Урок химии в 9 классе «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов»
Урок химии, 9 класс
тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
Тип урока: урок усвоения новых знаний (урок работы с понятием и поиска фактов)
Цели: 1.Сформировать понятие «неметалл»;
2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;
3.Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;
4.Отработка умения работать по плану, умения работать с текстом умения делать самостоятельные выводы.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: понятие «неметаллы», закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.
ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).
Технологии: технология интеллектуальной воспитанности учащихся; технология сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, ТКРЧЧП; информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование и реактивы: АРМ учителя, специальная научно – популярная учебная литература, химические и энциклопедические словари, периодическая система, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, йодкрахмальная бумажка.
Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (ПСХЭ, презентация); проблемно-поисковый, прием незаконченного предложения, прием «Антонимы»
Ход урока
Этап урока, слайды презентации |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
IОрганизационный момент (1 мин) |
- приветствие, настрой на работу Здравствуйте, рада вас видеть готовыми к уроку, с доброжелательными улыбками и серьезным настроем на урок! - контроль посещаемости Приятно, что сегодня присутствует на уроке весь класс |
- приветствуют учителя, дежурные сообщают о явке на урок |
II. Мотивационно-целевой этап (7 мин) |
||
СЛАЙД № 1 |
1.Актуализация знаний 1 задание Ответьте, пожалуйста, на вопросы, рассмотрев внимательно предложенную вам картинку: 1.Что вы можете рассказать об увиденном на слайде? 2.Как вы считаете, где здесь причина, а где следствие, объясните, почему? 3.Кто сможет назвать тему, над которой мы работали во второй четверти? 4. Кто может указать местоположение ме в ПС? Молодцы! |
Рассматривают слайд, отвечают на вопросы: - изображены металлы и изделия из них, внешний энергетический уровень железа и кристаллическая решетка металлов; - причина - строение кристаллической решетки ме, следствие – свойства, благодаря которым можно изготовить эти изделия; - изучали металлы и их соединения; - нижний левый угол ПС, большая доля химических элементов. |
СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3 |
2 задание Давайте, вместе с вами постараемся выполнить следующее задание «Продолжить пары по аналогии» Скажите, пожалуйста, а какой вывод можно сделать по результатам данного задания об этих двух понятиях. Молодцы! |
Выполняют задание с места (после полученного ответа на презентации появляется нужное слово)
Они противоположны по смыслу с т. зр. русского языка (приставка не-) следовательно, в науке химии они должны быть противоположны по положению ПС, строению атома, составу простых веществ и свойствам, как физическим, так и химическим |
СЛАЙД № 4 СЛАЙД № 5 |
3 задание Давайте попытаемся этот вывод превратить в научную гипотезу, которую постараемся доказать в течение урока. |
Формулируют гипотезу: ЕСЛИ понятия металл и неметаллы противоположны по смыслу, ТОГДА атомы и вещества входящие в данные группы будут отличаться по строению атома, составу и строению простых веществ, по физическим и химическим свойствам. (после полученного ответа в презентации гипотеза) |
СЛАЙД № 6 СЛАЙД № 7 |
Фронтальная беседа: 1)Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь 2)Почему нам необходимо изучить данное понятие и все что за ним скрывается (атомы, вещества, свойства)? 3)Как вы считаете, какие мы должны поставить перед собой цели? 4)Кто сможет, зная местоположение металлов в ПС показать, где располагаются неметаллы? 5) А кто - нибудь из вас встречался с веществами группы неметаллы? (посмотрите на образцы веществ, выставленные на демонстрационном столе) |
-Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Записывают число и тему урока – Что бы понять многообразие мира: изучили одну сторону, обязательно нужно посмотреть и на другую - Формулируют с помощью учителя цели урока: 1.Сформировать понятие «неметалл»; 2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»; 3.Будем анализировать учебный и дополнительный материал, устанавливать факты, сравнивать, делать выводы; 4.Отрабатывать умение работать по плану, умение работать с текстом. 5.Докажем выдвинутую гипотезу - Показывают у доски положение неметаллов в ПС - рассматривают образца, актуализируют собственный опыт, отвечают |
III. Исполнительский этап (30 мин) |
||
СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 СЛАЙД № 10 |
Хорошо! Молодцы! Итак, нам предстоит многое выяснить, поработать с незнакомой информацией из разных источников и постараться подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, работать мы будем с вами и в парах, и в группах. 1 задание (выполняем в парах, 12 минут): Прочитать внимательно имеющийся текст и уложить информацию в схему в течение 4 минут Итак, каждая пара, отвечает в порядке тем, которую вы видите на слайде: 1.ЧТО ТАКОЕ НЕМЕТАЛЛЫ 2.ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ АКТИВНОСТЬ НЕМЕТАЛЛА 3.ПОЧЕМУ НЕМЕТАЛЛЫ ПРОЯВЛЯЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ И ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ 4.АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВ 5.МЕСТО НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ (СЛАЙД № 9) 6. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ 7. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НЕМЕ 8. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, АЛЛОТРОПИЯ НЕМЕ. Молодцы! |
Читают предоставленный материал (заранее подготовленные учителем тексты про простые вещества и элементы неметаллы в определенной последовательности, см. приложение) записывают в тетрадях варианты по предложенным схемам (прием «Незаконченное предложение») Главная мысль прочитанного….. (Основное в тексте….) Самым интересным нам показалось…..(Необычным стало…) Мы считаем, что это подтверждает (не подтверждает) выдвинутое предположение Отвечает каждая пара по своему материалу |
Личные презентации обучающихся по индивидуальным заданиям |
2 задание (10 мин): Вы хорошо поработали. Но наша с вами возможность получить необходимое знание не ограничивается только печатной информацией. Я попрошу ребят, которые вчера получили индивидуальные задания для работы в интернете, представить результат. Спасибо, мы услышали и увидели, что информация интернета многообразна, ребята сделали тщательный анализ, и правильные выводы – информация из интернета не всегда соответствует действительности и поэтому требует осторожного отношения и проверки! |
Индивидуальные сообщения учащихся у доски: 1 ученик – словари, определения 2 ученик – сайты с интересными сведениями про неметаллы 3 ученик – картинки, фото 4 ученик – видео 5 ученик – анализ школьных мультимедийных пособие |
1 группа – словари 2 группа – научно-популярные издания 3 группа – учебники по химии разных авторов 4 группа – контрольно – измерительные материалы |
3 задание: А теперь объединяйтесь в 4 большие группы и следующие задание, у каждой группы на столе литература, необходимо поработать с ней: НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ИЗУЧЕННОМУ ПОНЯТИЮ И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЕ ХАРАКТЕР (8 минут) Спасибо, вы сумели представить нам разнообразие информации по неметаллам, которая пригодиться нам в дальнейшем |
Работа в группах по анализу представленной литературы. Подготовка выступления от группы Выступление: 1)Находят определения понятия неметаллы и анализируют его, сравнивая с собственным; 2) Находят информацию об условности деления химических элементов на металлы и неметаллы, анализируют ее; 3) Выясняют, что на примере этих двух понятий можно доказать основополагающие законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные. |
IV. Рефлексивный. Закрепление изученного (7 мин). |
||
СЛАЙД № 11 |
1)Раздает информационный лист «Неметаллы» (см. приложение). Внимательно ознакомиться, что в нем, для чего он, что неясно? Убираем его в рабочую накопительную папку и анализируем состоявшийся урок. 2) Учащимся предлагаются вопросы: Подтвердилась ли гипотеза урока? Как изменило новое знание ваши представления об уже имеющихся знаниях? Что в новом знании вас удивило? Какое суждение вам кажется спорным, почему? Какой этап решения познавательной задачи вызвал затруднения? Какие суждения, умозаключения, гипотезы в ходе обсуждения вам удалось сформулировать самостоятельно? Чьи идеи вам показались интересными, удовлетворила или вызвала раздражение совместная работа? 3)Я очень рада, что наш урок вызвал у вас столько мыслей чувств и эмоций, я сегодня тоже очень довольна вами, мы много трудились и такой труд заслуживает поощрения. Учитель объявляет оценки за урок |
Изучают информацию по неметаллов в виде опорной записи, объясняют его назначение - для лучшего запоминания и дальнейшей работы по теме, задают вопросы. Каждый обучающийся выбирает любой вопрос и проводит рефлексию.
Выставляют оценки в дневник |
СЛАЙД № 12 |
4) Нам осталось записать домашнее задание: Изучить информационную карту, внести в нее недостающую информацию, выполнить тест, индивидуально: найти интересные химические реакции с неметаллами Спасибо за работу! |
Записывают домашнее задание Благодарят учителя и друг друга! |
Столика Светлана Евгеньевна
Елена Пугина