Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовала
Елена Пугина41
Заместитель директора и учитель химии и биологии.
Россия, Нижегородская обл., Павлово

Урок химии, 9 класс

тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

Тип урока: урок усвоения новых знаний (урок работы с понятием и поиска фактов)

Цели: 1.Сформировать понятие «неметалл»;

2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;

3.Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

4.Отработка умения работать по плану, умения работать с текстом умения делать самостоятельные выводы.

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: понятие «неметаллы», закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технологии: технология интеллектуальной воспитанности учащихся; технология сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, ТКРЧЧП; информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование и реактивы: АРМ учителя, специальная научно – популярная учебная литература, химические и энциклопедические словари, периодическая система, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, йодкрахмальная бумажка.

Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (ПСХЭ, презентация); проблемно-поисковый, прием незаконченного предложения, прием «Антонимы»

Ход урока

Этап урока, слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

IОрганизационный момент

(1 мин)

- приветствие, настрой на работу

Здравствуйте, рада вас видеть готовыми к уроку, с доброжелательными улыбками и серьезным настроем на урок!

- контроль посещаемости

Приятно, что сегодня присутствует на уроке весь класс

- приветствуют учителя, дежурные сообщают о явке на урок

II. Мотивационно-целевой этап (7 мин)

СЛАЙД № 1

1.Актуализация знаний

1 задание

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, рассмотрев внимательно предложенную вам картинку:

1.Что вы можете рассказать об увиденном на слайде?

2.Как вы считаете, где здесь причина, а где следствие, объясните, почему?

3.Кто сможет назвать тему, над которой мы работали во второй четверти?

4. Кто может указать местоположение ме в ПС?

Молодцы!

 

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы:

- изображены металлы и изделия из них, внешний энергетический уровень железа и кристаллическая решетка металлов;

- причина - строение кристаллической решетки ме, следствие – свойства, благодаря которым можно изготовить эти изделия;

- изучали металлы и их соединения;

- нижний левый угол ПС, большая доля химических элементов.

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

2 задание

Давайте, вместе с вами постараемся выполнить следующее задание «Продолжить пары по аналогии»

Скажите, пожалуйста, а какой вывод можно сделать по результатам данного задания об этих двух понятиях.

Молодцы!

Выполняют задание с места (после полученного ответа на презентации появляется нужное слово)

 

Они противоположны по смыслу с т. зр. русского языка (приставка не-) следовательно, в науке химии они должны быть противоположны по положению ПС, строению атома, составу простых веществ и свойствам, как физическим, так и химическим

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 5

3 задание

Давайте попытаемся этот вывод превратить в научную гипотезу, которую постараемся доказать в течение урока.

Формулируют гипотезу:

ЕСЛИ понятия металл и неметаллы противоположны по смыслу, ТОГДА атомы и вещества входящие в данные группы будут отличаться по строению атома, составу и строению простых веществ, по физическим и химическим свойствам.

(после полученного ответа в презентации гипотеза)

СЛАЙД № 6

СЛАЙД № 7

Фронтальная беседа:

1)Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь

2)Почему нам необходимо изучить данное понятие и все что за ним скрывается (атомы, вещества, свойства)?

3)Как вы считаете, какие мы должны поставить перед собой цели?

4)Кто сможет, зная местоположение металлов в ПС показать, где располагаются неметаллы?

5) А кто - нибудь из вас встречался с веществами группы неметаллы? (посмотрите на образцы веществ, выставленные на демонстрационном столе)

-Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.

Записывают число и тему урока

– Что бы понять многообразие мира: изучили одну сторону, обязательно нужно посмотреть и на другую

- Формулируют с помощью учителя цели урока:

1.Сформировать понятие «неметалл»;

2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;

3.Будем анализировать учебный и дополнительный материал, устанавливать факты, сравнивать, делать выводы;

4.Отрабатывать умение работать по плану, умение работать с текстом.

5.Докажем выдвинутую гипотезу

- Показывают у доски положение неметаллов в ПС

- рассматривают образца, актуализируют собственный опыт, отвечают

III. Исполнительский этап (30 мин)

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

СЛАЙД № 10

Хорошо! Молодцы! Итак, нам предстоит многое выяснить, поработать с незнакомой информацией из разных источников и постараться подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, работать мы будем с вами и в парах, и в группах.

1 задание (выполняем в парах, 12 минут): Прочитать внимательно имеющийся текст и уложить информацию в схему в течение 4 минут

Итак, каждая пара, отвечает в порядке тем, которую вы видите на слайде:

1.ЧТО ТАКОЕ НЕМЕТАЛЛЫ

2.ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ АКТИВНОСТЬ НЕМЕТАЛЛА

3.ПОЧЕМУ НЕМЕТАЛЛЫ ПРОЯВЛЯЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ И ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ

4.АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВ

5.МЕСТО НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ (СЛАЙД № 9)

6. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ

7. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НЕМЕ

8. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, АЛЛОТРОПИЯ НЕМЕ.

Молодцы!

Читают предоставленный материал (заранее подготовленные учителем тексты про простые вещества и элементы неметаллы в определенной последовательности, см. приложение) записывают в тетрадях варианты по предложенным схемам (прием «Незаконченное предложение»)

Главная мысль прочитанного….. (Основное в тексте….)

Самым интересным нам показалось…..(Необычным стало…)

Мы считаем, что это подтверждает (не подтверждает) выдвинутое предположение

Отвечает каждая пара по своему материалу

Личные презентации обучающихся по индивидуальным заданиям

2 задание (10 мин): Вы хорошо поработали. Но наша с вами возможность получить необходимое знание не ограничивается только печатной информацией. Я попрошу ребят, которые вчера получили индивидуальные задания для работы в интернете, представить результат.

Спасибо, мы услышали и увидели, что информация интернета многообразна, ребята сделали тщательный анализ, и правильные выводы – информация из интернета не всегда соответствует действительности и поэтому требует осторожного отношения и проверки!

Индивидуальные сообщения учащихся у доски:

1 ученик – словари, определения

2 ученик – сайты с интересными сведениями про неметаллы

3 ученик – картинки, фото

4 ученик – видео

5 ученик – анализ школьных мультимедийных пособие

1 группа – словари

2 группа – научно-популярные издания

3 группа – учебники по химии разных авторов

4 группа – контрольно – измерительные материалы

3 задание: А теперь объединяйтесь в 4 большие группы и следующие задание, у каждой группы на столе литература, необходимо поработать с ней: НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ИЗУЧЕННОМУ ПОНЯТИЮ И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЕ ХАРАКТЕР (8 минут)

Спасибо, вы сумели представить нам разнообразие информации по неметаллам, которая пригодиться нам в дальнейшем

Работа в группах по анализу представленной литературы.

Подготовка выступления от группы

Выступление:

1)Находят определения понятия неметаллы и анализируют его, сравнивая с собственным;

2) Находят информацию об условности деления химических элементов на металлы и неметаллы, анализируют ее;

3) Выясняют, что на примере этих двух понятий можно доказать основополагающие законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.

IV. Рефлексивный. Закрепление изученного (7 мин).

СЛАЙД № 11

1)Раздает информационный лист «Неметаллы» (см. приложение).

Внимательно ознакомиться, что в нем, для чего он, что неясно?

Убираем его в рабочую накопительную папку и анализируем состоявшийся урок.

2) Учащимся предлагаются вопросы:

Подтвердилась ли гипотеза урока?

Как изменило новое знание ваши представления об уже имеющихся знаниях?

Что в новом знании вас удивило?

Какое суждение вам кажется спорным, почему?

Какой этап решения познавательной задачи вызвал затруднения?

Какие суждения, умозаключения, гипотезы в ходе обсуждения вам удалось сформулировать самостоятельно?

Чьи идеи вам показались интересными, удовлетворила или вызвала раздражение совместная работа?

3)Я очень рада, что наш урок вызвал у вас столько мыслей чувств и эмоций, я сегодня тоже очень довольна вами, мы много трудились и такой труд заслуживает поощрения.

Учитель объявляет оценки за урок

Изучают информацию по неметаллов в виде опорной записи, объясняют его назначение - для лучшего запоминания и дальнейшей работы по теме, задают вопросы.

Каждый обучающийся выбирает любой вопрос и проводит рефлексию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставляют оценки в дневник

СЛАЙД № 12

4) Нам осталось записать домашнее задание:

Изучить информационную карту, внести в нее недостающую информацию, выполнить тест, индивидуально: найти интересные химические реакции с неметаллами

Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание

Благодарят учителя и друг друга!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Поблагодарить автора 3 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (2)

Столика Светлана Евгеньевна, 04.03.17 в 05:38 1 Ответить Пожаловаться
Сыну очень понравился материал.Он очень любит химию.Спасибо
Елена Пугина, 20.03.17 в 22:57 1 Ответить Пожаловаться
Признательна за комментарий! Сыну успехов в изучении этого интересного предмета!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.