12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дерябина Виктория Дмитриевна39
2

"Некоторые аспекты использования индивидуального подхода в работе с учащимися в классах ДШИ"



ОБОУДО «Кореневская ДШИ имени А.М. Руденко»







Доклад







«Некоторые аспекты использования индивидуального подхода в работе с учащимися в классах ДШИ»



(внутришкольный семинар «Индивидуальный подход на уроке. Методы, приемы, результат»)







Подготовил (а): преподаватель отделения

народных инструментов

Дерябина В.Д.







Коренево 2020г.





Некоторые аспекты использования индивидуального подхода в работе с учащимися в классах ДШИ

Введение.

Элементы музыки присутствуют во многих видах человеческой деятельности. Швейцарский музыкальный деятель и психолог Эдгар Виллемс, развивая тезис о гармоничном воспитании, говорил, что «разные способности взаимно укрепляют одна другую, а не противоречат друг другу, как это часто имеет место в интеллектуальном противоестественном обучении».

Большинство родителей недооценивают значение занятий музыкой для развития детей. Ещё Аристотель писал о значении музыки в их воспитании: «Нет сомнения, что тем более мы подвергаемся влиянию каждого дела, чем ближе и непосредственней участвуем в нем сами…. что только активное занятие музыкой может иметь настоящее образовательное значение…. а если так, то музыка непременно должна входить в программу воспитания». И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.

Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.

Наш ученик, ребёнок, дарит нам своё время - невосполнимый отрезок жизненного пути, его родители доверили нам самое драгоценное, что у них есть. Как распорядиться временем нашего ученика, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, решать нам, учителям.

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.


1. Причины негативного

отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.

В педагогической практике преподавателя-баяниста встречаются ученики, которые отчаянно сопротивляются музыкальным занятиям, учатся, как говорится «из-под палки». Многие покорно выполняют волю родителей. Но такое обучение не дает желаемого результата. Бывает, что по окончании школы баян годами не вынимается из чехла или же совсем продается. Часто наблюдается и такая картина: ребенок увлеченно учится в музыкальной школе, но после выпускных экзаменов круг его интересов ограничивается эстрадной музыкой. В лучшем случае такой выпускник иногда обращается к народной музыке. Прекрасным кажется тот факт, что человек, окончивший школу искусств, еще может сыграть что – либо из классического репертуара, пройденного на уроках, или хотя бы изредка посещает филармонические концерты.

А как обстоит дело с теми, кто выбирает музыку своей профессией? Есть немало профессиональных музыкантов, вообще не воспринимающих музыку как художественное явление. Как это ни парадоксально, музыка не вызывает у них никаких эмоций, не является источником внутреннего удовлетворения. Они не посещают филармонических концертов, редко или вообще не ходят в театры, инструмент используют как средство для заработка, а не для повышения своего культурного уровня.

Отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще зависит, в первую очередь, от личности педагога, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него, захочет ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно организовать характер».

Музыкальной педагогике присуща специфическая черта, которую точно подметил Я.И. Мильштейн: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом. Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные». Таким образом, личность – исполнитель далеко не всегда является личностью – педагогом. Не случайно Л. Баренбойм одним из эпиграфов к своей книге взял цитату В. Асафьева: «Увы, среди педагогов музыки еще имеются люди, рассматривающие свою задачу только как обучение навыкам ремесла».

Узко понимаемая цель рождает самые примитивные средства, такие как: скудность репертуара учащегося, однообразно сформулированные, непродуманные домашние задания, скучная, сухая атмосфера на уроке, формальное общение с родителями, минимум внеклассной работы.

Педагогическая практика показывает ещё одну причину - некоторые учителя – рутинеры умеют порой показывать эффективные результаты своей работы (учеников их награждают словесными похвалами), но ни педагогами, ни воспитателями в высоком смысле слова их не назовешь потому, что они безлики: самодовольство, догматизм и рутина уничтожили их личность или не дали ей раскрыться».

Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение членов семьи к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще, эмоциональная атмосфера в школе искусств, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на первый взгляд моменты играют для детей решающую роль в обучении на инструменте.

2. Индивидуальный подход педагога к учащимся.

От педагога в ходе учебного процесса требуется профессиональность и глубоко заинтересованное отношение к делу. Что касается личной заинтересованности педагога в успехах ученика – то она является необходимым условием для установления контакта с ним, создает благоприятные условия для его творческого самовыражения.

Контакт с учащимся, устанавливается с первых же уроков. И для того, чтобы он был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому педагог обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по телевидению и радио. Помимо непосредственной радости это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества ученика и на их основе строить свои занятия. Знаменитый педагог Ю.И. Янкевич писал: «Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика, определение всех его слабых и сильных сторон, возможности развития, ограничений, «тормозов» на его пути». Далее, пишет автор, в первую очередь необходимо развивать в ученике наиболее индивидуальное, характерное, подтягивая слабые стороны. Также можно согласиться с А.Д. Алексеевым, который в своей методике обучения на фортепиано акцент ставит на принципе стремления «зацепить лучшую струнку» в ученике, найти в нем положительные черты, выявить то, к чему есть наибольший интерес, и при помощи этого звена вытянуть всю цепь. При этом необходим индивидуальный метод общения с учеником на уроке - особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.

Каждый педагог решает по-своему педагогические и воспитательные задачи в работе с учениками. На чем следует остановить свое внимание? Чему больше доверять - разуму или интуиции? Педагогический опыт показывает, что одно всегда связано с другим. Интуиция приходит тогда, когда много опробовано, осмыслено, продумано. Многие педагоги действуют чаще всего интуитивно, доверяют чувству. Важным стимулирующим моментом в работе педагога с учеником (особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят.

Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога. Ребенок может не заметить методических просчетов учителя, но всегда обнаружить его равнодушие. Особенно опасно, когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно - по-разному относится к детям перспективным, т.е. будущим профессионалам и к будущим любителям музыки. Разница, конечно, должна быть, но не в отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее большинство малоодаренных детей. Одни из них пытаются угнаться за «перспективными» и больше времени тратят на преодоление инструментальных технических трудностей, которые им в будущем не пригодятся (вместо того, чтобы читать с листа, расширить свой музыкальный кругозор). Другие из гордости и не пытаются «угнаться» за кем-то и вообще охладевают к музыкальным занятиям. Многие педагоги оправдывают свое незаинтересованное отношение к малоодаренным детям тем, что, мол, все равно бесполезно. Это в корне неверно, да и просто бестактно, неблагодарно.

Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча с педагогом. Учитель должен нравиться ребенку. Не должно быть фальши и натянутости в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный. Имеет большое значение и то, как выглядит педагог.

Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и педагога - залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно творчески самовыражаться.

Индивидуальный подход можно условно разделить на этапы:

- Личностно-ориентированный подход

- Личностно-деятельностный подход.

Личностно-ориентированный подход

В музыкальном воспитании, основной упор делается на индивидуальное развитие. Все компоненты системы обучения, условия, в которых она функционирует, реализуются с учётом заданного результата. Личностный подход предполагает приоритетную роль индивидуальных особенностей ребёнка.

Используя личностный подход в обучении, преподаватель уделяет внимание не только индивидуальным и возрастным особенностям. Немаловажное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Диапазон состояний – радостное, возбуждённое, раздражённое, утомлённое, угнетённое и другие – имеет особое, а в ряде случаев и решающее значение в развитии и формировании позитивного или негативного поведения.

Личностный подход эффективен, если на уроке:

- Доброжелательно-доверительное отношение к детям.

- Преподаватель понимает цели, поступки, мотивы ребенка в любой ситуации.

- Обучающий помнит, что каждый ученик – уникальная личность. У всех детей есть свои особенности, амплитуда которых очень велика.

- Каждый ребенок талантлив хоть в чем-то. Стремиться искать у каждого ребенка индивидуальные "точки роста".

- Давать шанс исправиться, даже если ученик совершил вопиющий поступок. Не следует помнить зло.

- Избегать сравнения детей между собой.

- Основа общения будет исходить от сотрудничества и взаимопонимания.

-Искать и давать возможность каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться.

- Прогнозировать, стимулировать, проектировать творческое развитие детей.

Личностно-деятельностный подход

Потенциал человека реализуется через личностно-деятельностный подход. Ключевым его принципом является активное вовлечение детей в посильные и интересные мероприятия. В рамках анализа организации деятельности учеников особое значение следует уделить её структуре.

В трудах психологов А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна деятельность включает в себя потребности, мотивацию, действия, факторы (условия), операции и результаты.

Человек должен активно развивать, помогая всестороннему расцвету личности такие психические процессы, как сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, – говорил К. К. Платонов. В его концепции личности деятельность представлена в виде цепи, состоящей из мотива, способа и результата. Личностный подход по К. Платонову – это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.

3. Об активизации интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно эта цель достигается в игре. В игре ученик свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в до нотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий, ритмические считалки и т.д. При всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.

Стимулировать интерес учащихся на уроке можно методом показа, играя какое-либо произведение. Педагог обращает внимание ученика на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, содержание и т.д.). Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм очень стимулирует музыкальные занятия учеников. Возможна также активизация ребенка за счет конкурентности - проигрывания одной и той же пьесы разными детьми. Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист. Но нельзя забывать об индивидуальных сценических возможностях детей. Многие чувствуют себя на сцене неуверенно. Все методы активизации интереса учащихся к занятиям на инструменте будут эффективными только с учетом индивидуальных возможностей каждого из них.

4. О работе с родителями.

«Воспитание начинающих обучаться в ДШИ начинается с воспитания и самовоспитания взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Сегодня уже стало правилом, что успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий.

Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным и художественным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий искусством для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

- Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое занятие не может так развивать ребенка эмоционально (как искусство чувств, эмоций);

- Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;

- Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

- Развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);

- Воспитывается концентрация внимания;

- Развитие интеллектуальных способностей;

- Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в школе искусств по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);

- Педагог должен сообщить родителям о достоинствах инструмента, который наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;

- Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от ребенка немало усилий и времени. При этом начинающему музыканту особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних занятий ребенка учитывая его индивидуальные возможности. Главное условие – ежедневность и результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.

5. Использование индивидуальных методов преподавания, применяемых на занятиях в классе баяна-аккордеона.

Индивидуальный подход к обучающемуся – это умение преподавателя учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благоприятно влиять на развитие обучающегося. Задача преподавателя – изучить психические особенности каждого и понять, что двух обучающихся одинакового психического склада быть не может.

Первое, что отличает обучающихся – это их интересы. Интересы являются важнейшим стимулом к освоению знаний. Вторая отличительная черта – это способности, которые являются условиями успешного выполнения какой – либо одной или нескольких видов деятельности.

Для успешного усвоения обучающимся учебного материала на уроке, преподавателю необходимо подбирать и использовать наиболее эффективные формы передачи знаний.

На разных этапах игры на баяне-аккордеоне преподаватель должен использовать разные методы преподавания. При проверке домашнего задания - метод прослушивания материала (прослушивания произведения в целом, либо его эпизодов); метод устного отчета обучающегося (рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы преподавателя). При изложении устного материала и его закреплении применяется метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте); метод тренировки (технические упражнения, проигрывание гамм, этюдов).

С целью воспитания трудолюбия, упорства часть урока, отводится для полусамостоятельной работы обучающегося, конкретно указав, что и как надо делать (исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм, подобрать аппликатуру или же несколько раз повторить эпизод произведения, небольшую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой двумя руками). Это способствует мобилизации имеющихся знаний, умений, навыков обучающегося, закреплению недавно приобретенных.

Основным методом в преподавании игры на баяне является метод тренировки. В одном случае даются попутные советы учащемуся, не прекращая его игры, в другом, заметив шероховатости и неточности исполнения, останавливается игра. Эти приемы связаны между собой, и в процессе тренировки сочетаются друг с другом.

Попутные замечания должны быть краткими и своевременными, чтобы ученик не прекращая игры, успевал их выполнить, следует заблаговременно предупредить обучающегося, что будет крещендо или диминуэндо, а во время игры в быстром темпе предупредить об акцентах, которые должны быть сделаны. Нельзя делать частые замечания обучающемуся, особенно в то время когда он выполняет второстепенные задачи аппликатурные, двигательные и др.

Чаще всего во время игры попутные замечания делаются в форме жестов, в одних случаях дирижерским жестом указывается обучающемуся нюансировка, акцент, в других указывается жестом, как условным знаком. Попутные замечания удобно делать путем подыгрывания на баяне или подпевания (особенно второстепенных голосов, которые обучающийся хуже слышит). Нередко случается, что обучающийся плохо считает под свою игру. Чтобы устранить этот недостаток ему полезно считать под игру преподавателя. Исправлять ошибки лучше, всего путем повторения данного места. Достаточно сказать «Вот так должно звучать». Такой показ поддерживает увлечение игрой обучающегося.

Зная, что будет играть на предстоящем уроке обучающийся, ясно представляя себе возможные недостатки его исполнения, предлагается исполнить трудные места, которые не удавалось ученику на предыдущих уроках.

Метод игры под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Такая работа позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу: раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива.

Таким образом, разучивая со своими учениками музыкальные произведения, не следует забывать о том, что главная цель – воспитание полноценного музыканта, художника. Следовательно, каждое произведение надо изучать детально, глубоко, насколько это доступно обучающемуся. Рост баяниста зависит от мастерства преподавателя, от того как умело он использует разнообразные методы и приемы, учитывая индивидуальность каждого ученика.


Заключение.

Невозможно переоценить важность задачи приобщения ребенка к миру музыки. Антидуховная атмосфера в обществе в целом не способствует занятиям музыкой и особенно на баяне. Педагог – баянист находится сегодня в иных условиях, чем лет 15 назад. Это, во-первых, недостаточная материальная база; во-вторых, отсутствие конкурса у поступающих на баян; в-третьих, низкий общественный престиж инструмента.

Психологические трудности педагога в современных условиях усугубляются и потому, что общество лишь декларирует значение культуры, а на самом же деле педагог школы искусств находится на низкой ступени социальной лестницы.

Учитывая все это, для успешной работы преподавателям необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый педагог сам должен найти эти формы и способы.

Особенно актуален сегодня следующий вопрос. В связи с тем, что в общеобразовательной школе ребенок не получает поддержки своим занятиям музыкой (да и дома нередко встречается несерьезное отношение: «Лишь бы стекла не бил!»), необходимо в классе музыкальной школы создать «противовес». Для этого индивидуальные занятия должны сочетать с коллективными формами работы. Например:

- Коллективное музицирование (желательно объединить детей не по учебному плану, а втягивать всех, независимо от классов);

- Каждый должен иметь возможность оценивать другого (для этого хорошо устраивать коллективное прослушивания со всеобщим обсуждением и общей оценкой);

- Коллективное посещение концертов и прослушивание музыки с последующими дискуссиями;

- Выступления класса (особенно хорошо с выездами).

Последний момент особенно важен для развития детского интереса. Б.М. Теплов писал: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен… Без этого развитие ребенка неизбежно подменяется развитием некоторого формального умения».

При коллективных обсуждениях атмосферу в классе регулирует педагог – необходимо воспитывать у детей доброжелательность и объективность.

Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят не только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть радиофицирован (проигрыватель, магнитофон), всегда «под рукой» должны быть ноты. На стенах – портреты композиторов, фотографии исполнителей и т.д. Все зависит от фантазии педагога.

Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям музыкой и конкретно на инструменте.

У педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:


1. http://fb.ru/article/294001/lichnostnyiy-podhod-v-obuchenii-i-obrazovanii

2. https://studfiles.net/preview/1724115/page:9/

3. https://kartaslov.ru/книги/Платонов_К_К_Занимательная_психология/2

4. http://koi.tspu.ru/koi_books/nikolskaya2/pptu.htm

5. ttps://studme.org/131939/pedagogika/sistema_razvivayuschego_obucheniya_zankova

6. http://fb.ru/article/71622/razvivayuschee-obuchenie-osnovnyie-printsipyi





10

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.