Неделя Экологии

2
1
Материал опубликован 25 October в группе

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 15"















Неделя Экологии, посвященная Дню Леса













Учитель начальных классов:

Бондырева Екатерина Николаевна







г. Череповец

2024 г

Неделя Экологии, посвященная Дню Леса.

Цель: повышение эффективности работы по экологическому воспитанию школьников.

Задачи:

Расширить знания школьников о природе леса;

Обобщить знания о значении леса в жизни человека;

Развивать любознательность, внимание, память;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Привлечь семьи учеников к вопросу экологического воспитания школьников.



Ход работы:

Давайте с вами вспомним, что же такое природа? (Ответы детей)

Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

- Целую эту неделю мы с вами будем изучать и повторять живую природу.

Понедельник – День чтения, посвященный растениям леса.

Сказка — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым  читают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций.

Чтение рассказа «Дары дерева» Д. Кайгородов.

Всякий, конечно, согласится, что дерево - одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего-чего только не дает оно нам, людям!

Бревна и доски для постройки наших жилищ, дрова для их отопления - дает нам дерево. Столы, за которыми мы работаем, едим, стулья и скамейки, на которых сидим, кровать, на которой спим,- все это из дерева. Из дерева же делаются лодки и корабли, в которых плаваем по воде, - словом, всюду и везде, большая часть из самых необходимых для человека предметов сделана из дерева. Из дерева же получаем смолу, древесный уксус и древесный спирт. В последние годы редкая книга и газета не печатается на такой бумаге, в которой не было бы дерева.

А кора дерева?.. Древесной корой кожевники обрабатывают (дубят) ежегодно миллионы кож; из древесной же коры гонят деготь. Одно из самых употребительных лекарств, которым лечатся от лихорадки, получается также из древесной коры (хинного дерева). Ветви и листья дерева также употребляются на многие надобности человека. Так, например, они часто служат подстилкой для скота в стойлах. Из ветвей же вяжут веники и метлы. В бескормицу листьями кормят домашний скот.

А древесные плоды! Вспомним только о разных сортах яблок, груш, слив и вишен; о различных орехах: лесных, кедровых, грецких и других. Ведь все это вырастает на деревьях - все это дает нам дерево!

А, наконец, само живое дерево, в его красивом зеленом убранстве, широко раскинувшее свои красивые ветви и укрывающее нас от зноя и непогоды!..

И стоит оно, - питаясь от матери-земли и умываясь Божьей росой, - стоит красивое, спокойное, величавое, вынося бури и непогоды, и одаряя нас своими незаменимыми, разнообразными дарами.

Вопросы после рассказа:



Перечислите все, чем полезно дерево.

Каждый ребенок должен внимательно посмотреть вокруг себя и перечислить предметы, которые сделаны из дерева. Затем дети перечисляют все, что делают из коры, ветвей и листьев дерева.

Как вы думаете, может ли человек обойтись без дерева?

Какую роль дерево играет в вашей жизни?



Чтение экологической сказки М. Скребцова «Как кустарники с деревьями поссорились».

Однажды в лесу разные низкорослые деревья да кустарники — рябина, черемуха, орешник-лещина, жимолость, боярышник и другие младшие братья деревьев — разворчались:

Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громил-великанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли.

Деревья, услышав такие слова от своих младших братьев, очень расстроились:

Братья, разве наша в том вина, что мы ростом больше и ветвями крепче? Конечно, солнышко нам первым достается, но разве мы не защищаем вас мощными стволами и кронами от ветра да от снега тяжелого? Для вас мы крепнем и для всех, кто еще вас ниже: для трав и цветов, грибов и ягод.

Кустарники не успокаивались:

Не нужна нам ваша защита. Уж лучше пусть нас ураган сломает, чем вечно в тени жить.

Деревья ничего не ответили, только ветвями грустно встряхнули да приуныл и. В это время по небу ясному маленькое пушистое облачко пролетало. Увидело оно приунывшие деревья и крикнуло:

Я от большой серой тучи лечу, весть об урагане разношу, чтоб готовились все. Скоро все на свои места встанет. Кустарники вас благодарить будут. Вы не обижайтесь на них, глупых. Их понять можно: кто солнышко не любит!

Через некоторое время ветер подул, да такой сильный и порывистый, что сразу несколько толстых веток поломал у деревьев. Кустарники замолчали, встревожились, к теплым стволам своих старших братьев пододвинулись. А те их ветками обняли, как будто ничего между ними не было.

Ураган был страшный. Сверкали молнии, хлестал дождь, ветер до земли некоторые стволы сгибал. А кустарникам под деревьями буря нипочем. Только слышно, как тревожно шумят кроны в вышине, да ветки, сорванные ураганом, на землю падают. Радуются кустарники такой защите.

Когда кончился ураган, уставшие деревья ветки опустили, в себя прийти не могут.

Кустарникам стыдно стало: t1729880239aa.png

Простите нас, братья. Без вас мы пропали бы. Вас ураган хлестал, а нам так надежно было за вашими стволами и кронами. Да и не темно здесь у нас вовсе. Это уж мы так, от вредности... Мы землю веточками и листочками своими, как и прежде, притенять станем, для вас влагу в ней беречь будем, чтобы вы сильнее становились. А осенью мы листвой опавшей землю укроем: корням вашим и всем, кто ниже растет, хорошая подкормка и одеяло будет. Мы теперь свой этаж в лесу ни на какой другой не променяем. Мы поняли, что свой этаж — всегда самый лучший и самый удобный.

Деревья, услышав эти слова, встряхнули ветвями, будто маленький ливень прошел. Кустарники умылись и засверкали листочками. С тех пор кустарники на деревья больше не обижались.


Вопросы после прочтения сказки:

Наблюдали ли вы когда-нибудь за деревьями в лесу во время урагана?

Что поняли кустарники после урагана? 

Замечали ли вы когда-нибудь, гуляя по лесу, как одни деревья другим помогают?


Домашнее задание:

Нарисовать дома рисунок или сделать поделку на выставку «Лес мечты своими руками».





Вторник – День рисования, посвященный грибам леса.

«Заочная экскурсия в Царство Грибов»



Задание: Соберите картинки и назовите, какие это грибы. (Работа детей)

Дети: белый гриб, лисичка, подберезовик, подосиновик, сыроежка, мухомор, опята, груздь, волнушка.



t1729880239ab.jpg



Задание: Нарисовать любые грибы из вышеперечисленных.



Среда – День театра, посвященный животным леса.

Я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне назовете и покажете отгадки.

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…(Волк)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его …(Медведь)

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц)

У него нос пятачком,

Хвостик маленький - крючком.

Он любитель жёлудей,

Корешков, грибов и змей.

С двумя грозными клыками,

С мощной шеей и ногами

В ямы прячется в буран…

Кто скажите он? (Кабан)

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно — (Ёж)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее… (Лиса)

Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. Прыгает, как стрелка, Рыженькая … (Белка)

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это… (Лось)

Молодцы! Хорошо знаете зверей нашего края.

Инсценировка сказки «Теремок».

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка!

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

А я волчок-серый бочок.

Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь.

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных.

Сказка заставляет задуматься о том, что нужно быть добрым по отношению друг другу, уметь делиться, уступать и о том, что важно беречь то, что у тебя есть.

Четверг – День игр, посвященный лекарственным растениям.

Проведение беседы «Зеленая аптека».

Лечебные свойства лекарственных растений:

Крапива - повышает иммунитет, улучшает работу кишечника. Стимулирует обмен веществ. Понижает уровень сахара в крови. Возбуждает аппетит. В листьях и корнях крапивы содержится вещество, защищающее организм от вирусов и противораковым действием. Используется в косметике. Для ухода за волосами, в кремах и тониках. Крапива полезна для печени, почек, мочевого пузыря. Укрепляет стенки кровеносных сосудов.

Подорожник - Самая известная и главная «полезность» подорожника это кровоостанавливающее, противовоспалительное, и ранозаживляющее действие. Подорожник повышает аппетит, благотворно влияет на пищеварительную систему. Справляется с заболеваниями дыхательных путей, эффективен при бронхитах, туберкулезе. Хорошо влияет на нервную систему – в зависимости от вида настоя способен тонизировать или наоборот – успокаивать и понижать артериальное давление.

Ромашка - В первую очередь ромашка полезна во время лечения простудных вирусных болезней. Чаще к ним относится ангина ОРВИ и ОРЗ, грипп. Её также можно употреблять, когда наблюдается газообразование в кишечнике или же при мышечных спазмах. Этот цветок, бесспорно, полезен и для улучшения пищеварения. Специалисты также рекомендуют ромашку при сильных болях в кишечнике, так как она способна снизить чувствительность и быстро снять воспаление. Ромашка помогает успокоиться и расслабиться, что также благотворно влияет на наш сон. Обратите внимание, что внутрь употребляется исключительно аптечная ромашка. Она применяется не только в медицине, но и в косметологии. Её мы можем увидеть в составе детского крема, зубной пасты или мыла, геля для душа или же шампуня.

Шиповник - является прекрасным лекарственным средством – прежде всего за счет содержания в нем большого количества аскорбиновой кислоты (витамина С). Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника, последние часто применяют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный из шиповника чай имеет множество полезных свойств: прежде всего он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, помогает при склеротических заболеваниях, а также нормализует процессы обмена, деятельность сердечно-сосудистой системы, печени и желудочно-кишечного тракта, положительно влияет на нервную систему.

Малина - Во все времена ее использовали как одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Ягода эффективно борется с высокой температурой, а также обладает хорошим потогонным действием. Хороша она как отхаркивающее средство при бронхитах. Вещества, содержащие в ягоде, укрепляют иммунитет, помогают бороться с негативным воздействием окружающей среды. Помимо этого, малина позволяет сохранить молодость и красоту. Целебные свойства благоприятно воздействуют на омоложения кожи, делают ее упругой и эластичной. Для этого применяют различные маски, настои и кремы.

Мать-и-Мачеха - Настой травы применяется при ангинах, бронхитах, пневмониях и даже при туберкулезе легких. При поражениях органов пищеварения: настои и отвары мать-и-мачехи помогают при гастритах, язвенных болезнях, нарушениях в работе печени и желчного пузыря. При воспалении слизистых оболочек ротовой полости и других стоматологических заболеваниях. Настои рекомендуют употреблять при сердечной недостаточности. К пораженным местам прикладывают салфетки, пропитанные отваром или настоем мать-и-мачехи. Также можно употреблять мать-и-мачеху для волос – настой травы при полоскании укрепляет корни и помогает уничтожить перхоть. Отвары и чаи с мать-и-мачехой рекомендуют пить в качестве общеукрепляющего средства при упадке жизненных сил, снижении иммунитета, после болезни или для профилактики.

Чистотел - Латинское название слова ЧИСТОТЕЛ происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой или чистой травой. Это растение применяется для лечения кожных проблем. Сок чистотела избавляет от бородавок, прыщей, мозолей, борется с грибковыми заболеваниями, лечит чесотку, снимает раздражения кожи после бритья, облегчает состояние при ожогах и ранах. Соком смазывают трещины на руках и на пятках, выводят веснушки и пигментные пятна. Траву чистотела применяют для лечения ран. Но будьте осторожны! Чистотел ядовит! Применять его надо осторожно!

Березовые почки - Почки оказывают мочегонное, отхаркивающее, противовирусное, противовоспалительное и противогрибковое действие. В народной медицине березовые почки используют как кровоочищающее средство, применяют их и для ванн, болях в суставах, кожной сыпи, ожогах. При расстройстве желудка и спазмах помогает настой березовых почек.

Кора дуба - применяется в основном как наружное средство, но, также используется для спринцевания, клизм, иногда - внутренне, в виде настоев, отваров, чая. Кора и листья дуба обладают противовоспалительным, противоглистным, успокаивающим, кровоостанавливающим действиями. Настой принимают при заболеваниях желудка, поносах, гастритах, коликах, воспалении кишечника, желудочно-кишечных кровотечениях, болезнях печени, селезенке. Теплый настой улучшает пищеварение.

Сосновые почки – обладают целым набором положительных качеств. Устранение кашля. Лечение верхних дыхательных путей. Устранение проблем с мочевой системой. Снятие головной боли. Нормализация давления. Устранение боли в мышцах. Улучшение состояния после инсульта.



Сюжетно – ролевая игра «Доктор Айболит».



Цель: Закрепить знания детей о профессии врача: что делает врач, кого он лечит, чем он лечит.



Игровой материал:

Белый халат, колпак доктора, атрибуты для игры «Больница».



Ход игры:

Ребята, а сейчас наденет белый халат Вика и будет - врачом! А кто желает пойти на приём к врачу?



Добрый доктор Айболит,



Он под деревом сидит.



Приходи к нему лечится



И девчонка и мальчишка.



Всех излечит, исцелит



Добрый доктор Айболит.



И пришёл к Айболиту … (Дима и тд)



Все ребята лечат друг друга разными медицинскими средствами.



Дидактическая игра «Лекарственные растения».

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях леса и луга.


Игровой материал: две ромашки разного цвета с кармашками.

Пять лепестков к каждой ромашке, на которых изображены растения.

Две карточки с экологическими системами - леса, луга.



Ход игры:

Ребята делятся на 2 команды и выбирают себе ромашку-экологическую систему. Учитель перемешивает лепестки ромашки, которые лежат иллюстрациями вниз. Затем он поднимает один лепесток, показывает его играющим и спрашивает: "Кому нужен этот лепесток с растением?" Команда, которая считает, что это растение должно быть у них, отвечает: "Нам, это ромашка, она растёт на лугу". Получив от учителя лепесток с лекарственным растением, команда вкладывает в кармашек ромашки. Если команда не узнала растение, относящееся к ним, или не смогла вспомнить его название, то лепесток, откладывается в сторону. Победившая команда считается та, которая быстрее соберёт все пять лепестков.

Усложнение игры. Получив от учителя лепесток, команда должна сказать не только место произрастания, но и какую пользу для здоровья приносит это лекарственное растение.

t1729880239ac.jpg



Пятница – День песен, посвященный птицам.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай голос птицы».

Птичий концерт. Прослушивание на магнитофоне разных голосов птиц: галка, грач, кукушка, сорока, ворона, дятел, жаворонок, соловей, лебедь, скворец, снегирь, чиж, свиристель, поползень.

Цель: активизация слухового восприятия школьников птиц нашего края.

Игровой материал: магнитофон, картинки – отгадки птиц.



Развлечение «Во поле береза стояла».



Ведущая: Ребята посмотрите на это дерево. Кто сможет сказать, как оно называется? (Березка). А как вы догадались, что это березка? (У нее белый ствол и черные полоски на нем).



Ведущая:

Много песен о березе спето,

Много танцев танцевал народ

Вот и мы, у белоствольной,

Заведем сегодня хоровод.



Звучит музыка. Исполняется народный хоровод «Во поле береза стояла».

Молодцы, ребята, хорошо пели и танцевали.



Эко - информация для родителей: буклет «Как научить ребенка, беречь природу» (полезные советы для взрослых).

Выставка рисунков и поделок «Лес мечты своими руками».



t1729880239ad.jpg





Список используемой литературы:



Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. 2001

Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. 2001

Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие 2001

Экологические сказки: для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. 1998

Экологическое образование и воспитание в России // Библиотечка журнала Вестник образования России. – 2013.

Прудникова, Т. Экология души – основа экологического воспитания // Искусство в школе. – 2012

Камакин, О.Н. Воспитание экологической культуры школьников // Справочник классного руководителя. – 2012

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень познавательно. Спасибо!

7 November