода!» Поначалу-то его Ивашкой звали, а уж после случая одного… случилась с ним оказия, вот тогда-то в деревне его Ванчёй и прозвали. …Словом, прослыл он в деревне за дурочка непутевого, у которого башка на плечах вроде шапки посажена».

- И вздумалось соседу Ванчё, печнику Ерофеичу, женить лучшего друга. Почему?

- Приснилось ему, что гуляет раздольно и широко на его свадьбе, вспомнил, что девять лет Ванчё один живет «ни к кому ни прибился. Как жил?». Да как придется. Стало жалко ему Ванчё: «Женить его надо, а то живет-хлеб с солью жует, ничо хорошого у него нету, никаких радостей не видать».

- Да не очень сговорчив Ванчё. Как уговорил его Ерофеич?

-Придумал тогда Ерофеич идти с ним по деревням, заказы принимать – «кому нову печь сбить али у старой поправить. Эдак-то мы всех девок и выглядим. Бери - не хочу!».

-И Ванчё согласился. Так и отправился Ванчё с Ерофеичем себе невесту искать. Отправимся и мы с ними посмотреть, как живут вятские люди, да какие девушки-невесты есть в деревнях. «А деревни были разные. Названия носили необычные; известное дело – вятские люди озорные…». Все названия деревень значимы. Родная деревня главного героя Свистуны. Почему её так назвали?

- «… деревня … не больно форсиста, но избы в ней ладно скроены, прочны и надёжны.» «…мужики свистульки мастерили. Вот отсюда деревню-то Свистунами и назвали».

-Первая деревня, в которой Ванчё искал невесту, называется Емелино. Невесту из Емелино зовут Маланьей. Как характеризует её автор?

- « Ладна…толстопята, голосиста, тараториста… умеет разговоры вести…умна больно.» Маланья рассказала всё о себе, о родителях, о всех деревенских невестах. «Уж больно складно она всё излагала, ну прямо, как по писаному!»

-Почему она не по нраву Ванчё?

-«…мати-то ей говорила. Надо, мол, и квашню замесить, и в подпол слазить, а Маланья-то и в ус не дула, как бы и не ей было говорено. Вот я и думаю: ежели она словам матери сёдни не внимаёт, ёй и бадогом опосля не вразумишь».«Ежели она эдак всю жись моторить будёт, у меня язык отсохнет без надобкости. Ведь в разговоре-то не токо слово, дак и иголку воткнуть негде! Сдуреться можно на второй жо день…Хуже бодливой коровы да болтливой бабы нету в жизни ничо! Недаром говорят: «Мала ворона, да рот широк!».

- А какая невеста из деревни Три избы?

- Пелагеюшка – невеста из этой деревни. Она «умелица да скромница», «не охоча она по деревне-то гулять, женихов залавливать, али на посиделках с девкам времё коротать. Вдруг на её ишшо собака чья-то взвизгнёт али корова чужая смурявкнет, тогды она жо можот до смерти испужаться…Смирёна она у нас, негорделива».

- Чем же Пелагеюшка не понравилась Ванчё?

- «…Пелагеюшка-то нема, как безголосая рыба. У ёй слово к слову костыль подаёт. Значит, и я тожо должон буду рор-от свой призахлопнуть. Эдак и будем с ей всю жизь в молчанки играть…» , «…антиресу с ёй жить никакого не будёт. С ёй разве по грибы али по ягоды сходишь? Она жо от каждого шороху приседать будет. А вдруг, не дай Бог, чо случись? Она тут жо помереть можот.»

- Следующую невесту выбирали в Шумиловке. В чём особенность этой деревни?

-«…деревенька вся в огнях. В говоре, в шуме, в песнях, в переливах гармошки».

-А живёт здесь разудалая девка, весёлая, бойкая, озорная. «Голос у неё заливистый, щеки румяные, кудри вокруг лба завиваются, ноги в пляске ходуном ходят». Про Настю Ванчё подумал: «Хороша девка, да себя жалко». Почему же он себя пожалел?

- «На ёй жениться - самому не остепениться! Будешь кажинный день на праздниках кренделя ногам выписывать, вовсё с пути-то собьёшша. Экая жись мене не по карману!..У ёй хоть семеро по лавкам, а всё едино найдёт для гулянок времечко».

- Кавово название следующей деревни?

- Дариловка. «…про её молва шла, что они гостей любят всё, чем богаты. На стол волокут».

- Что за невесту тут живет?

-А живёт тут Катеринка, девка работящая, сердце у неё доброе, всё для других старается: пол моет, блины печёт, бельё на речке полощет. На вопрос Ванчё: «В своём-то дому, видать, делов-то у вас вовсё нету?» Мать Катерины ответила: «В дому у нас работы невпроворот. Лико, пол-от втору неделю немытой, в избе убраться неколды, в огороде не полото. Дак разве до свово ёй дому-то?»

-Почему такая работящая невеста тоже не по нраву Ванчё?

-«А ежели она привыкшая по деревне бегать да чужие огородцы полоть, суседям помогать, а в свой хлевушек не заглядывать? Про таких говорят, что у неё дыра в горсти».«Мати-то у неё, в три дуги согнувшись, по избе да по двору бегаёт, ухайдакалась вся, а она етого не примечает. Вот оно зло-то в чём. Хорошо другим помогать, но и тех надобно поберегчи, кто рядушком надрывается».

- В деревне Прибытко народ живёт исправно, деньги водятся. А какова невеста из этой деревни?

- А невеста Варвара «девка больно деловушша…везде-то она поспевает, всё-то знает! Умом болё изворотлива…Всё в дом несёт». Но, по мнению Ванчё, очень жадная, поэтому и предлагает он Ерофеичу уносить ноги быстрее. «…с ёй жо последнего ума лишишша! Цельный день она за прилавком торчит, кажну копейку считаёт. Тутотка жо со скуки сдохнёшь! Волком взвоёшь! Богатство-то поперек горла встанет! Вся-то радость у неё – деньги считать да в копилку складывать».

- А последняя невеста откуда? Какова она?

-«Деревня наша Завиденки- чо те надо: форсиста!» И девушка на выданье-красавица, королевна. Как увидел Ванчё Ефросиньюшку, «так и дыханье напрочь потерял»: «…хороша девка! Вся из себя выхоленная, ручки беленьки, из-под юбочки кружавчики зазывно поблёскивают, головка- волосок к волоску причёсанная, носик точёный, бровки дугой, глазки в чёрных ресничках, как озёрца, голубым холодком светятся. Губки, что аленький цветочек, личико освещают. Загляденье и только!»

-Но и с Ефросиньюшкой не согласен жить Ванчё. Почему?

- «…давно ето баяно, штё жена у вятского мужика - не барыня. Лико, себя она эдак обиходила, разукрасила да огладила, а по дому - ни тру ни ну ни кукареку: ни шти тебе сварить, ни за водицей сходить, ни в дому, лико, изладиться. Ёй хозяйство недосуг вести: вишь надобно по деревне выхаживать, красу да наряды свои показывать».

-Нашли ли наши герои невесту Ванчё? Каковы дальнейшие действия главного героя?

- Так и не нашёл себе невесту Ванчё, и вернулись они с Ерофеичем в родные Свистуны. Только открыл дверь в избу, «шагнул через порог и обомлел: вся изба светилась чистотой и уютом. На столе, застланном белоснежной скатеркой, медный самовар пыхтит и улыбки дарит, картошка…дымится, на блюдце огурчики, яички и лучок к себе зовут…Как в сказке или во сне!» А Марька, которую раньше Ванчё не замечал, баньку затопила, все дела по дому переделала. Когда ночью начался пожар, Марька бросилась «белой птицей» в самое пекло и спасла любимца Ванчё петуха Наполевона. В народе есть примета: баня горит- значит, быть свадьбе. На следующий день, когда Ерофеич пришёл проведать друга, то не застал его дома. Оказывается, он ушёл с Марькой в липовую рощу, которую сам посадил и загадал, что женится тогда, когда липки зацветут. И сейчас это время пришло. Осенью сыграли свадебку. Марьюшка, невеста Ванчё, «баска девка, всё при ёй: и личико милоё да улыбчивоё, и руса коса до пояса, а глаза, что два василька, из-под ресниц тёплый и ласковый свет разливают.С того времени стали называть Ванчё Иваном.

- Какова основная мысль автора?

- Ванчё понял, что не надобно клад искать на стороне: он рядышком!

- Произведение Т. Копаневой имеет кольцевую композицию. Она связана с идеей автора – возвращение к дому, истокам, корням и тем ценностям, которые вынесены из дома, деревни. На фоне простоты, наивности во взгляде на мир, у Ванчё можно увидеть серьёзное отношение к людям, жизни, семье, жене, работе. Его привлекает не внешняя красота, а нравственная суть человека. Не случайно Ванчё так разборчив в невестах

- Почему Ванчё взял в жены Марью?

- Жена, по мнению Ванчё, должна обладать нравственными качествами, которые всегда и везде ценились на Руси: трудолюбием, скромностью, сноровкой, пониманием, добротой, отзывчивостью, смелостью.

- Не случайно он пришел и к мысли после поисков невесты, что рядом клад, который он искал.

-А какие ещё мудрые житейские выводы делает главный герой? 

«Не та хозяйка, котора много говорит, а та, котора шти варит».

«Мужик должен пахнуть ветром, а баба дымом. Домом значит…»;

«Хорошо другим подмогать, но и тех надобно берегчи, кто тядышком надрывается»;

«…антиресу с ёй жить никакого не будет…она жо от каждого шороху приседать будет»;

«Богатство-то поперек горла встанет! Вся радость-то у её – деньги считать да в копилку складывать»;

«…давно ето баяно, штё жена у вятского мужика - не барыня»;

«Где бабы гладки, там пусты кадки».

-Каков же он, главный герой книги ТА. Копаневой «Вятское далеко»? Какие черты, свойственные вятскому характеру, можно увидеть у Ванчё? Кто он? Дурачок или чудик?

- Ванчё – образ идеального вятского мужика: « и изба у него справна, и огородец обихожен, и руки мастеровыё, карактер обходительной. Грамоте обучён. У него даже петушок учёноё есь!.. экой бравой парень, молодой, умелистой! И кустюмчик на ём ладно сидит,и сапожки до рости начишены! Оберегать да любить тебя будёт до конца дней своих!» Ванчё любит своих умерших родителей и деда, чтит их память, он с трепетом относится к своей малой родине: «дом-от родной, вот оно, самоё-то дорогоё!» В нём нет ни капли самовлюбленности: «сам я гроша ломаного не стою, самого себя не жалко», он храбрый, добивается справедливости: «две души от Сатаны спас, добро дело сотворил», и и при всём при этом Ванчё скромный, не выставляет себя на показ: «колды хорошоё что-то сделаёшь – лучше утаиться. Вот толды дело-то на пользупойдёт». К концу Ванчёсвоими поступками невольно доказывает, что он вовсе не дурак, его начинают уважать: «теперь уж все его Иваном звали». Его отличают такие качества, как честность, смелость, сообразительность, сметливость, любознательность, рассудительность, трудолюбие, неторопливость, предупредительность, простодушие, щедрость, отзывчивость, чувство юмора, доброта.

Можно использовать отзывы о вятском характере известных учёных, писателей, артистов.

1. Известный фольклорист, этнограф Д. Зеленин в книге «Народные присловия» пишет о вятских: «Это чисто русские люди, даже больше…Вятчанин …нежный отец…большой домосед, он не любит покидать свою семью, свой дом…Ничего воинственного, заносчивого, даже тени амбиции или самоуверенности у вятчанина нет. Напротив, глубокое смирение и самое неподдельное добро».

2. М.Е. Салтыков-Щедрин в предисловии к «Губернским очеркам» писал: «Взгляните на эти загорелые лица: они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким-то неподдельным простодушием…не для чего ему притворяться и лукавить».

3. К.Г.Циолковский: «…коренные вятичи -  люди смышленые, смелые, предприимчивые, умельцы на все руки…»

4. Народный артист Б. Чирков: «…Люди они смекалистые, живые, хитроватые, с юмором. И работники старательные, и умельцы ловкие».

Просмотр мультфильма «Вятский край» проекта МУЛЬТИ-Россия ( https://www.youtube.com/watch?v=xdpgUfy3Guo, свободный доступ)

-В начале урока мы с вами говорили о кладе. Как вы думаете, мы его нашли?

-Да.

-Знакомство с книгой Копаневой Т.А. «Вятское далеко» помогает окунуться в своеобразный быт, традиции наших предков и увидеть, что созданное ими на протяжении веков – это настоящий клад (народная мудрость, нравственные устои и язык), который находится рядом с нами и его нужно охранять. В рабочих листах продолжите «кладовые мысли» (заветы) вятского человека.

-Сочините синквейн со словом «клад».

-Спасибо за урок. Домашнее задание: попробуйте сочинить бывальщину, используя слова Вятского диалекта.



Опубликовано


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 21.07.22 в 12:54 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 21.07.22 в 13:17 3Ответить Пожаловаться
Согласна, интересная тема.
Легоцкая Вера Сергеевна, 21.07.22 в 13:56 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный урок, серьезная проделана работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.