Конспект урока биологии в 7 классе на тему «Непростые Простейшие»
Пояснительная записка
к конкурсной работе Битюковой Ольги Анатольевны, учителя биологии МБОУ СОШ №6
г. Новочеркасска Ростовской области
Данный урок проводится при изучении темы «Простейшие» по любому УМК, рекомендованному Федеральным перечнем учебников, в 7- 8 классе.
В контексте требований ФГОС большое значение приобретает проблема системного подхода к формированию функциональной грамотности обучающихся, важнейшим компонентом которой является естественнонаучная грамотность. Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
В соответствие с ФГОС, по учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 1ч. в неделю. По Рабочей программе учителя на изучение простейших отводится всего 1 час, что требует тщательного отбора содержания, определения оптимальных педтехнологий, педагогических приемов и форм организации деятельности учащихся. Представлена модель урока, на котором учащимся предлагается система заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности
Конкурсная работа Битюковой Ольги Анатольевны, учителя биологии МБОУ СОШ №6
г. Новочеркасска Ростовской области
Модель урока биологии 7 класс.
Тема урока: «Непростые Простейшие»
Тип урока : Урок открытия нового знания
Технология построения урока: Проблемно –диалогическая, исследовательская
Дидактическая цель урока: Создание условий для осознания и осмысления знаний о Простейших как об особой группе животных. Создание условий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся
Задачи урока:
Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности Простейших
Развивающие: Продолжить развитие познавательных мотивов, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий. Формирование способности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач
Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, своего здоровья
Основные понятия: систематические группы Простейших, термины: ложноножки, пищеварительная, сократительная вакуоль, циста, миксотрофное питание
Планируемые результаты:
Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания;
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности простейших, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков
Ресурсы урока: учебник «Биология. Животные», автор: В.В. Латюшин, М. «Дрофа» 2017г., «Информационные листы», наборы для моделирования клеток простейших, компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
(учитель приветствует учащихся)
У: Добрый день! Надеюсь, что наша совместная работа на уроке окажется результативной. Сегодня у каждого из вас будет возможность получить новые знания и умения, продвинуться по траектории своего личностного роста
2.Актуализация и целеполагание
У: На прошлом уроке мы начали изучение царства Животные. Вспомним его особенности.
(организуется фронтальная беседа)
Назовите характерные признаки животных
Перечислите систематические группы животных
Какие подцарства включает царство Животные?
У: Продолжим наше знакомство с удивительным миром животных. Обратите внимание, я умышленно не записала тему урока. Как вы думаете, почему? (учащиеся высказывают свои предположения)
У: Сейчас я прочту вам строки из стихотворения Н. Заболоцкого и из сказки Г.Х. Андерсена
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
( Н.Заболоцкий)
«Если через него (увеличительное стекло) поглядеть в каплю воды, взятую где-нибудь из пруда, то увидишь целые тысячи диковинных зверушек, которых вообще никогда не видно в воде, хотя они там, конечно, есть». (Г.Х. Андерсен «Капля воды». 1847г.)
У: Проанализируйте тексты и попробуйте сформулировать тему учебного занятия. Чтобы вам было легче, я задам наводящие вопросы:
О каком волшебном приборе идет речь?
Что в стихотворении названо «удивительной жизнью»?
О каких диковинных зверушках идет речь?
(учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнение по названию темы урока)
У: Действительно, сегодня мы познакомимся с микроскопическими, одноклеточными животными, которых Андерсен и Левенгук назвали анималькулями
Итак, тема урока «Простейшие», творческое название «Непростые Простейшие»
У: Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока
(учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает их ответы и формулирует цели урока)
Цели урока:
Узнать:
1.Характеристику Простейших
2.Представителей Простейших и их признаки
3.Значение Простейших.
Научиться:
1.Распознавать простейших, моделировать строение Простейших
2.Применять свои знания для решения ситуационных заданий
3.Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения
У: Посмотрите на слайд №4 , перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены Простейшие?
(учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки)
У: Вы не смогли верно выполнить задание, почему?
(учащиеся объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему)
У: Уточните, какая проблема у вас возникла? Почему вы столкнулись с этой проблемой?
(учащиеся формулируют проблему: Не смогли верно распознать простейших, т.к. у нас недостаточно знаний для этого)
У: Любую проблему нужно решать. Вы сможете это сделать, выполнив ряд заданий.
4. Первичное усвоение нового знания
У: Перенесемся в 17 век, в далекий 1676г. Голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук пишет письмо Лондонскому королевскому обществу «Среди всех чудес, которые мне довелось открыть в природе, это представляется мне самым величайшим чудом, и я смело могу сказать, что никогда еще моему взору не представлялось более приятного зрелища, чем все эти тысячи живых существ в одной капле воды, где они копошатся без устали и притом каждый сам по себе.» Так наука узнала об открытии одноклеточных животных
Сегодня изучением Простейших занимается протозоология. В 1980г. Международным комитетом биологов было принято решение выделить 7 типов простейших. Мы с вами познакомимся лишь с самыми известными
Просмотрите содержание §3-4 и заполните схему (учащиеся после работы с учебным текстом
Простейшие
Тип Саркожгутиконосцы Тип Инфузории Тип Споровики
Класс Жгутиковые Класс Корненожки
Самые известные объекты протозоологии: Амеба обыкновенная (Amoeba proteus), Эвглена зелёная ( Euglena viridis), Инфузо́рия-ту́фелька ( Paramécium caudátum).
Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в лабораторию протозоологии, и на время вы станете ее сотрудниками. У нас будет работать 3 исследовательские группы, каждая получит задание
(Класс делится на 3 группы, которым выдаются задания. Учитель оговаривает правила работы в группе)
Задание для групп: (общая характеристика задания)
1.Прочитайте текст «Информационного листа»
2.Рассмотрите микропрепарат под микроскопом
3. Заполните таблицу:
Название объекта | Среда обитания | Движение | Питание | Дыхание | Выделение | Размножение |
| | | | | | |
4.Используя раздаточный материал смоделируйте биологический объект
5.Выберите 2-х спикеров, которые представят результаты вашего исследования
(После выполнения заданий выступают представители каждой группы, по ходу выступления, учащиеся продолжают заполнение таблицы. На доске представители каждой группы вывешивают модели-аппликации простейших)
У:А теперь интрига….. Задание «Где логика?»
Я покажу вам некоторые вещи, а вы попробуете предположить, почему я это сделала.
(учитель демонстрирует предметы: кусочек школьного мела, фото «Египетские пирамиды» , плакат, на котором сделана надпись «Малярия», фотографию «Очистные сооружения» и стакан чистой воды, рисунок термита, коровы- симбиоз, схема «Цепь питания»)
(учащиеся высказывают предположение, что все объекты связаны с темой урока)
У: Ваши лаборатории должны уточнить какая взаимосвязь существует между данными объектами и одноклеточными животными. Для выполнения задания обратитесь к различным информационным сетевым ресурсам
Задания для групп.
1 группа:
Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html
2 группа:
«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html
«Цепь питания» - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
3 группа:
Фото «Египетские пирамиды» - http://biofile.ru/bio/3617.html
Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
(После выполнения задания группы кратко представляют результаты исследования)
1 группа:
1.Мел- горная порода осадочного происхождения, образовался на дне древних морей из раковин погибших простейших (корненожки и радиолярии).
2. Водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют важную роль в биологической очистке вод, помогают получать чистую питьевую воду
2 группа:
1.Возбудителем малярии является простейшее, малярийный плазмодий, поражающий эритроциты человека. Передают возбудителя при укусах самки комаров рода Anopheles
2. В водных экосистемах простейшие являются важнейшим звеном в цепях питания: Водоросли- простейшие- рачки- мальки рыб- хищные рыбы
3 группа:
1.Известняки в основном состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Египетские пирамиды возведены из такого строительного материала
2. Некоторые простейшие являются симбионтами высших животных, улучшая пищеварение и обмен веществ. Например, инфузории в рубце у жвачных, а жгутиковые в кишечнике термитов помогают хозяину переваривать клетчатку.
5. Аналитический этап. Закрепление и применение знаний в различных учебных ситуациях
У: Мы изучили характерные признаки Простейших . Я думаю, что вы согласитесь со мной, что совсем непросты эти простейшие животные. Предлагаю вам выполнить задания, применив знания, полученные сегодня на уроке.
Задание №1
Давно было замечено, что малярия свирепствует в тех районах, где много болот и стоячих водоемов. Считалось, что «ядовитые испарения» болот и «плохой» воздух вызывают приступы лихорадки. В 1880 году французский врач Лаверан обнаружил в эритроцитах и плазме крови больных малярией странных «микробов», занимавших почти всю клетку. У английского врача Мэнсона были на этот счет свои соображения, он считал, что малярию передают какие-то комары. Они напиваются кровью больных малярией, в их организмах образуются устойчивые споры, потом комары гибнут, падают в воду, а люди выпив воду со спорами, заражаются малярией.
Какие точка зрения , на ваш взгляд, верно объясняет причины развития малярии:
1.Люди заражаются малярией, выпив воду, зараженную спорами малярии
2. «Плохой» воздух и ядовитые испарения болот
3. «Микробы», поражающие эритроциты
4.Паразитические простейшие
(Эталон ответа: 4)
Задание №2:
Проанализируйте график заболеваемости малярией в РФ за период 2000-2012год. Выберите верные утверждения:
1.За последние 12 лет в РФ регистрируются случаи привозной малярии
2.В 2005г. зарегистрированы случаи малярии средней степени тяжести
3.Самый высокий уровень заболевания малярии зафиксирован в 2001году
4.Снижение уровня заболеваемости малярией связано с вакцинацией населения
5.Наиболее низкая заболеваемость малярией отмечена в 2011-2012г.
(Эталон ответа:3,5)
Задание №3
В лаборатории провели эксперимент. Для этого амебу поместили в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Как вы думаете, какими результатами закончится эксперимент? Ответ поясните.
(Эталон ответа: Амеба или погибнет или образует цисту , т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)
6. Рефлексия
У: Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока
(Учащиеся озвучивают проблему: «Как распознать простейших»)
У: Как вы решали возникшую проблему?
(учащиеся отвечают на вопрос: «Изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование»)
У: Вернемся к слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены простейшие
(учащиеся называют номера, под которыми изображены простейшие)
У: Проанализируйте свою работу на уроке и определите достигли ли вы целей, поставленных в начале урока
(учащиеся высказывают свое мнение)
У: Я попрошу вас закончить предложения
-Самым трудным для меня на уроке было….
-Самым интересным для меня на уроке было….
-Я оценил(а) свою работу на уроке на….
(Учащиеся выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»)
7. Домашнее задание
§ 3-4
Творческое д/з: буклет «Осторожно! Паразиты» ( о паразитических простейших)
Информационный лист №1
(1 группа)
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Корненожки (Rhizopoda). Амеба обыкновенная
Типичным представителем класса является амеба (Amoeba proteus) - обитатель пресных водоемов (рис.). Она имеет вид маленького (0,2—0,5 мм) бесцветного цитоплазматического комочка, постоянно меняющего свою форму. Передвигаются корненожки с помощью временных выпячиваний цитоплазмы - ложноножек. Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями, которые она обтекает своими ложноножками , а затем в цитоплазме формируется пищеварительная вакуоль. В цитоплазме имеется сократительная вакуоль . Она заполняется жидкостью (в основном водой), которая поступает в неё из цитоплазмы. Достигнув определённого размера, сократительная вакуоль уменьшается. Её содержимое изливается наружу. Так сократительная вакуоль выполняет функцию выделения. В неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При образовании цисты клетка сжимается и покрывается плотной оболочкой. Размножение амебы обыкновенной происходит делением клетки в теплое время года.
Амеба: 1 – ядро; 2 – ложноножки; 3 – захват пищи и образование пищеварительной вакуоли; 4 – сократительная вакуоль
Информационный лист №2
(2 группа)
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная (Euglena viridis ).
Эвглена зелёная (Euglena viridis ) имеет зелёное веретеновидное тело, задний конец которого заострён, на переднем конце расположен жгутик.
Эвглена зеленая обитает в загрязненных пресных водоемах. Размер клетки около 0,05 мм. Эвглена имеет эластичную оболочку- пелликулу, которая придает ей форму. Движение осуществляется с помощью жгутика. В передней части клетки находится светочувствительный глазок, там же находится и сократительная вакуоль. С ее помощью из клетки выводятся избытки воды, вредные вещества. В остальной части клетки находятся ядро, хлоропласты, а также пищеварительные вакуоли. Эвглена зеленая питается миксотрофно. На свету- автотрофно, в хлоропластах происходит фотосинтез, а в темноте – гетеротрофно. Дышит эвглена всей поверхностью.
Для эвглены зеленой описан бесполый способ размножения. При этом клетка делится вдоль продольной оси (по длинной стороне). В неблагоприятных условиях (низкая температура, высыхание водоема) эвглена зеленая образует цисту. При образовании цисты происходит отпадание жгутика, клетка приобретает округлую форму и покрывается плотной оболочкой.
Информационный лист №3
(3 группа)
Тип Инфузории. Инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum)
Характерным представителем типа является инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum).
Средой обитания инфузории-туфельки являются пресные водоемы со стоячей водой. Размер инфузории туфельки составляет 0,1—0,3 мм. Форма тела напоминает подошву туфли. Наружный плотный слой цитоплазмы (пелликула) определяет постоянную форму клетки. У инфузорий клетка покрыта ресничками. С их помощью туфелька плавает. У инфузорий имеется большое и малое ядра (большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе). У инфузории есть клеточные рот, глотка и порошица (место удаления остатков). Инфузория-туфелька питается бактериями. Дыхание происходит через покровы тела. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли. В них собирается вода с растворёнными веществами достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу.
Инфузория обычно размножается бесполым путём — делением надвое. Половой процесс инфузории туфельки называется конъюгацией. Конъюгация — половой процесс, при котором те обмениваются своим наследственным материалом. Биологическое значение конъюгации состоит в обновлении генетического материала и возможном появлении новых признаков.
Задание для 1 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1.Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
2.Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html
3.Сформулируйте краткие выводы по результатам
Задание для 2 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1.«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html
«Цепь питания» - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
3.Сформулируйте краткие выводы по результатам
Задание для 3 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1. Фото «Египетские пирамиды» - http://biofile.ru/bio/3617.html
2.Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
Непростые Простейшие
PPTX / 18.27 Мб