Неделя Экологии
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 15"
Неделя Экологии, посвященная Дню Леса
Учитель начальных классов:
Бондырева Екатерина Николаевна
г. Череповец
2024 г
Неделя Экологии, посвященная Дню Леса.
Цель: повышение эффективности работы по экологическому воспитанию школьников.
Задачи:
Расширить знания школьников о природе леса;
Обобщить знания о значении леса в жизни человека;
Развивать любознательность, внимание, память;
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Привлечь семьи учеников к вопросу экологического воспитания школьников.
Ход работы:
Давайте с вами вспомним, что же такое природа? (Ответы детей)
Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
- Целую эту неделю мы с вами будем изучать и повторять живую природу.
Понедельник – День чтения, посвященный растениям леса.
Сказка — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым читают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций.
Чтение рассказа «Дары дерева» Д. Кайгородов.
Всякий, конечно, согласится, что дерево - одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего-чего только не дает оно нам, людям!
Бревна и доски для постройки наших жилищ, дрова для их отопления - дает нам дерево. Столы, за которыми мы работаем, едим, стулья и скамейки, на которых сидим, кровать, на которой спим,- все это из дерева. Из дерева же делаются лодки и корабли, в которых плаваем по воде, - словом, всюду и везде, большая часть из самых необходимых для человека предметов сделана из дерева. Из дерева же получаем смолу, древесный уксус и древесный спирт. В последние годы редкая книга и газета не печатается на такой бумаге, в которой не было бы дерева.
А кора дерева?.. Древесной корой кожевники обрабатывают (дубят) ежегодно миллионы кож; из древесной же коры гонят деготь. Одно из самых употребительных лекарств, которым лечатся от лихорадки, получается также из древесной коры (хинного дерева). Ветви и листья дерева также употребляются на многие надобности человека. Так, например, они часто служат подстилкой для скота в стойлах. Из ветвей же вяжут веники и метлы. В бескормицу листьями кормят домашний скот.
А древесные плоды! Вспомним только о разных сортах яблок, груш, слив и вишен; о различных орехах: лесных, кедровых, грецких и других. Ведь все это вырастает на деревьях - все это дает нам дерево!
А, наконец, само живое дерево, в его красивом зеленом убранстве, широко раскинувшее свои красивые ветви и укрывающее нас от зноя и непогоды!..
И стоит оно, - питаясь от матери-земли и умываясь Божьей росой, - стоит красивое, спокойное, величавое, вынося бури и непогоды, и одаряя нас своими незаменимыми, разнообразными дарами.
Вопросы после рассказа:
Перечислите все, чем полезно дерево.
Каждый ребенок должен внимательно посмотреть вокруг себя и перечислить предметы, которые сделаны из дерева. Затем дети перечисляют все, что делают из коры, ветвей и листьев дерева.
Как вы думаете, может ли человек обойтись без дерева?
Какую роль дерево играет в вашей жизни?
Чтение экологической сказки М. Скребцова «Как кустарники с деревьями поссорились».
Однажды в лесу разные низкорослые деревья да кустарники — рябина, черемуха, орешник-лещина, жимолость, боярышник и другие младшие братья деревьев — разворчались:
— Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громил-великанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли.
Деревья, услышав такие слова от своих младших братьев, очень расстроились:
— Братья, разве наша в том вина, что мы ростом больше и ветвями крепче? Конечно, солнышко нам первым достается, но разве мы не защищаем вас мощными стволами и кронами от ветра да от снега тяжелого? Для вас мы крепнем и для всех, кто еще вас ниже: для трав и цветов, грибов и ягод.
Кустарники не успокаивались:
— Не нужна нам ваша защита. Уж лучше пусть нас ураган сломает, чем вечно в тени жить.
Деревья ничего не ответили, только ветвями грустно встряхнули да приуныл и. В это время по небу ясному маленькое пушистое облачко пролетало. Увидело оно приунывшие деревья и крикнуло:
— Я от большой серой тучи лечу, весть об урагане разношу, чтоб готовились все. Скоро все на свои места встанет. Кустарники вас благодарить будут. Вы не обижайтесь на них, глупых. Их понять можно: кто солнышко не любит!
Через некоторое время ветер подул, да такой сильный и порывистый, что сразу несколько толстых веток поломал у деревьев. Кустарники замолчали, встревожились, к теплым стволам своих старших братьев пододвинулись. А те их ветками обняли, как будто ничего между ними не было.
Ураган был страшный. Сверкали молнии, хлестал дождь, ветер до земли некоторые стволы сгибал. А кустарникам под деревьями буря нипочем. Только слышно, как тревожно шумят кроны в вышине, да ветки, сорванные ураганом, на землю падают. Радуются кустарники такой защите.
Когда кончился ураган, уставшие деревья ветки опустили, в себя прийти не могут.
— Простите нас, братья. Без вас мы пропали бы. Вас ураган хлестал, а нам так надежно было за вашими стволами и кронами. Да и не темно здесь у нас вовсе. Это уж мы так, от вредности... Мы землю веточками и листочками своими, как и прежде, притенять станем, для вас влагу в ней беречь будем, чтобы вы сильнее становились. А осенью мы листвой опавшей землю укроем: корням вашим и всем, кто ниже растет, хорошая подкормка и одеяло будет. Мы теперь свой этаж в лесу ни на какой другой не променяем. Мы поняли, что свой этаж — всегда самый лучший и самый удобный.
Деревья, услышав эти слова, встряхнули ветвями, будто маленький ливень прошел. Кустарники умылись и засверкали листочками. С тех пор кустарники на деревья больше не обижались.
Вопросы после прочтения сказки:
Наблюдали ли вы когда-нибудь за деревьями в лесу во время урагана?
Что поняли кустарники после урагана?
Замечали ли вы когда-нибудь, гуляя по лесу, как одни деревья другим помогают?
Домашнее задание:
Нарисовать дома рисунок или сделать поделку на выставку «Лес мечты своими руками».
Вторник – День рисования, посвященный грибам леса.
«Заочная экскурсия в Царство Грибов»
Задание: Соберите картинки и назовите, какие это грибы. (Работа детей)
Дети: белый гриб, лисичка, подберезовик, подосиновик, сыроежка, мухомор, опята, груздь, волнушка.
Задание: Нарисовать любые грибы из вышеперечисленных.
Среда – День театра, посвященный животным леса.
Я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне назовете и покажете отгадки.
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…(Волк)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его …(Медведь)
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц)
У него нос пятачком,
Хвостик маленький - крючком.
Он любитель жёлудей,
Корешков, грибов и змей.
С двумя грозными клыками,
С мощной шеей и ногами
В ямы прячется в буран…
Кто скажите он? (Кабан)
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно — (Ёж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее… (Лиса)
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. Прыгает, как стрелка, Рыженькая … (Белка)
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это… (Лось)
Молодцы! Хорошо знаете зверей нашего края.
Инсценировка сказки «Теремок».
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных.
Сказка заставляет задуматься о том, что нужно быть добрым по отношению друг другу, уметь делиться, уступать и о том, что важно беречь то, что у тебя есть.
Четверг – День игр, посвященный лекарственным растениям.
Проведение беседы «Зеленая аптека».
Лечебные свойства лекарственных растений:
Крапива - повышает иммунитет, улучшает работу кишечника. Стимулирует обмен веществ. Понижает уровень сахара в крови. Возбуждает аппетит. В листьях и корнях крапивы содержится вещество, защищающее организм от вирусов и противораковым действием. Используется в косметике. Для ухода за волосами, в кремах и тониках. Крапива полезна для печени, почек, мочевого пузыря. Укрепляет стенки кровеносных сосудов.
Подорожник - Самая известная и главная «полезность» подорожника это кровоостанавливающее, противовоспалительное, и ранозаживляющее действие. Подорожник повышает аппетит, благотворно влияет на пищеварительную систему. Справляется с заболеваниями дыхательных путей, эффективен при бронхитах, туберкулезе. Хорошо влияет на нервную систему – в зависимости от вида настоя способен тонизировать или наоборот – успокаивать и понижать артериальное давление.
Ромашка - В первую очередь ромашка полезна во время лечения простудных вирусных болезней. Чаще к ним относится ангина ОРВИ и ОРЗ, грипп. Её также можно употреблять, когда наблюдается газообразование в кишечнике или же при мышечных спазмах. Этот цветок, бесспорно, полезен и для улучшения пищеварения. Специалисты также рекомендуют ромашку при сильных болях в кишечнике, так как она способна снизить чувствительность и быстро снять воспаление. Ромашка помогает успокоиться и расслабиться, что также благотворно влияет на наш сон. Обратите внимание, что внутрь употребляется исключительно аптечная ромашка. Она применяется не только в медицине, но и в косметологии. Её мы можем увидеть в составе детского крема, зубной пасты или мыла, геля для душа или же шампуня.
Шиповник - является прекрасным лекарственным средством – прежде всего за счет содержания в нем большого количества аскорбиновой кислоты (витамина С). Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника, последние часто применяют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный из шиповника чай имеет множество полезных свойств: прежде всего он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, помогает при склеротических заболеваниях, а также нормализует процессы обмена, деятельность сердечно-сосудистой системы, печени и желудочно-кишечного тракта, положительно влияет на нервную систему.
Малина - Во все времена ее использовали как одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Ягода эффективно борется с высокой температурой, а также обладает хорошим потогонным действием. Хороша она как отхаркивающее средство при бронхитах. Вещества, содержащие в ягоде, укрепляют иммунитет, помогают бороться с негативным воздействием окружающей среды. Помимо этого, малина позволяет сохранить молодость и красоту. Целебные свойства благоприятно воздействуют на омоложения кожи, делают ее упругой и эластичной. Для этого применяют различные маски, настои и кремы.
Мать-и-Мачеха - Настой травы применяется при ангинах, бронхитах, пневмониях и даже при туберкулезе легких. При поражениях органов пищеварения: настои и отвары мать-и-мачехи помогают при гастритах, язвенных болезнях, нарушениях в работе печени и желчного пузыря. При воспалении слизистых оболочек ротовой полости и других стоматологических заболеваниях. Настои рекомендуют употреблять при сердечной недостаточности. К пораженным местам прикладывают салфетки, пропитанные отваром или настоем мать-и-мачехи. Также можно употреблять мать-и-мачеху для волос – настой травы при полоскании укрепляет корни и помогает уничтожить перхоть. Отвары и чаи с мать-и-мачехой рекомендуют пить в качестве общеукрепляющего средства при упадке жизненных сил, снижении иммунитета, после болезни или для профилактики.
Чистотел - Латинское название слова ЧИСТОТЕЛ происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой или чистой травой. Это растение применяется для лечения кожных проблем. Сок чистотела избавляет от бородавок, прыщей, мозолей, борется с грибковыми заболеваниями, лечит чесотку, снимает раздражения кожи после бритья, облегчает состояние при ожогах и ранах. Соком смазывают трещины на руках и на пятках, выводят веснушки и пигментные пятна. Траву чистотела применяют для лечения ран. Но будьте осторожны! Чистотел ядовит! Применять его надо осторожно!
Березовые почки - Почки оказывают мочегонное, отхаркивающее, противовирусное, противовоспалительное и противогрибковое действие. В народной медицине березовые почки используют как кровоочищающее средство, применяют их и для ванн, болях в суставах, кожной сыпи, ожогах. При расстройстве желудка и спазмах помогает настой березовых почек.
Кора дуба - применяется в основном как наружное средство, но, также используется для спринцевания, клизм, иногда - внутренне, в виде настоев, отваров, чая. Кора и листья дуба обладают противовоспалительным, противоглистным, успокаивающим, кровоостанавливающим действиями. Настой принимают при заболеваниях желудка, поносах, гастритах, коликах, воспалении кишечника, желудочно-кишечных кровотечениях, болезнях печени, селезенке. Теплый настой улучшает пищеварение.
Сосновые почки – обладают целым набором положительных качеств. Устранение кашля. Лечение верхних дыхательных путей. Устранение проблем с мочевой системой. Снятие головной боли. Нормализация давления. Устранение боли в мышцах. Улучшение состояния после инсульта.
Сюжетно – ролевая игра «Доктор Айболит».
Цель: Закрепить знания детей о профессии врача: что делает врач, кого он лечит, чем он лечит.
Игровой материал:
Белый халат, колпак доктора, атрибуты для игры «Больница».
Ход игры:
Ребята, а сейчас наденет белый халат Вика и будет - врачом! А кто желает пойти на приём к врачу?
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И девчонка и мальчишка.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
И пришёл к Айболиту … (Дима и тд)
Все ребята лечат друг друга разными медицинскими средствами.
Дидактическая игра «Лекарственные растения».
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях леса и луга.
Игровой материал: две ромашки разного цвета с кармашками.
Пять лепестков к каждой ромашке, на которых изображены растения.
Две карточки с экологическими системами - леса, луга.
Ход игры:
Ребята делятся на 2 команды и выбирают себе ромашку-экологическую систему. Учитель перемешивает лепестки ромашки, которые лежат иллюстрациями вниз. Затем он поднимает один лепесток, показывает его играющим и спрашивает: "Кому нужен этот лепесток с растением?" Команда, которая считает, что это растение должно быть у них, отвечает: "Нам, это ромашка, она растёт на лугу". Получив от учителя лепесток с лекарственным растением, команда вкладывает в кармашек ромашки. Если команда не узнала растение, относящееся к ним, или не смогла вспомнить его название, то лепесток, откладывается в сторону. Победившая команда считается та, которая быстрее соберёт все пять лепестков.
Усложнение игры. Получив от учителя лепесток, команда должна сказать не только место произрастания, но и какую пользу для здоровья приносит это лекарственное растение.
Пятница – День песен, посвященный птицам.
Музыкально – дидактическая игра «Угадай голос птицы».
Птичий концерт. Прослушивание на магнитофоне разных голосов птиц: галка, грач, кукушка, сорока, ворона, дятел, жаворонок, соловей, лебедь, скворец, снегирь, чиж, свиристель, поползень.
Цель: активизация слухового восприятия школьников птиц нашего края.
Игровой материал: магнитофон, картинки – отгадки птиц.
Развлечение «Во поле береза стояла».
Ведущая: Ребята посмотрите на это дерево. Кто сможет сказать, как оно называется? (Березка). А как вы догадались, что это березка? (У нее белый ствол и черные полоски на нем).
Ведущая:
Много песен о березе спето,
Много танцев танцевал народ
Вот и мы, у белоствольной,
Заведем сегодня хоровод.
Звучит музыка. Исполняется народный хоровод «Во поле береза стояла».
Молодцы, ребята, хорошо пели и танцевали.
Эко - информация для родителей: буклет «Как научить ребенка, беречь природу» (полезные советы для взрослых).
Выставка рисунков и поделок «Лес мечты своими руками».
Список используемой литературы:
Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. 2001
Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. 2001
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие 2001
Экологические сказки: для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. 1998
Экологическое образование и воспитание в России // Библиотечка журнала Вестник образования России. – 2013.
Прудникова, Т. Экология души – основа экологического воспитания // Искусство в школе. – 2012
Камакин, О.Н. Воспитание экологической культуры школьников // Справочник классного руководителя. – 2012
Зубова Ольга Алексеевна