12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна15483
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Необыкновенное – рядом!

 

                   "Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце".  Л.Н. Толстой

                   "В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии". К.Г. Паустовский

 

  Кристаллы встречаются нам повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, обрабатываем кристаллы на заводах, создаём приборы и изделия из кристаллов; проникаем в тайны строения кристаллов, любуемся ими.

Кристаллы горного хрусталя.

 Чешский писатель Карел Чапек, посмотрев коллекцию кристаллов Британского музея, в своих “Записках из Англии” писал: “Я должен еще сказать о кристаллах, формах, красках. Есть кристаллы огромные, как колоннада храма; нежные, как плесень; острые, как шипы; чистые, лазурные, зеленые; как ничто другое в мире, огненные, черные; математически точные, совершенные; похожие на конструкции сумасбродных ученых ”.

  Люди, посвящающие свою жизнь кристаллу, часто воспринимают его живым. Во всяком случае, они говорят о нём как о живом существе.

Металловеды говорят об усталости кристалла, об его старении, способности отдыхать, издавать звуки. Геологи говорят о памяти кристалла, о его способности разумно приспосабливаться к условиям внешней среды.

Строение, свойства, особенности кристаллических тел объяснили ученые, а писатели, поэты, художники, ювелиры показали красоту кристаллов в своих творениях.

Так, например, центром композиции своей знаменитой гравюры "Меланхолия" один из гениев Возрождения немецкий художник Альбрехт Дюрер сделал кристаллический многогранник.

Альбрехт Дюрер «Меланхолия» (резцовая гравюра на меди).

А нидерландский художник 20 века М. К. Эшер широко использовал в своих работах принципы кристаллографической симметрии.

М.К. Эшер «День и ночь»

О. Мандельштам

Поэзия! Завидуй кристаллографии!

Кусай ногти в гневе и бессилии!

Число упоминаний о кристаллах в произведениях искусства и литературы перечислить невозможно. Вот только некоторые из них.
Гёте

«Глянем поглубже в расщелины скал: Тихо в кристаллах растет минерал»

Различные горные породы, руды и минералы называются полезными ископаемыми или минеральными ресурсами. Одни полезные ископаемые используются в форме природных минералов и кристаллов; другие – в виде элементов и их соединений, извлеченных из пород и руд.

 

Врубель М.А.«Демон сидящий».

М.Ю. Лермонтов «Демон»

«Как часто на вершине льдистой

Один меж небом и землей…»

Полезные ископаемые так прочно вошли в жизнь человеческого общества, к изделиям из них мы настолько привыкли, что подчас их не замечаем. Мы забываем, что для изготовления ложек, ножей и вилок добывались руды железа, алюминия, серебра, меди. Для производства изделий из стекла из недр Земли извлекали кварц, а для фарфоровой посуды – полевые шпаты. Из шахт или со дна озер добывают пищевую соль. Для ювелирных изделий используются кристаллы драгоценных камней: алмаз, изумруд, сапфир, аквамарин, рубин, топаз, аметист. Горный хрусталь, кальцит, флюорит, турмалин и другие используют в оптической и электронной промышленности. Кристаллы слюд: мусковит, флогопит применяют в качестве диэлектриков.

В картине известного русского художника Васнецова В.М. три царевны подземного царства олицетворяют богатство подземных недр. Первая – владычица меди, вторая – серебра, третья – золота.

Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства»

 

Фридрих «Меловые скалы на острове Рюген».

Песок и гранит, поваренная соль и сахар, алмаз и изумруд, медь и железо – всё это кристаллические тела. В природе находят как мельчайшие кристаллики в форме иголок, таблеток, пирамид, призм, так и огромные кристаллы, размером в человеческий рост.

Самые большие кристаллы были обнаружены в пещере Найка, которая находится в мексиканском штате Чиуауа. Некоторые из них в длину достигают 13 метров, а в ширину до 1 метра.

.

Г.Курбе «Дробильщики камней»

П.П. Бажов «Хозяйка медной горы»

«Глядит Степан - батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюда тут же, и обманка, и блёстки всякие, кои на малахит походят».

«В глубинах недр Уральской стороны.
Родился драгоценный минерал
Стекла прозрачней, тверже, чем металл.
Он рос в объятьях полной тишины.
Но в мертвом царстве жаркой глубины.
От света скрыт прекраснейший кристалл -
Природный совершенства идеал.
Ни цвет его, ни форма не видны,
Но солнца луч на камень упадет,
Он, как цветок волшебный,
Расцветет, и заиграет - редкий самоцвет».

 

С самых ранних времен человеческой культуры люди ценили красоту драгоценных камней.

И. А.Бунин

«Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,

Золотом блещущий снег, легкие тени берез

И самоцветы небес: янтарно-зеленый Юпитер,

Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнем,

Альдебарана рубин, алмазную цепь Ориона

И уходящий в моря призрак сребристый – Арго».

Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, дабы возбуждать в людских сердцах алчность и соблазн.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

«Тут как вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».

Как богата фантазия человека, сложившего о кристаллах столько чудесных красивых небылиц! Только представьте себе: чтобы ослепить ядовитую змею, достаточно показать ей ярко-зеленый камень - изумруд. А чтобы избавиться от дурных снов, надо носить на пальце кольцо с рубином. Ваш конь станет выносливым и послушным, если в его уздечку вплести синий камешек - бирюзу. Есть, оказывается, камни, которые охраняют человека от болезней, от воров, от землетрясений... Конечно, любой из вас, услышав эти наивные сказки, просто улыбнется. А было время, когда любой легенде люди верили беспрекословно, когда за цветные камни платили громадные деньги, чтоб не только украсить ими свои одежды, но и спастись с их помощью от "дурного глаза", от болезней, от пожаров и наводнений.

Кристалл изумруда.

 

«Он жив, прозрачен, душу веселит.
Вглядись в него, и ты откроешь чудо -
В бездонной зелени кристалла ИЗУМРУДА.
Почувствуешь дыхание весны!»

А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города»

«По мере того, как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкавшими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы».

А.М. Волков «Семь подземных королей»

«Что-то поразило их в облике стен. Здесь скалы блестели как-то по особенному. Ребят уже не удивлял блеск сталактитов: их колонны, то прямые, то с причудливыми натеками, не раз встречались во время долгого путешествия. В этом гроте удивило их другое. Казалось, не каменные стены тянулись по бокам озера, а расстилалось темное небо со сверкающими на нем звездами. Лучи этих звезд блестели и переливались красным, зеленым, синим цветом.

- Фредди, это бриллианты! … они очень дорогие... и красивые…

- Будь добр, выковыряй несколько штук. Если мы выберемся отсюда … ювелир, сделает мне красивую брошку и браслет».

Почти все драгоценные камни – монокристаллы. Большая часть из них огранена со всех сторон. Свет отражается от верхних граней, а также проходит сквозь камень и отражается обратно от нижних. Благодаря этому драгоценные камни так сверкают. Искусство ювелира состоит в том, чтобы создать такую огранку, чтобы данный эффект был наибольшим.

В одном из произведений А. И. Куприна об алмазе говорится, что он «царь всех камней... Греки называют его адамас, что значит - неодолимый. Он остается невредимым в самом сильном огне. Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем. Он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды. Он сияет в темноте ночи, но даже днем теряет свой свет на руке убийцы».

Тициан «Портрет дочери Тициана Лавинии». Врубель М.А. «Царевна – лебедь».

 

Большая императорская корона.

В известной сказке о путешествиях Синбада - морехода рассказывается о хитроумном способе добычи алмазов. Где-то в далекой стране есть необычайно глубокое ущелье, дно которого усеяно алмазами. Доступ к сокровищам преграждают несметные полчища огромных змей. Однако люди нашли способ извлекать драгоценные камни и отсюда. Для этого с окружающих гор они сбрасывали в ущелье большие куски мяса. Алмазы прилипали к мясу, и огромные орлы уносили его в свои гнезда. Смелые искатели добирались до орлиных гнезд и собирали сверкающие кристаллы.

Свойства кристаллических тел – это сокровищница новых идей, открытий, изобретений.

К. Булычев «Гостья из будущего».

«На всей Земле есть только двадцать мелафонов…Главное в нем – кристалл. А пока эти кристаллы нашли только на астероиде Власта… Некоторые думают, что их изготовили искатели той планеты, от которой когда-то откололась Власта, другие даже подозревают, что эти кристаллы живые существа, только они живут так замедленно, что требуется десятки тысяч лет, чтобы это заметить».