Викторина по экспериментированию в подготовительной группе «Задания профессора Почемушкина»
Викторина по экспериментированию в подготовительной группе «Задания профессора Почемушкина».
Цель: продолжать формировать знания детей о свойствах веществ и материалов, таких как воздух, вода, дым, плотность веществ. Также продолжать формировать представление о правилах дорожного движения.
Задачи:
учить детей самостоятельно и правильно отвечать на поставленные вопросы
учить детей самостоятельно проводить не сложные эксперименты
учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования.
продолжить развивать любознательность, стремление узнавать новое.
Предварительная работа: беседы, занятия по темам «Вода и ее свойства», «Жидкий дым», «Плотность веществ», проведение интересных опытов для закрепления понимания свойств веществ и предметов.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришло письмо от нашего друга Почемушкина. Давайте мы с вами вместе его прочитаем и узнаем, что же пишет нам наш друг.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья, я знаю, что вы с головой окунулись в интересный мир науки, и в этом вам помогли опыты и эксперименты. И поэтому, я для вас придумал веселую Викторину, в которой проверю ваши знания, а еще научу вас и другим интересным опытам, и экспериментам».
Воспитатель: Ну что ребята, готовы к веселой викторине профессора Почемушкина???
Дети: Дааа
Воспитатель: Но для начала, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети :
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, и не выкрикивать с места.
- Нельзя перебивать товарищей.
- Не подсказывать товарищам.
- Можно дополнить своего товарища.
Воспитатель: Только в этой викторине мы с вами за правильные ответы будем получать не фишки, а ингредиенты для выполнения опытов!
Ну что ж начнем, и чтоб узнать первую тему викторины ответьте на загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в речке бежит – журчит?
Дети: Вода.
Воспитатель: Умницы! Сегодня вы будете отвечать на вопросы, посвящённые удивительным свойствам воды. Посмотрите внимательно во круг, что у нас в группе связанно с водой. (дети находят у карты мира письмо).
Воспитатель: а вот и первые вопросы от Почемушкина.
Есть ли форма у воды?
Дети: У жидкой – нет. (получают лед)
Есть ли вкус у воды?
Дети: Нет. (веревка)
Есть ли цвет у воды?
Дети: Нет. (вода в миске, холодная)
Есть ли у воды запах?
Дети: Нет. (получают соль)
Назовите три агрегатных состояния воды?
Дети: Жидкое, твёрдое, газообразное.
Воспитатель: Молодцы ребята и за все правильные ответы нам достается: вода, соль, нитки, лед
Эксперимент: «Рыбалка»
Воспитатель: и мы переходим к следующей загадке:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: правильно, воздух. Посмотрите внимательно, что в нашей группе связанно с воздухом. (дети находят воздушный шарик, на котором письмо).
Ну что ж, а тут у нас вопросы, связанные с темой воздух. И давайте же скорее мы на них ответим, и узнаем, что там еще за один опыт у нас впереди:
Кому нужен воздух?
Дети: живым существам, самолетам, птицам и т.д (получают воду, мед)
Имеет ли воздух цвет?
Дети: нет (получают средство для мытья посуды)
А есть ли запах у воздуха?
Дети: нет (получают краски)
Можно ли услышать воздух?
Дети: да, посвистеть в свисток. (получают подсолнечное масло)
Можно ли почувствовать воздух?
Дети: да, если подуть на ладошку. (получают спирт)
Воспитатель: Молодцы ребята и за правильные ответы мы получаем: воду, крсаитель, мед, гала, спирт. И с этими интересными ингредиентами мы можем сделать опыт, который называется «Радуга».
Объяснение: Все жидкие вещества имеют разную плотность, поэтому они между собой не смешиваются.
Воспитатель: а мы с вами переходим к следующей загадке:
Влезет в окно,
Растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придёт — Сам уйдет
Дети: свет
Воспитатель: правильно. И поищите внимательно, что же у нас в группе связанно со светом. (дети находят настольную лампу, а на ней письмо).
Ну что ж, а теперь вам предстоит ответить на вопросы, связанные со светом.
На какие две группы делится свет:
Дети: на естественный и искусственный.
Что будет если солнце перестанет светить?
Дети: Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.
Через какие предметы проникает свет, а через какие нет?
Дети: через прозрачные проникает, а через непрозрачные не может.
Имеет ли свет цвет?
Дети: да, цвет имеет семь оттенков.
Воспитатель: молодцы. Ответили на все вопросы правильно. И мы с вами проведем опыт «Извержение вулкана». Уксус, сода, средство для мытья посуды. Краситель красный.
Проводится опыт. В заранее приготовленную форму вулкана всыпаем соду, средство для мытья посуды и кипяченную воду, добавляем красного красителя. Из стакана в жерло «Вулкана» вливаем уксус, чем больше добавляем, тем больше будет извержение вулкана.
Объяснение: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
Воспитатель: И последняя загадка на сегодня от профессора Почемушкина:
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.
Воспитатель: Правильно. Светофор И поищите, что же в группе у нас связанно со светофором . (дети находят светофор и письмо )
Давайте же ответим на вопросы от профессора.
1.Где должны ходить люди(пешеходы)? ( по тротуару)
2. Кто является «Пешеходом» (человек, идущий пешком)
3.Где разрешается переходить улицу? ( по пешеходному переходу, по светофору)
4.Как определить, где находиться пешеходные переход? ( на проезжей части изображены полоски, висит знак пешеходный переход)
5. Как правильно переходить проезжую часть? ( приготовиться, посмотреть налево, посмотреть направо, вновь налево и если нет машин начинать переходить пр.часть, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше).
Воспитатель: молодцы, и за это вы получили необходимые ингредиенты.
И мы с вами сделаем интересную жидкость, которая называется светофор.
Эксперимент "Светофор" (стаканы, щелочь, перекись, марганцовка, перчатки)
Проводится опыт.
В заключении еще два опыта.
Эксперимент "Горячий лед"(вещество превращающееся в лед)
Эксперимент "Жидкий дым" (стаканы -2, фольга, спички)
Воспитатель: Ну вот и подошла наша викторина к концу. Сегодня мы с вами узнали, что опыты могут быть не только познавательными, но и интересными. Спасибо.