Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе «Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух»
2012 год
Тема урока: Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
Задачи:
- повысить мотивацию учащихся к изучению химии и биологии;
- осуществить коррекцию знаний, создать условия для их осознанного применения.
Цели:
Образовательная:
- расширить и углубить знания учащихся о неметаллах;
- обеспечить усвоение учащимися свойств аллотропных видоизменений;
- раскрыть значение и качество воздуха для здоровья человека.
Развивающая:
- развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала;
- формировать представления о единой картине мира;
- развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само – и взаимоконтроля.
Воспитательная:
- прививать интерес к химии и биологии, развивать творческие способности, чувство ответственности.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, видеометод.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: портреты ученых, таблицы, видеофильм, высказывание Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель химии.
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок, давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок. Все химические элементы разделяют на металлы и неметаллы. С металлами мы уже познакомились, а теперь перейдем к рассмотрению неметаллов. Тема нашего урока: «Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух».
Среди 118 химических элементов к неметаллам относят 22 элемента. Положение в периодической системе неметаллов в основном по диагонали В – At и над ней. Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием. Судите сами: Н2, О2, О3, F2, N2 – газы при обычных условиях, Br2 – жидкость, В, С, Р – твердые вещества. Окраска неметаллов – простых веществ охватывает все цвета спектра: красный (красный Р), желтый (сера), зеленый (хлор – желто-зеленый газ). Температура плавления неметаллов лежит в очень широком интервале: от 3800ºС у графита до -210ºС у азота. Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими двух типов кристаллических решеток: молекулярной и атомной. Разным строением кристаллических решеток объясняется и явление аллотропии. Что это такое? Приведите примеры аллотропных веществ. Вторая причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ: пример обычный кислород и озон.
II. Учащиеся группы № 1 сообщают классу.
В состав каких веществ входит кислород, приводят формулы соединений.
Дают характеристику физических свойств кислорода и озона.
Сообщают об открытии кислорода.
III. Сообщение учащегося об открытии кислорода.
Открытие кислорода.
В чистом виде кислород впервые был получен в 1772 году шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
(портрет К.В.Шееле). Это имя стало широко известно ученому миру в 1777 году, когда К.Шееле опубликовал книгу «Химический трактат о воздухе и огне». Книга была написана в 1775 году, и лишь по вине издателя публикация ее задержалась на 2 года. Это обстоятельство лишило К.Шееле права именоваться первооткрывателем кислорода, хотя он описал его еще в 1772 году, причем полнее и четче, чем это сделал Джозеф Пристли.
(портрет Д.Пристли). В 1774 году английский ученый Дж.Пристли разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. Он проделал следующие опыты:
В сосуд с кислородом внес горящую свечу. «Свеча горит ярким пламенем», - записал он. Д. Пристли сделал вывод: «кислород поддерживает горение».
Поместил мышей под 2 колокола – с воздухом и с кислородом. Вскоре под колоколом с воздухом мышь погибла, в то время как в кислороде мышь продолжала жить.Д. Пристли еще раз повторил этот опыт. Результат был такой же. Исследователь сделал вывод: «Кислород поддерживает дыхание». Тогда он попробовал сам дышать кислородом: «В кислороде дышится легко и свободно». Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха. Только спустя несколько лет Лавуазье, подробно изучивший свойства этого газа, установил, что он является составной частью воздуха. В дальнейшем представление о составе воздуха были уточнены.
(портрет А.Л.Лавуазье). – краткая справка о нем.
IV. Учитель биологии.
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что выражает эта поговорка? Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Каждый из вас понимает огромное значение воздуха для организма. Сколько дней человек может прожить без воздуха?(3-5 минут). Какие организмы пополняют воздух кислородом? С помощью какого процесса в природе это происходит?
V. Подготовленные учащиеся группы № 2 объясняют:
1. Что такое фотосинтез?
2. В ходе какой стадии фотосинтеза образуется кислород?
3. Где сосредоточен пигмент хлорофилл?
VI. Учитель биологии. Фотосинтез – это процесс, который происходит в зеленых растениях при солнечном свете. В результате этого процесса содержание кислорода в воздухе постоянно пополняется. Установлено, что количество кислорода, выделяемого зелеными растениями в год, превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет? Возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?
Для вас подготовили учащиеся группы № 3 рубрику «Подумать только!»
Летом древесные зеленые насаждения на площади 1га за 1 час могут усвоить 8кг углекислого газа, т.е столько, сколько его выделяют при дыхании 200 человек.
Зеленые растения на всей планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд.тонн кислорода и усваивают 600 млрд. тонн углекислого газа.
На одного жителя планеты приходится 167 тыс. тонн атмосферного кислорода.
В течение одной минуты человек в среднем употребляет 0,5литров кислорода.
Учитель биологии. Какая система органов доставляет кислород ко всем клеткам от легких? (кровеносная система).
В кровеносной системе эту функцию осуществляют эритроциты, содержащие гемоглобин, который способен легко присоединять и отдавать кислород.
Какое значение для нас имеет тот факт, что оксигемоглобин соединение непрочное? Что произойдет в организме человека, если в воздухе будут частицы пыли, бактерий?
Учитель химии: воздух представляет собой смесь газов: азота, кислорода, углекислого, инертных. Химический состав воздуха чрезвычайно важен для организма. В связи с развитием промышленности, с естественными процессами, происходящими в природе, воздух постоянно загрязняется. Пятая часть населения планеты дышит воздухом, опасным для жизни. Какой основной источник загрязнения воздуха? (автомобильный транспорт).
Если бы мы могли посмотреть легкие этих людей, то обнаружили бы в них коктейль из оксидов углерода, азота, серы, пыли, тяжелых металлов, вирусов и микробов. Как влияют загрязнители на организм человека?
VII. Работа с таблицей: Влияние выхлопных газов автомобилей на организм человека.
Загрязнитель |
Воздействие на организм |
Угарный газ |
Кислородное голодание, головная боль, сонливость, ослабление мыслительных способностей, тошнота, рвота, потеря сознания |
Оксиды азота, углеводороды |
Увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям, раздражают слизистые оболочки дыхательных путей |
Сернистый газ |
Обострение инфекционных болезней дыхательной системы, воспаление слизистой оболочки носа, горла и бронхов |
Соли свинца |
Нарушение работы кровеносной, нервной систем, нарушение обмена веществ, развитие раковых опухолей |
Учитель биологии: Воздух окружает нас не только на улице, но и в помещениях. Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. В.Маяковский писал: «Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще…». Органы дыхания – широкие ворота для микроорганизмов. Вирусам все возрасты покорны. Они постоянные спутники человека от рождения до глубокой старости. Простуда, грипп, ветрянка, краснуха – далеко не полный список вирусных инфекций, связанных с органами дыхания, распространяющихся воздушно-капельным путем.
VIII. Показ фрагмента учебного видеофильма «О гриппе».
Учитель биологии: Вирус гриппа – современный король вирусов. Под воздействием лекарств, влиянием иммунитета он меняет свою форму каждые 10 лет. Большое значение в профилактике гриппа имеют: чистота помещений, состав воздуха, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, повышение иммунитета. Эти средства хотя и не убивают полностью вирус, но помогают легче переносить заболевание.
IX. Закрепление. Тестовое задание. Взаимопроверка.
X. Учитель химии: Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. Однако человек своей деятельностью нарушает гармонию природы, нанося тем самым вред не только окружающей среде, но и собственному здоровью.
Учитель биологии: Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Наш воздух – наше здоровье.
XI. Заключение. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».
XII. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.