12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Битюкова Ольга Анатольевна1227
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск

Пояснительная записка

к конкурсной работе Битюковой Ольги Анатольевны, учителя биологии МБОУ СОШ №6

г. Новочеркасска Ростовской области

Данный урок проводится при изучении темы «Простейшие» по любому УМК, рекомендованному Федеральным перечнем учебников, в 7- 8 классе.

В контексте требований ФГОС большое значение приобретает проблема системного подхода к формированию функциональной грамотности обучающихся, важнейшим компонентом которой является естественнонаучная грамотность. Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
В соответствие с ФГОС, по учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 1ч. в неделю. По Рабочей программе учителя на изучение простейших отводится всего 1 час, что требует тщательного отбора содержания, определения оптимальных педтехнологий, педагогических приемов и форм организации деятельности учащихся. Представлена модель урока, на котором учащимся предлагается система заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности



Конкурсная работа Битюковой Ольги Анатольевны, учителя биологии МБОУ СОШ №6

г. Новочеркасска Ростовской области

Модель урока биологии 7 класс.

Тема урока: «Непростые Простейшие»

Тип урока : Урок открытия нового знания

Технология построения урока: Проблемно –диалогическая, исследовательская

Дидактическая цель урока: Создание условий для осознания и осмысления знаний о Простейших как об особой группе животных. Создание условий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Задачи урока:

Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности Простейших

Развивающие: Продолжить развитие познавательных мотивов, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий. Формирование способности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, своего здоровья

Основные понятия: систематические группы Простейших, термины: ложноножки, пищеварительная, сократительная вакуоль, циста, миксотрофное питание

Планируемые результаты:

Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания;

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности простейших, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков

Ресурсы урока: учебник «Биология. Животные», автор: В.В. Латюшин, М. «Дрофа» 2017г., «Информационные листы», наборы для моделирования клеток простейших, компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности

(учитель приветствует учащихся)

У: Добрый день! Надеюсь, что наша совместная работа на уроке окажется результативной. Сегодня у каждого из вас будет возможность получить новые знания и умения, продвинуться по траектории своего личностного роста

2.Актуализация и целеполагание

У: На прошлом уроке мы начали изучение царства Животные. Вспомним его особенности.

(организуется фронтальная беседа)

Назовите характерные признаки животных

Перечислите систематические группы животных

Какие подцарства включает царство Животные?

У: Продолжим наше знакомство с удивительным миром животных. Обратите внимание, я умышленно не записала тему урока. Как вы думаете, почему? (учащиеся высказывают свои предположения)

У: Сейчас я прочту вам строки из стихотворения Н. Заболоцкого и из сказки Г.Х. Андерсена

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

( Н.Заболоцкий)

«Если через него (увеличительное стекло) поглядеть в каплю воды, взятую где-нибудь из пруда, то увидишь целые тысячи диковинных зверушек, которых вообще никогда не видно в воде, хотя они там, конечно, есть». (Г.Х. Андерсен «Капля воды». 1847г.)

У: Проанализируйте тексты и попробуйте сформулировать тему учебного занятия. Чтобы вам было легче, я задам наводящие вопросы:

О каком волшебном приборе идет речь?

Что в стихотворении названо «удивительной жизнью»?

О каких диковинных зверушках идет речь?

(учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнение по названию темы урока)

У: Действительно, сегодня мы познакомимся с микроскопическими, одноклеточными животными, которых Андерсен и Левенгук назвали анималькулями

Итак, тема урока «Простейшие», творческое название «Непростые Простейшие»

У: Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока

(учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает их ответы и формулирует цели урока)

Цели урока:

Узнать:

1.Характеристику Простейших

2.Представителей Простейших и их признаки

3.Значение Простейших.

Научиться:

1.Распознавать простейших, моделировать строение Простейших

2.Применять свои знания для решения ситуационных заданий

3.Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения

У: Посмотрите на слайд №4 , перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены Простейшие?

(учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки)

У: Вы не смогли верно выполнить задание, почему?

(учащиеся объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему)

У: Уточните, какая проблема у вас возникла? Почему вы столкнулись с этой проблемой?

(учащиеся формулируют проблему: Не смогли верно распознать простейших, т.к. у нас недостаточно знаний для этого)

У: Любую проблему нужно решать. Вы сможете это сделать, выполнив ряд заданий.

4. Первичное усвоение нового знания

У: Перенесемся в 17 век, в далекий 1676г. Голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук пишет письмо Лондонскому королевскому обществу «Среди всех чудес, которые мне довелось открыть в природе, это представляется мне самым величайшим чудом, и я смело могу сказать, что никогда еще моему взору не представлялось более приятного зрелища, чем все эти тысячи живых существ в одной капле воды, где они копошатся без устали и притом каждый сам по себе.» Так наука узнала об открытии одноклеточных животных

Сегодня изучением Простейших занимается протозоология. В 1980г. Международным комитетом биологов было принято решение выделить 7 типов простейших. Мы с вами познакомимся лишь с самыми известными

Просмотрите содержание §3-4 и заполните схему (учащиеся после работы с учебным текстом


Простейшие

t1637480015ab.gift1637480015ac.gift1637480015ad.gif
Тип Саркожгутиконосцы  Тип Инфузории           Тип Споровики

t1637480015ah.gift1637480015ai.gifКласс Жгутиковые  Класс Корненожки


Самые известные объекты протозоологии: Амеба обыкновенная (Amoeba proteus), Эвглена зелёная ( Euglena viridis), Инфузо́рия-ту́фелька ( Paramécium caudátum).

Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в лабораторию протозоологии, и на время вы станете ее сотрудниками. У нас будет работать 3 исследовательские группы, каждая получит задание

(Класс делится на 3 группы, которым выдаются задания. Учитель оговаривает правила работы в группе)

Задание для групп: (общая характеристика задания)

1.Прочитайте текст «Информационного листа»

2.Рассмотрите микропрепарат под микроскопом

3. Заполните таблицу:


Название объекта

Среда обитания

Движение

Питание

Дыхание

Выделение

Размножение









4.Используя раздаточный материал смоделируйте биологический объект

5.Выберите 2-х спикеров, которые представят результаты вашего исследования

(После выполнения заданий выступают представители каждой группы, по ходу выступления, учащиеся продолжают заполнение таблицы. На доске представители каждой группы вывешивают модели-аппликации простейших)


У:А теперь интрига….. Задание «Где логика?»

Я покажу вам некоторые вещи, а вы попробуете предположить, почему я это сделала.

(учитель демонстрирует предметы: кусочек школьного мела, фото «Египетские пирамиды» , плакат, на котором сделана надпись «Малярия», фотографию «Очистные сооружения» и стакан чистой воды, рисунок термита, коровы- симбиоз, схема «Цепь питания»)

(учащиеся высказывают предположение, что все объекты связаны с темой урока)

У: Ваши лаборатории должны уточнить какая взаимосвязь существует между данными объектами и одноклеточными животными. Для выполнения задания обратитесь к различным информационным сетевым ресурсам

Задания для групп.

1 группа:

Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html

Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html



2 группа:

«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html

«Цепь питания» - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html



3 группа:

Фото «Египетские пирамиды» - http://biofile.ru/bio/3617.html

Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html



(После выполнения задания группы кратко представляют результаты исследования)

1 группа:

1.Мел- горная порода осадочного происхождения, образовался на дне древних морей из раковин погибших простейших (корненожки и радиолярии).

2. Водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют важную роль в биологической очистке вод, помогают получать чистую питьевую воду

2 группа:

1.Возбудителем малярии является простейшее, малярийный плазмодий, поражающий эритроциты человека. Передают возбудителя при укусах самки комаров рода Anopheles

2. В водных экосистемах простейшие являются важнейшим звеном в цепях питания: Водоросли- простейшие- рачки- мальки рыб- хищные рыбы

3 группа:

1.Известняки в основном состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Египетские пирамиды возведены из такого строительного материала

2. Некоторые простейшие являются симбионтами высших животных, улучшая пищеварение и обмен веществ. Например, инфузории в рубце у жвачных, а жгутиковые в кишечнике термитов помогают хозяину переваривать клетчатку.

5. Аналитический этап. Закрепление и применение знаний в различных учебных ситуациях

У: Мы изучили характерные признаки Простейших . Я думаю, что вы согласитесь со мной, что совсем непросты эти простейшие животные. Предлагаю вам выполнить задания, применив знания, полученные сегодня на уроке.

Задание №1

Давно было замечено, что малярия свирепствует в тех районах, где много болот и стоячих водоемов. Считалось, что «ядовитые испарения» болот и «плохой» воздух вызывают приступы лихорадки. В 1880 году французский врач Лаверан обнаружил в эритроцитах и плазме крови больных малярией странных «микробов», занимавших почти всю клетку. У английского врача Мэнсона были на этот счет свои соображения, он считал, что малярию передают какие-то комары. Они напиваются кровью больных малярией, в их организмах образуются устойчивые споры, потом комары гибнут, падают в воду, а люди выпив воду со спорами, заражаются малярией.

Какие точка зрения , на ваш взгляд, верно объясняет причины развития малярии:

1.Люди заражаются малярией, выпив воду, зараженную спорами малярии

2. «Плохой» воздух и ядовитые испарения болот

3. «Микробы», поражающие эритроциты

4.Паразитические простейшие

(Эталон ответа: 4)

Задание №2:

Проанализируйте график заболеваемости малярией в РФ за период 2000-2012год. Выберите верные утверждения:

t1637480015al.jpg

1.За последние 12 лет в РФ регистрируются случаи привозной малярии

2.В 2005г. зарегистрированы случаи малярии средней степени тяжести

3.Самый высокий уровень заболевания малярии зафиксирован в 2001году

4.Снижение уровня заболеваемости малярией связано с вакцинацией населения

5.Наиболее низкая заболеваемость малярией отмечена в 2011-2012г.

(Эталон ответа:3,5)

Задание №3

В лаборатории провели эксперимент. Для этого амебу поместили в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Как вы думаете, какими результатами закончится эксперимент? Ответ поясните.

(Эталон ответа: Амеба или погибнет или образует цисту , т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)



6. Рефлексия

У: Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока

(Учащиеся озвучивают проблему: «Как распознать простейших»)

У: Как вы решали возникшую проблему?

(учащиеся отвечают на вопрос: «Изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование»)

У: Вернемся к слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены простейшие

(учащиеся называют номера, под которыми изображены простейшие)

У: Проанализируйте свою работу на уроке и определите достигли ли вы целей, поставленных в начале урока

(учащиеся высказывают свое мнение)

У: Я попрошу вас закончить предложения

-Самым трудным для меня на уроке было….

-Самым интересным для меня на уроке было….

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

(Учащиеся выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»)



7. Домашнее задание

§ 3-4

Творческое д/з: буклет «Осторожно! Паразиты» ( о паразитических простейших)

Информационный лист №1

(1 группа)

Тип Саркожгутиконосцы. Класс Корненожки (Rhizopoda). Амеба обыкновенная

Типичным представителем класса является амеба (Amoeba proteus) - обита­тель пресных водоемов (рис.). Она имеет вид ма­ленького (0,2—0,5 мм) бесцветного цитоплазматического комоч­ка, постоянно меняющего свою форму. Передвигаются корненожки с помощью временных выпячиваний цитоплазмы - ложноножек. Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями, которые она обтекает своими ложноножками , а затем в цитоплазме формируется пищеварительная вакуоль.  В цитоплазме имеется сократительная вакуоль . Она заполняется жидкостью (в основном водой), которая поступает в неё из цитоплазмы. Достигнув определённого размера, сократительная вакуоль уменьшается. Её содержимое изливается наружу. Так сократительная вакуоль выполняет функцию выделения. В неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При образовании цисты клетка сжимается и покрывается плотной оболочкой. Размножение амебы обыкновенной происходит делением клетки в теплое время года.

t1637480015am.png

Амеба: 1 – ядро; 2 – ложноножки; 3 – захват пищи и образование пищеварительной вакуоли; 4 – сократительная вакуоль

Информационный лист №2

(2 группа)

Тип Саркожгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная (Euglena viridis ).

Эвглена зелёная (Euglena viridis ) имеет зелёное веретеновидное тело, задний конец которого заострён, на переднем конце расположен жгутик.

Эвглена зеленая обитает в загрязненных пресных водоемах. Размер клетки около 0,05 мм. Эвглена имеет эластичную оболочку- пелликулу, которая придает ей форму. Движение осуществляется с помощью жгутика. В передней части клетки находится светочувствительный глазок, там же находится и сократительная вакуоль. С ее помощью из клетки выводятся избытки воды, вредные вещества. В остальной части клетки находятся ядро, хлоропласты, а также пищеварительные вакуоли. Эвглена зеленая питается миксотрофно. На свету- автотрофно, в хлоропластах происходит фотосинтез, а в темноте – гетеротрофно. Дышит эвглена всей поверхностью.

Для эвглены зеленой описан бесполый способ размножения. При этом клетка делится вдоль продольной оси (по длинной стороне). В неблагоприятных условиях (низкая температура, высыхание водоема) эвглена зеленая образует цисту. При образовании цисты происходит отпадание жгутика, клетка приобретает округлую форму и покрывается плотной оболочкой.

t1637480015an.jpg





Информационный лист №3

(3 группа)

Тип Инфузории. Инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum)

Характерным представителем типа является инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum).

Средой обитания инфузории-туфельки являются пресные водоемы со стоячей водой. Размер инфузории туфельки составляет 0,1—0,3 мм. Форма тела напоминает подошву туфли. Наружный плотный слой цитоплазмы (пелликула) определяет постоянную форму клетки. У инфузорий клетка покрыта ресничками. С их помощью туфелька плавает. У инфузорий имеется большое и малое ядра (большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе). У инфузории есть клеточные рот, глотка и порошица (место удаления остатков). Инфузория-туфелька питается бактериями. Дыхание происходит через покровы тела. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли. В них собирается вода с растворёнными веществами достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу.

Инфузория обычно размножается бесполым путём — делением надвое. Половой процесс инфузории туфельки называется конъюгацией. Конъюгация — половой процесс, при котором те обмениваются своим наследственным материалом. Биологическое значение конъюгации состоит в обновлении генетического материала и возможном появлении новых признаков.

t1637480015ao.jpg



Задание для 1 группы.

Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:

1.Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html

t1637480015ap.jpg

2.Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html

t1637480015aq.jpgt1637480015ar.jpg



3.Сформулируйте краткие выводы по результатам




Задание для 2 группы.

Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:

1.«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html

t1637480015as.png

«Цепь питания» - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html

t1637480015at.jpg



3.Сформулируйте краткие выводы по результатам



Задание для 3 группы.

Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:

1. Фото «Египетские пирамиды» - http://biofile.ru/bio/3617.html

t1637480015au.jpg



2.Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html

t1637480015av.jpgt1637480015aw.jpgt1637480015ax.jpg






Непростые Простейшие
PPTX / 18.27 Мб







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.